Выставка в Базеле – глобальное событие, объединяющее операторов со всего мира. Именно поэтому ежегодная одновременно с ней проходит конференция часовых ассоциаций разных стран. Основная цель мероприятия – обменяться информацией о ситуации на своих рынках, лучше понять происходящее, тренды. Уже третий год в нем участвуют и представители Ассоциации участников часового рынка России, и сегодня мы предлагаем краткое саммари докладов.
Швейцария
Открывший конференцию президент швейцарской часовой федерации Жан-Даниэль Паше честно отметил, что отрасль находится в самой сложной ситуации с 2009 года.
В 2015 году падение экспорта из Швейцарии составило 3.3%. Причем спад нарастает: если в первом квартале экспорт вырос на 3.2%, то в четвертом снижение достигло 7.3%. В итоге по показателям экспорта всего за полгода отрасль скатилась на уровень 2012 года.
С точки зрения количества падение было менее сильным, всего на 1.6%. В другие страны было отправлено 28.1 млн наручных часов, что на 460 000 меньше прошлогоднего. Падали все ценовые сегменты, но с разной скоростью: люксовый – на 3.1%, дорогой на 4.3%, средний на -8,7%. Дешевый сегмент оказался самым устойчивым: минус 1%.
В качестве причин Жан-Даниэль Паше перечислил усиление швейцарского франка, падение спроса в Гонконге, замедление экономики Китая, напряженность на Ближнем Востоке, падение рубля, терроризм.
Наибольшие неприятности доставил крупнейший рынок – Гонконг, за год откатившийся почти на четверть, на уровень 2010 года. Потери там составили 946 млн франков при общем снижении экспорта из Швейцарии на 735 млн. Таким образом, заметил Паше, можно считать, что за вычетом Гонконга экспорт швейцарских часов вырос. Правда, поставки в Китай сократились на 4.7%. После роста отгрузок в США, который отмечался до августа, в конце года Америка тоже регистрировала снижение, и итоговая цифра оказалась -0.8% от уровня 2014-го. На 1.9% сократился экспорт в Японию. Практически единственным растущим регионом осталась Европа. Поставки сюда выросли значительно: в Италию – на 6.4%, в Германию на 0.7%, во Францию на 9.4%, в Англию на рекордные 19.4%. Положение дел внутри самой Швейцарии тоже было сложным из-за усиления франка и негативных потребительских трендов.
Китай
Представители Китая с отдельной гордостью сообщили, что данные Бюро национальной статистики почти совпали с данными таможни, причем практически все цифры позитивные. Общая выручка китайской часовой индустрии, включая готовые часы и их части, составила 67,5 млрд юаней, что на 3.2% больше, чем в 2014. Всего было выпущено 1.07 млрд готовых научных часов (+3.9%). Количество интерьерных часов снизилось на 3.7% до 520 млн штук, выручка от их экспорта – на 4.75% до 16.2 млрд юаней. Общий экспорт часовой продукции составил примерно 5.8 млрд долларов, что на 8.3% больше 2014-го. Экспорт наручных часов достиг 930 млн штук, (+4.1%), экспорт интерьерных упал на 5.9%, до 420 млн штук. Каких-либо данных о розничных продажах в Китае представители страны не показали, но отметили, что потребление часов в нижнем и среднем сегменте остается стабильным, в то время как импорт дорогих моделей сокращается. По их словам, причиной таких изменений стал переход потребителей к более рациональному поведению.
Гонконг
По традиции, представители Гонконга были самыми активными на мероприятии – видимо потому, что там динамика проявляется ярче всего. Общий экспорт часов из Гонконга упал на 4.5% до 76 млрд гонконгских долларов, падение импорта составило 12.8%. При этом экспорт в Японию вырос на 14.4%, в Швейцарию остался почти без изменений (-0.4%), а в США упал на 5.5%. Импорт из Швейцарии обвалился на 24%, из Италии – на 18%, Японии – на 13%, поставки из Китая незначительно выросли (+0.2%). Как видим, этих цифры полностью подтверждают динамику рынка, о которой говорили китайцы.
Представитель Гонконга отметил, что несмотря на относительно небольшие цифры падения, в реальности отрасль далека от идеального состояния. Показатели прошлого года – серьезный звонок о будущих изменениях. Их связывают с изменениями в китайской экономике и спросе в Китае, и ростом популярности электронных устройств, в особенности – появлением «умных часов». Также на часовую отрасль Гонконга сильно влияет соотношение валют, прежде всего – юаня и доллара.
Помимо этих причин, есть и долгосрочные тренды, сказывающиеся на отрасли. Традиционно Гонконг был поставщиком продукции нижнего ценового сегмента, ценой в $3-15. Но сегодня ситуация поменялась: Гонконг концентрируется на товарах с более высокой добавленной стоимостью, и большая часть экспорта относится уже к часам средней ценовой категории.
