Россияне довольны жизнью

Данные ВЦИОМ подтверждают, что у россиян поменялось отношение к жизни, доходам и потреблению.

Данные ВЦИОМ подтверждают, что у россиян поменялось отношение к жизни, доходам и потреблению.

ВЦИОМ опубликовал очередные данные индекса удовлетворенности жизнью. За разнонаправленной динамикой показателей отчетливо видно изменение отношения россиян к своей жизни. Судя по всему, индексы ВЦИОМа стали первым научным фактом, доказывающим то, что мы постепенно опускаем планку понятия «что такое хорошо».

Анализировать каждый из шести индексов по отдельности не столь интересно, как их совокупность. Нет ничего удивительного в том, что показатель, фиксирующий самооценку материального положения в целом снизился с 66 до 62 пунктов: доходы населения явно не растут, и с каждым днем мы ощущаем это все сильнее. Именно это подтверждает возросшее до 19% число тех, кто оценил свое материальное положение как плохое. Однако интересно, что показатель ощущаемого благосостояния оказался выше, чем был осенью 2012-го года, во вполне благополучные времена, когда страна успешно выходила из прошлого кризиса. И гораздо выше, чем в 2009-2011 годах.

Индекс социального оптимизма по сравнению с августом формально не изменился. При этом произошло перераспределение «неопределившихся» респондентов: таковых оказалось не 13%, 11%. По одному проценту опрошенных перешли в стан «пессимистов» и «умеренных», т.е. людей, рассчитывающих через год жить так же, как сейчас. Доля «оптимистов» не изменилась.

Самый интересный индекс – удовлетворенность жизнью. ВЦИОМ рассчитывает его как разницу положительных и средних оценок и отрицательных оценок, полученных в ответ на вопрос «В какой мере вас устраивает или не устраивает сейчас жизнь, которую Вы ведете?» Формально этот индекс находится на невысоких позициях – 58 пунктов против 71 пункта осенью 2013 и 2014 гг. Однако он выше, чем, например, в 2011 году (41 пункт), и всего на 1 пункт ниже уровня благополучной осени 2012. При этом в глаза бросается очень высокая доля «оптимистов» - людей, которых их сегодняшняя жизнь устраивает вполне или по большей части.

Оценка удовлетворенность собственной жизнью коррелирует с оценкой ситуации в стране. Динамика доли людей, полностью согласных с тем, что дела в стране идут в правильном направлении, практически совпадает с динамикой доли довольных своей жизнью. При этом экономическое положение страны опрошенные оценивают скорее отрицательно (индекс третий месяц колеблется в диапазоне 44-46, т.е. ниже 50), но существенно лучше, чем в 2009-2011.

Учитывая, что и реальное состояние экономики России, и покупательная способность граждан сегодня существенно хуже, чем в 2011-м и даже в 2009-м годах, можно сделать вывод о том, что позитивная в целом оценка ситуации, которую дали опрошенные, подтверждает изменение «точки отсчета», с которой они на эту ситуацию смотрят. Данные ВЦИОМа хорошо коррелируют с цифрами «Комкона», который фиксирует практически полное исчезновение разрыва между желаемым доходом домохозяйств и их реальным доходом. Проще говоря, покупатель адаптировался к ситуации, он готов довольствоваться тем, что имеет, и не зариться на более дорогие товары.

Это хорошо для государства, поскольку гарантирует социальную стабильность даже при ухудшающихся показателях экономики. А вот для бизнеса это означает необходимость перестраивать маркетинговые программы, меняя акцент на другой набор ценностей. Например, при той картине мира и отношении к потреблению, которые сложились в головах наших граждан, ставка на мотивы достижения и показного благополучия будет не столь эффективна, как раньше. С другой стороны, цифры социологов говорят о том, что мы не столкнемся и с ситуацией «несбывшихся ожиданий», нервозностью потребителей. А это уже не плохо.

Источник: http://wciom.ru

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: ВЦИОМ