Российская розница: в ожидании денег

ЧасыРоссийский рынок розничной торговли является одним из самых быстрорастущих в мире. И такая тенденция, по прогнозам аналитиков, сохранится вплоть до 2010 года. Что это несет часовщикам?

Российский рынок розничной торговли является одним из самых быстрорастущих в мире. И такая тен-денция, по прогнозам аналитиков, сохранится вплоть до 2010 года. Что это несет часовщикам?

Тратить будут...

Большинство зарубежных экспертов сходятся во мнении, что именно российский розничный рынок является самым привлекательным рынком в мире. Так, согласно последним данным американской консалтинговой компании А. Т. Kearney, Россия возглавила список стран, наиболее привлекательных для международных торговых компаний и сетей.

Несмотря на то что за рубежом политическая и экономическая ситуация в нашей стране по-прежнему оценивается  как  нестабильная, эксперты PricewaterhouseCoopers, например, дают рекомендацию «инвестировать» в розничную торговлю России. Для сравнения: Чехия, более стабильная, и экономически, и политически, получила иную рекомендацию, а именно — «действовать осмотрительно». Оптимистичный взгляд западных аналитиков на Россию подтверждается вполне конкретными цифрами. Так, начиная с 2000 года обороты розничного рынка в России ежегодно увеличиваются в среднем на 9%. Прирост в 2004 году, по предварительным данным, составил и вовсе целых 12,5%, то есть 5,4 триллионов рублей, или $185 миллиардов.

Часы

Около 54% товарооборота розничной торговли приходится на долю непродовольственных товаров и 46% — на продукты питания. Следует заметить, что еще семь лет назад, в 1997 году, группа непродовольственных товаров в структуре потребления составляла только 17,6%, тогда как продо-вольственные товары — целых 82,4%. Это прямо свидетельствует о том, что благосостояние населения за последние годы существенно выросло и продолжает расти. Более того, рост оборота розничной торговли продовольственными товарами составил 8,8%, непродовольственными — 10,9% (в 2003 году со¬ответственно — 5,6% и 10,2%). Это значит, что спрос на непродовольственные товары растет более высокими темпами, чем на продовольственные.

...но где?

О том, как меняются требования и предпочтения покупателей, свидетельствуют другие цифры. Так, статистические данные говорят о том, что за последние несколько лет качественно поменялись привычные места совершения покупок — возросла доля того, что принято называть «цивилизованными формами торговли». Изменение доли компаний различных типов показано в таблице 1. В ней легко заметить перераспределение потоков покупателей. Прирост оборота торгующих организаций в целом составил 11,7%, тогда как прирост продаж на рынках — 4,2% (в 2003 году соответственно 8,8% и 5,6%). То есть обороты рынков не просто уступают оборотам других торговых площадок. Их обороты растут почти втрое медленнее, чем рынок в целом, а это значит, что данный сегмент медленно, но уверенно сжимается.


Такая тенденция является следствием изменения покупательских предпочтений. Люди все больше и больше склоняются к тому, чтобы покупать товары и продукты питания в хорошо организованных торговых центрах, супермаркетах и гипермаркетах. Однако это означает не только перераспределение потока покупателей между торговыми точками. Смена приоритетных мест продажи влечет за собой и смену требований к товарам, и как следствие — появление новых товаров-лидеров. Если на мелкооптовом рынке в общем случае выигрывает самый дешевый товар, то в супермаркете тот, у которого будет более яркая и качественная упаковка. А товары без штрих-кода, в непривлекательной и ненадежной таре на витрину хорошего магазина просто не попадут. Поэтому рост популярности больших торговых центров ведет к повышению качества потребляемых товаров, и как следствие — вызывает смещение акцента в покупках в сторону более дорогих изделий.

За жизнь в кредит

Перспективы российского розничного рынка в большей степени связаны с ростом покупательской способности населения, которую прогнозирует большинство экспертов. Совокупные годовые доходы населения в 2004 году, по предварительным данным, составили порядка 10 триллионов рублей, или около $350 миллиардов. (В 2001 году эта цифра составляла всего $170 миллиардов, то есть за три года совокупные годовые доходы населения увеличились более чем в 2 раза.) И это официальные данные, к которым следует относиться как к нижней оценочной границе. Реальные доходы определенно выше. Так, по данным Госкомстата, например, еще 3—4 года назад от официальных органов укрывалось более трети (30—40%) доходов населения. Сейчас эта цифра гораздо ниже. Специалисты полагают, что от налогообложения уходит до четверти доходов работающего населения страны.