Еще более сложной, чем в экспорте, является ситуация с розничными продажами в Гонконге. Официальная статистика зафиксировала падение оборота розничной торговли на 3.7%. Представлявшие Гонконг часовщики отметили, что общая цифра маскирует такие сегменты, как «одежда и обувь» и «часы и украшения», падение в которых было гораздо большим (по часам - 15.6%). Причем ситуация имеет тенденцию к ухудшению: в январе общее падение розничного оборота составило уже 6.5%, почти вдвое выше среднего за 2015-й. Согласно прогнозам делегации Гонконга, в ближайшие 12 месяцев продажи часов, ювелирных изделий, одежды сократятся на 26%. Не обещает оптимизма и будущее гонконгского экспорта: январские цифры оказались на 9.9% ниже 2014-го, т.е. темпы падения нарастают и здесь.
Индия
На протяжении многих лет индийский рынок рос на 10-12% в год. 2015 был годом вызовов для всех, и рост в локальной валюте составил «всего» 6.7%. Однако эта статистика не имеет значения для будущего: с 1 января этого года в Индии действуют новые законодательные нормы, согласно которым информация обо всех покупателях, приобретающих товары дороже 3500$, через интернет автоматически сообщается в налоговую службу. Влияние этого закона на торговлю дорогими товарами уже оказалось драматическим. Представитель Индии отметил, что если при покупках товаров за $3000-5000 клиенты еще готовы оставлять информацию о себе, то продажи машин ценой в $300 000 остановились.
Но ситуация когда-то нормализуется. Экономика Индии остается одной из самых быстрорастущих в мире (в 2015-м ВВП страны вырос на 7.5%), у людей есть деньги. Как отметил делегат, продажи в нижнем-среднем сегменте не пострадают, а в 2017-м он надеется на восстановление продаж и дорогих часов.
Италия
Так сложилось, что две страны с названиями на букву «И» выступали одна за другой и отчитались о прямо противоположной динамике. Например, в Италии недавно подняли лимит на покупки за наличные с 1000 евро до 3000 евро, поэтому предприниматели ожидают роста продаж часов и украшений. Но 2015-й был более чем позитивен и без этого: экспорт из Швейцарии вырос больше чем на 6%. Представитель Италии отметил, что количество продаваемых часов на протяжении последних лет падает, выручка растет. В 2014 и 2015 выручка от продажи часов увеличивалась на 9.6% и 11.9% соответственно и достигла 1.41 млрд евро. Много это или мало? Докризисная оценка российского рынка давала цифры в районе $1 млрд.
Германия
Германия является важным рынком и одним из крупных производителей часов и украшений, и последние годы показывает хорошую динамику. В 2015-м экспорт часов и украшений вырос на 12.4% и превысил 2 млрд евро (еще пять лет назад эта цифра была почти вдвое меньше). Растет производство часов на базе собственных, а не импортированных механизмов. Импорт часов и украшений прибавил 19.5% и достиг 2.4 млрд евро, при этом сильнее всего (почти на четверть) выросли поставки из Азии. В Германии планируется понизить ограничение на сделки за наличные до 5000 евро.
Франция
По словам представителя Франции, спасибо туристам, продажи часов во Франции в прошлом году шли хорошо – по крайней мере до ноябрьских терактов. В качестве важного тренда он отметил рост продаж через интернет. Не менее хорошо себя чувствовал и экспорт: прирост к 2014-му составил 15%. Главными рынками стали Швейцария (+39%) и Гонконг (+29%).
Япония
В 2015 году количество выпущенных в Японии часов осталось примерно на прежнем уровне (68.7 млн штук), но их стоимость выросла с 248 до 286 млрд йен (+15%). Около 86% выпущенных часов поставляются на экспорт, при этом на долю внутреннего рынка приходится 45% стоимости (129 млрд йен): японцы ценят свои товары и покупают в среднем существенно более дорогие модели. Производство интерьерных часов составило 15,9 млн штук против 16 млн штук годом ранее. При этом выручка выросла с 27.7 млрд йен до 28 млрд йен. Еще боле интересна картинка в экспорте: при падении количества поставленных часов примерно на 10%, стоимость экспорта на те же 10% увеличилась.
Говоря о прогнозах, Швейцарская часовая федерация ожидает, что в 2016-м экспорт окажется примерно на таком же уровне, как и в 2015-м, восстановление показателей начнется во второй половине года. Аналогично про ожидаемое восстановление рынка во втором полугодии 20160го говорили и представители еще некоторых стран.
Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна