РЕВОЛЮЦИЯ SWATCH

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Путь к спасению</span></span></p>

Применительно к часам слово «революция» чаще всего употребляют в связке с прилагательным «кварцевая». Но в ХХ веке произошла и еще одна часовая революция – революция Swatch.

Применительно к часам слово «революция» чаще всего употребляют в связке с прилагательным «кварцевая». Но в ХХ веке произошла и еще одна часовая революция – революция Swatch.

День рождения часов
В феврале 1983 года жители Швейцарии оказались взбудоражены рекламой - рекламой часов. Причин на то было достаточно. Гордость страны, некогда могущественная часовая отрасль продолжала оставаться в жесточайшей депрессии. Один за другим умирали даже крупнейшие бренды, и реклама нового проекта выглядела не менее странно, чем плакат «Пятилетку – в три года!», появись он сейчас на улицах Москвы. Еще большие вопросы вызывали рекламируемые модели: плакаты изображали 12 разноцветных кварцевых часов, сделанных из пластика, причем корпуса и ремешки составляли как бы одно целое. Удивляла и цена: 39,90 франков. Получался эдакий антипод настоящих швейцарских часов: механических, солидных, дорогих.
В первый день весны яркие модели появились в продаже в нескольких магазинах Цюриха. Продукт оказался столь необычен, что привлек просто толпы покупателей. Чтобы сбить ажиотаж, цену моделей вскоре подняли до 50 франков, что не помешало выпустить миллионный экземпляр Swatch в соответствии с бизнес-планом - в самом начале 1984 года. Именно Swatch стали одной из опорных точек, которые позволили возродиться швейцарской часовой промышленности. Swatch оказались не просто часами, а новым явлением, и день их коммерческого запуска – 1 марта 1983 года – можно считать днем рождения если не часов, то, как минимум современного отношения к ним. Чем же так интересен этот проект, зачем и почему он появился на свет, как сумел завоевать сердца миллионов людей по всему миру?

 

Часы Swatch

 

Synthetic Watch (пластиковые часы)
Проект Swatch изначально был задуман как способ восстановления позиций швейцарской часовой индустрии в нижнем сегменте рынка, которые та потеряла под натиском японских фирм. Второй задачей было вернуть интерес к аналоговым часам – начало 1980-х было пиком популярности цифровых кварцевых моделей.
Все 400 лет существования механических часов мастера соревновались в способности сделать их как можно точнее, удобнее, красивее. В середине ХХ века возможности «механики» были практически исчерпаны: любое мало-мальски серьезное улучшение точностных характеристик приводило к резкому удорожанию продукции. Поэтому фраза «точные часы» была синонимом словосочетания «часы дорогие».
Однако появившиеся в 1970-х кварцевые механизмы разрушили привычную картину мира: они были на порядок точнее любой «механики», к тому же японским компаниям очень быстро удалось сделать их не просто доступными, а дешевыми. Швейцарская часовая отрасль, ориентированная именно на традиционную «механику», лежала в руинах. Объем выпуска сократился почти в десять раз, число работников - втрое.
В это время в недрах ЕТА зародилась идея создать часы, которые могли бы успешно бить японцев на их же поле - в сегменте дешевых кварцевых часов. Ключевым фактором успеха должна была стать низкая себестоимость. Низкая настолько, чтобы несмотря на более дешевую рабочую силу, у азиатских производителей не оставалось шансов на успех. Проанализировав ситуацию, специалисты концерна ASUAG, куда входила ЕТА, вспомнили про два интересных проекта, симбиоз которых был способен привести к необходимому результату.
Первый из них – модель Tissot Astrolon, которая была показана на базельской выставке 1971 года. В ее механизме колеса, трибы, детали спуска, корпус и платина были сделаны из пластика. Благодаря этому почти в три раза было уменьшено количество деталей, и еще сильнее – в 40 раз - снизилось число производственных операций, исчезала потребность в смазке, а большую часть сборки удалось автоматизировать.
Вторым «донорским» проектом стал Delirium («безумие»). В конце 1970-х в битве за самые тонкие в мире часы у специалистов ЕТА родилась безумная идея: забыть все, что они знают о конструкции часов, и попробовать придумать их заново. В итоге была упразднена главная деталь механизма – платина, все детали размещались непосредственно на задней крыше и удерживались мостами и циферблатом. Это позволило снизить количество компонентов и сделать часы тоньше ремешка. Знаменитые Longines Feuille d'Or, толщина корпуса которых меньше миллиметра – это и есть практическая реализация проекта Delirium.
И хотя к 1980 году все необходимые идеи и технологии формально уже были известны, для выпуска готовых часов потребовалось два года работы двухсот инженеров и, по неофициальным данным, $8,5 миллионов инвестиций. Технологическая концепция Swatch была разработана под руководством главы ETA Эрнста Томке, а группу инженеров-энтузиастов возглавляли Эльмар Мок и Жак Мюллер.
 

 

Часы Swatch

 

Первоначально проект «народных часов» носил название Delirium Vulgare (что можно перевести как «народное умопомрачение») и вобрал в себя идеи Delirium и Astrolon. Основой механизма также являлась отлитая заодно с корпусом задняя крышка, на которую устанавливались пластиковые детали колесной передачи и двигателя. Такая конструкция снизила число компонентов до 51 (в обычном механизме их более 100) и позволила использовать автоматическую сборку. Отдельные детали и предварительно собранные узлы часов просто засыпались в корпус как в кастрюлю, и на вибростенде автоматически занимали свое положение. Затем робот устанавливал еще несколько деталей, накрывал механизм циферблатом, надевал стрелки и лазерным лучом герметично приваривал стекло к корпусу. Все, часы готовы. Никаких сборщиков, никаких задержек и ошибок: благодаря новой технологии себестоимость Swatch составляла лишь 20% от обычных часов!
В итоги Swatch получились недорогими, надежными, водонепроницаемыми, противоударными, да еще и из модных материалов. Ведь начало 1980-х – время моды на пластик, из которого старались делать все, обоснованно и не очень: бампера автомобилей, корпуса аппаратуры и даже одежду. Поэтому появление «синтетических часов» было обусловлено не только технологией, но и соображениями маркетинга.

 

 

Часы Swatch

 

Stylish Watch (стильные часы)
Именно маркетингом пришлось заниматься ASUAG после решения основных технических проблем. Первые два прототипа были функциональными, но весьма невзрачными на вид: прямоугольные и круглые часы в черном пластиковом корпусе. Даже по низкой цене желающих приобрести их было не много. Создатели быстро поняли ошибку, и мир получил ту самую бесконечную палитру цветов, которую мы знаем сегодня.
Бренд Swatch был зарегистрирован в 1981-м, а первая партия из 300 000 штук, произведенная годом позже, предназначалась для тестовых продаж в некоторых американских штатах. Без рекламной поддержки интерес к часам оказался существенно ниже ожидаемого. Тогда на помощь был призван Жак Ирнижер, ветеран Colgate-Palmolive, один из лучших в мире специалистов по маркетингу. Под его руководством швейцарское подразделение коммуникационной группы McCann-Erickson разработало рекламную кампанию, которая затем была подкорректирована в Нью-Йорке. Надо сказать, что агрессивный маркетинг не был в то время в чести у часовщиков, поэтому на общем консервативном фоне реклама Swatch действительно выглядела как нечто сногсшибательное. По некоторым данным, в первый же год на нее было потрачено вдвое больше денег, чем сумма, в которую обошлась разработка товара. Огромные инвестиции в продвижение дали результат: к моменту начала продаж в Швейцарии за новинкой выстроились очереди.
 

 

Часы Swatch

 

Николас Хайек называл разработку Swatch военной операцией, в которой было просчитано все до последнего хода, и говорил, что если в 70-х японцы победили швейцарский часпром экономически, то затем его команда отыгралась благодаря креативности. Спустя всего 3 года после старта было продано 50 миллионов часов Swatch, а в 1992-м преодолена планка в немыслимые 100 миллионов штук.
В чем заключался секрет успеха Swatch? Лучше всего на этот вопрос ответил сам Хайек: «Мы создали дешевые и качественные часы, после чего убедили весь мир, что часы — это не прибор для измерения времени и не изделие, которое человек покупает раз в жизни. Они как галстук или важная деталь костюма, которую нужно обновлять».
 

