Пружина или батарейка?

Для того, чтобы грамотно ответить на все вопросы покупателя, продавец должен хоть немного знать о товаре, его устройстве, материалах, из которых он сделан, их преимуществах.

Для того, чтобы грамотно ответить на все вопросы покупателя, продавец должен хоть немного знать о товаре, его устройстве, материалах, из которых он сделан, их преимуществах. Сегодня мы открываем своеобразный «часовой ликбез». И начинаем его с общего рассказа о том, какие бывают в часах механизмы.

 

Существует всего несколько способов привести в действие механизм наручных часов, то есть источников энергии:

·         Простой способ ручной заводки пружины механических часов.

·         Автоматик, или автоподзавод механических часов.

·         Батарейка.

·         Система питания "Кинетик" (в часах Seiko) или "Aвтокварц" (в швейцарских часах).

·         «Эко-Драйв» (в часах Citizen) — солнечный элемент.

·         Тепло руки человека, использующееся в качестве источника энергии в термочасах.

Все эти способы имеют и достоинства, и недостатки. Давайте рассмотрим их применительно к группам механических или кварцевых часов.

 

Группа механических часов

 

Классическим способом завода механических часов по сей день остается способ скручивания пружины, расположенной в механизме. Этот принцип неизменен с момента создания первых компактных часов. Пружина передает усилие на анкерное колесо, которое не дает остановиться маятнику. Основной недостаток механических часов в наше время — точность хода. Нормальной точностью считается ± 20 секунд в сутки. Только в специальных швейцарских хронометрах с маятником, защищенным от колебаний температуры и влажности, удалось достичь точности, сравнимой с кварцевыми часами. Но из-за огромной цены и непомерно сложного в изготовлении и обслуживании механизма, эти часы вряд ли когда-нибудь станут массовыми. В классическом виде сейчас ручной способ завода применяется отечественными часовыми производителями и почти всеми швейцарскими производителями механических часов.

 

Почти все японские компании отказались от этого способа из-за его непрактичности. У него есть один существенный минус: заводить часы надо ежедневно. Правда, для некоторых людей, которые владеют дорогим хронометром какой-нибудь известной швейцарской фирмы, процесс завода часов превращается в некий ежедневный ритуал, цель которого — вдохнуть жизнь в стальной механизм. Но зато есть и достоинство подобного способа заводки часов: возможность создать механизм часов небольшой толщины.

 

Уже 15-20 лет в мире механических часов лидирует автоподзавод (или "automatic"). В часах с автоподзаводом установлен грузик, который при ношении часов вращает заводной механизм. Если часы носят около 8 часов в день, можно полностью отказаться от принудительного завода часов.

Недостатком автоподзавода является большая толщина механизма, влияющая на внешний вид, особенно в женских моделях. К тому же в некоторых автоподзаводных механизмах вообще отсутствует возможность принудительного завода, что делает их не очень привлекательными для людей с малоподвижным образом жизни.

 

Запас хода в большинстве механических часов — 36 часов после полного завода.

 

Группа кварцевых часов

 

В принципе, все кварцевые часы похожи: кварцевый генератор выдает сигнал с высокой степенью стабилизации частоты, который в дальнейшем делится до частоты 1 Гц. Усиленный, он подается на обмотку шагового механизма, движущего секундную стрелку, или в процессор, который обрабатывает сигнал и передает на жидкокристаллический индикатор (ЖКИ) команды управления.

 

Особенности кварца — высокая стабильность частоты, практически не зависящая от внешних факторов, таких, как температура, влажность, напряжение питания — были замечены давно. С началом производства интегральных микросхем стало возможным использовать эти свойства в часах, благодаря чему реализована нынешняя средняя точность хода кварцевых часов ± 15 секунд в месяц (в специально спроектированных хронометрах — даже 0,3 секунды в месяц).

 

Добавьте к этому еще простоту, надежность, долговечность и отсутствие в механизме кварцевых часов деталей, которые постоянно находятся в напряжении, — кварцевые часы вполне закономерно доминируют сейчас на часовом рынке. Здесь могут возразить любители швейцарской механики, мол, кварцевые часы — это не часы вовсе, а стрелки или индикатор с батарейкой, но, на наш взгляд, часы в первую очередь должны показывать правильное время, а с этим кварцевые часы справляются намного лучше швейцарской механики.

 

Вопросы престижа, имиджа, дизайна, гармонии с окружающим миром и тому подобные мы сейчас затрагивать не будем, поскольку пишем о системах снабжения часового механизма энергией.

 

Принятая изначально схема питания — батарейка, к ней принципиально сводятся все другие способы питания. У нее существует огромное достоинство перед другими схемами: дешевизна элементов питания и относительная простота их замены. Безусловно, лучше пользоваться услугами фирменных сервис-центров для замены батареек: в конечном счете, это обходится дешевле.

 

В часах типа «Эко-Драйв» (Eco-Drive) фирмы Citizen солнечная энергия проходит через циферблат и попадает на площадки солнечного элемента, который заряжает аккумулятор, установленный в часах.

 

В часах «Кинетик» (Kinetic) фирмы Seiko применена более сложная схема зарядки аккумулятора часов. По сути, «Кинетик», одно из последних слов в технологии часов, является гибридом между часами с автоподзаводом и простыми кварцевыми часами. Тот же грузик, что и в автоподзаводе, вращается при ношении часов. Но он приводит в действие уже не механизм завода пружины, а ротор генератора, который развивает скорость вращения до 2500 оборотов в минуту. Генератор преобразует ток генерации в ток зарядки и заряжает аккумулятор. Преимущества системы «Эко-Драйв» налицо: нет лишних движущихся деталей, что повышает срок службы часов в целом.

 

Часы типа «Кинетик» и «Эко-Драйв» — своего рода маленькая передвижная электростанция с довольно хитрым механизмом, что вселяет в ее обладателя чувство гордости за свои часы.

 

Недостатки обеих систем связаны с использованием аккумулятора — ограниченный срок службы самого аккумулятора (от 3 до 10 лет) и его высокая стоимость (в 3-7 раз выше, чем у обычной батарейки). Время работы часов с обычной батарейкой — от 1,5 до 5 лет. Часы «Эко-Драйв» с полностью заряженным аккумулятором должны работать 80 дней; часы типа «Кинетик» — больше трех суток (по паспорту). В новом поколении часов SEIKO «Kinetic Auto Reply» этот срок увеличен до 150 дней, а в новом поколении часов Citizen Eco-Drive составляет более 200 дней.

 

Самыми последними достижениями по применению нестандартных источников энергии в часах являются выставленные на ежегодной часовой выставке в Базеле (Швейцария) в 1999 году опытные экспонаты термочасов, произведенные фирмами Seiko и Citizen. Принцип работы этих часов схож с Eco-Drive и Kinetic, только аккумулятор подзаряжается от системы термопар, использующей разность температур на внутренней (задней крышке) и внешней стороне часов (ранте). Пока эти часы достаточно громоздки, увесисты (около 150-200 граммов) и дороги (1500-2000 долларов США), но со временем эта технология, несомненно, будет улучшена и упрощена.

 

Материал предоставлен компанией «Кайнетик»

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №1-2000

 

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 2-2000 Технологии и материалы