Часы

Таким образом, $350 миллиардов — это предполагаемый объем официальных доходов населения, которые оно тратит или готово потратить на покупки. В 2005 году эксперты ожидают его увеличение где-то на 10—15%. В абсолютных цифрах прирост составит порядка $50 миллиардов. По мнению экспертов, такое увеличение расходуемых средств будет достигнуто в меньшей степени за счет роста собственных реальных доходов, а в большей степени за счет развития розничных продуктов в финансовом секторе, та-ких как кредитование населения. Другими словами, продажи будут расти не столько из-за реального роста зарплат, сколько благодаря тому, что банки будут готовы давать взаймы, а население будет готово эти деньги брать и тратить. Причем психологическая способность брать деньги в долг и тратить не менее важна, чем готовность банков выдать кредит. Еще 3—4 года назад эксперты отмечали неготовность трудоспособного платежеспособного населения брать в массовом порядке деньги взаймы у банков. Сейчас же ситуация коренным образом поменялась.

И хотя основная доля кредитов сосредоточена в области крупных покупок — недвижимость, автомобили, земельные участки, мебель, дорогая техника и т.д., свои перспективы российская розница в первую очередь может связывать с развивающимся высокими темпами кредитованием на текущие нужды. Именно этот вид кредитования постепенно вытеснит или, как минимум, обгонит популярное сегодня це-левое потребительское кредитование.

При массовом развитии кредитования населения на текущие нужды эксперты ожидают существенный рост рынка вследствие повышения покупательской способности населения за счет роста безналичных расчетов. По мнению аналитиков, переход на безналичный расчет между покупателем и магазином в ближайшее время будет носить повальный характер.

При этом банки, по мнению аналитиков, будут бороться за клиентов не только качеством предоставляемых услуг. Здесь возможен и такой способ, как увеличение кредитного лимита. Этот этап, по прогнозам экспертов, станет следующим после повального охвата населения кредитными карточ-ками. Если в минувшем 2004 году средняя сумма открываемого кредитного лимита составляла 18000—26000 рублей ($500-800) и редко — 29000-31000 рублей ($1000-1100), то в текущем году ожидается увеличение кредитного лимита для наиболее перспективной части клиентов. А это значит, что у населения, пусть даже и у отдельной ее части, появится возможность тратить больше. И в этой ситуации выиграют те магазины и торговые сети, которые будут иметь в своем арсенале не только кассовый аппарат, но еще и терминал для кредитных карт.

Приведем такой пример: если еще каких-то 3 года назад кредитными карточками в супермаркетах рассчи тывался лишь каждый двадцатый покупатель, то сейчас количество клиентов, предпочитающих расплачиваться кредитками, увеличилось в 3—4 раза. При стабильном объеме продаж продуктов питания за наличные рост рынка (примерно 10—15% в год) происходит как раз за счет безналичных рас-четов. И в ближайшие 2—3 года, согласно прогнозу, непродовольственный сектор должен «последовать примеру» продовольственного.

Поменьше оптимизма

Однако отечественные эксперты, не оспаривая мнение зарубежных коллег, менее оптимистичны в своей оценке российского розничного рынка и отмечают, несмотря на вполне впечатляющие цифры, если не противоположные, то отчасти негативные тенденции. Привлекательность данного сегмента экономики для иностранных инвесторов и прямых участников имеет вполне закономерное следствие — рост конкуренции. Эксперты полагают, что в течение ближайших трех-пя-ти лет в отрасли неизбежна, во-пер¬вых, консолидация сил, а во-вторых, перераспределение и изменение состава игроков.

Скорее всего, международные торговые компании прислушаются к мнению своих аналитиков и обратят более пристальное внимание на российский розничный рынок. Тем более что их «соотечественники» на нем уже присутствуют и чувствуют себя уверенно. А это значит, что конкуренция еще больше усилится и станет, скорее всего, еще более жесткой. При таком варианте развития событий смена состава игроков будет неизбежной и слабые будут вытеснены более сильными. При этом среди слабых по традиции могут оказаться в основном отечественные компании.

Часовой магазин

По оценкам PricewaterhouseCoopers, рентабельность розничной торговли в России составляет на сегодняшний день 14—16%, тогда как рентабельность оптовой торговли достигает лишь 3—5%. А это значит, что интерес в России может представлять именно розница — именно здесь есть возможность заработать. Причем розница понимается максимально широко: это и продуктовая группа, и группа непродовольственных товаров, и финансовый сектор. Более того, эксперты сходятся во мнении, что иностранные игроки будут присутствовать на российском рынке так или иначе, но самостоятельно, а не через посредников, как это было до последнего времени.

Всем сестрам — по часам

Что же все эти изменения и тенденции принесут часовщикам? Сменятся традиционные места совершения покупок, так что часовым магазинам необходимо «держать нос по ветру», переориентироваться с рынков и старых магазинов на крупные торговые комплексы. Высокая конкуренция между товарами и даже товарными группами (пример — часы и мобильные телефоны) потребует увеличения инвестиций в рекламу и повышение «яркости» часовых отделов. Есть надежда, что следующий этап «кредитоизации» населения, в отличие от первого, принесет часовщикам увеличение числа продаж. Но если такое случится, магазинам, торгующим часами, необходимо заранее подготовиться к переходу на безналичные расчеты, чтобы появление покупателей с кредитными карточками не застало их врасплох.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 1-2005

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: техника продаж 1-2005