 

Часы Swatch

 

Перехватить лидерство в конкурентной войне ASUAG позволили не столько технологии, сколько маркетинговый подход. Swatch упал на благодатную почву: в 1980-х, перебесившись после хиппи и секс-революции, западный мир потихоньку начинал строить постиндустриальное общество, отмеченное тягой к индивидуализации потребления. И часы Swatch стали достойным товаром той эпохи: при колоссальном объеме выпуска они давали каждому возможность выделиться. Ассортимент рос в геометрической прогрессии, и каждый покупатель мог выбрать модель по душе.

 

Swiss Watch (швейцарские часы)
Переломить отношение к часам стоило Хайеку огромного труда. Но «мистер Swatch», как его иногда называли, умел добиваться своего. Результат мы видим своими глазами, о нем же говорят цифры. Если в 1976 году в США на 1000 человек приходилось 240 покупок часов в год, то в 1986 – уже 425. К 1993 году средний потребитель имел в гардеробе 5 разных часов. И это усредненные данные, потому что у тех, кто однажды «подсел» на Swatch, число моделей обычно переваливает за десять: под каждый костюм, каждое настроение и каждый жизненный случай. Ничем подобным не может похвастать ни одна другая часовая марка.
 

 

Часы Swatch

 

Пока мир следил за тем, как новинки от Swatch все увереннее теснили японцев в нижнем сегменте, Хайек готовил второй этап глобального плана по возрождению швейцарского часпрома. Под той же идеей «часы - это вовсе не часы» он развернул наступление механических калибров. Швейцарский часпром во главе с ASUAG отказался от конкуренции «механики» с «кварцем» - конструкция позапрошлого века не могла соперничать с достижениями электроники. Вместо лобового столкновения по параметрам точности и надежности было объявлено, что механические часы сами по себе являются особой ценностью, потому что за ними история, тепло человеческих рук и т.п. Второй безусловной ценностью был провозглашен бренд. И на свет появились десятки историй о том, как в горах Юра длинными зимними вечерами в заметенных по самую крышу домах крестьяне с любовью вытачивали сложные миниатюрные детали будущих часов…
 

 

Часы Swatch

 

Таким образом, Хайек замкнул кольцо: снизу японцев поджимал доступный и модный Swatch, а сверху – имидж престижных марок с маркировкой Swiss Made. Уже через 10 лет швейцарцы вернули себе прежние позиции на рынке, перегруппировали силы и перестроили предприятия. Азиатским компаниям осталась относительно узкая прослойка рынка – недорогие функциональные часы.

 

Second Watch (вторые часы)
Трудно переоценить значение Swatch в спасении швейцарской часовой промышленности – именно этот проект дал отрасли передышку, возможность собраться с силами. И нельзя не отметить влияние, которое он оказал на весь мировой рынок часов. Ведь в течение многих столетий до появления Swatch часовщики боролись за создание максимально точных механизмов, а люди покупали часы «на века». Появление точных и неприхотливых кварцевых часов лишило покупателей привычных ориентиров и обвалило промышленность Швейцарии. И не появись Swatch, через десятилетие или два в таком же положении неизбежно оказался бы и японский часпром, ведь гонка за точностью стала бессмысленной, а за функциональность люди готовы платить гораздо меньшие деньги, чем за настроение, стиль, имидж.
 

 

Часы Swatch

 

Swatch заставил мир по-иному взглянуть на часы, открыть в них новые измерения: часы как аксессуар, как элемент костюма, зеркало настроения. Конечно, Хайек продвигал прежде всего свои марки. Но формируя новый облик рынка, он тем самым создавал огромное поле деятельности для других фирм: все сегодняшние фэшн марки, усыпанные бриллиантами гламурные бренды, спортивные часы обязаны своему рождению двум простеньким черным прототипам, что появились в 1980 году на фабрике ЕТА в Гренхене.
Чтобы мерить время, человеку достаточно иметь всего один хронометр. В концепции Swatch ему нужно столько часов, сколько у него блузок, галстуков или вариантов настроения. И пока люди обновляют одежду и у них меняется настроение, всегда будет повод купить часы.

 

 

 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №6-2010

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Swatch 6-2010