ПРОВЕРЬ ПРОВЕРЯЮЩЕГО!

<span style="font-family: Verdana; color: rgb(128, 128, 128);">Михаил Стёпкин, адвокат</span> Чем меньше в магазине покупателей — тем больше проверяющих. Но не все из них заслуживают того, чтобы с ними общаться.

Российский предприниматель уже привык к тому, что в любой момент в торговое  предприятие  может  заявиться какой-нибудь проверяющий и потребовать  предоставления  всех  мыслимых и немыслимых документов. Не  секрет, что  многие  привыкли  и  к  тому,  что  с проверяющими  лучше  договариваться,  так  как  если  этого  не  сделать,  то будет  наложен  немалый  штраф.  Если же  удастся договориться, можно отделаться небольшим подношением. Поскольку  мздоимство  и  взяточничество  стали  частью  менталитета  среднестатистического  россиянина,  этим  нередко  пользуются  общественные  защитники  потребителей, которые  в  некоторых  регионах  своей активной  деятельностью  доставляют немалую  головную  боль  розничным продавцам. По  закону  такие  объединения  должны  быть  добровольными  объединениями  граждан,  которые бескорыстно  стремятся  к  совершенствованию  взаимоотношений  между продавцами  и  покупателями.  В  действительности  же  статус  общественных  защитников  —  лишь  маска,  под которой  ведут  свой  бизнес  предприимчивые  граждане,  зачастую — шарлатаны и мошенники. О том, кто такие общественные  защитники  потребителей  и  как  с  ними  бороться,  и  пойдет речь далее.

ПРАВА РЕАЛЬНЫЕ И ДЕКЛАРАТИВНЫЕ
Вначале разберемся с правами и полномочиями  общественных  защитников.  Как  видно  из  вставки  1,  перечень  прав  общественников  достаточно  объемный.  Но  если  вчитаться  в  текст  повнимательнее,  то  мы увидим,  что  полномочий,  которыми реально  можно  воспользоваться,  не так уж и много.

Конечно,  можно  предположить, что  найдется  некоторое  количество граждан,  которые  пожелают  добровольно  и  бескорыстно  объединиться для  достижения  благой  цели —  улучшить  взаимоотношения  между  продавцом  и  покупателем,  то  есть  для того, чтобы:
а)   Участвовать  в  разработке  обязательных требований к товарам. Обязательные  требования к  товарам установлены в технических регламентах, ГОСтах и прочих нормативных документах.  технические  регламенты  имеют  статус  федерального  закона,  а  правом  законодательной  инициативы  «общественники»  не  наделены. помощников  у  субъектов  законодательной  инициативы,  например  у депутатов Государственной думы, хватает и без них. за разработку ГОСтов и прочих подзаконных актов получают денежки соответствующие НИИ, которые  в  рыночную  эпоху  за  счет  этого только и существуют. А посему делиться  своим  хлебом  с  какими-то  общественниками  они  не  будут.  Так  что на  практике  этот  пункт  оказывается нежизнеспособным.

б)   Распространять  информацию  о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров и т.д. Иными  словами,  заниматься  просветительской  работой.  Допустим, задумает  какое-нибудь  региональное  общественное  объединение выпустить  газету  районного  масштаба,  посвященную  проблемам  защиты  прав  потребителей,  и  авторы  найдутся. Но непременно встанет вопрос: где  взять  денег  на  финансирование издания?

в)  Вносить  в  федеральные  органы исполнительной  власти,  организации  предложения  о  принятии  мер по  повышению  качества  товаров, по приостановлению производства и  реализации  товаров,  по  отзыву товаров с внутреннего рынка. Несомненно, цель благая,  и  органы  исполнительной  власти  очень нуждаются  в  таких  предложениях. Вот  только  на  практике  в  эти  органы,  в  частности  —  в  территориальные  управления  Роспотребнадзора, обращаются  не  общественники,  а сами  нуждающиеся  в  защите  граждане. Общественники же, минуя  лишние, на их взгляд, структуры и органы, предпочитают  обращаться  напрямую к  продавцу  или  исполнителю,  о  чем речь пойдет ниже.

г)   Обращаться в органы прокуратуры. Этот  пункт  особенно  умиляет,  да и  выглядит  не  по-детски  страшно. Ничуть  не  сомневаюсь,  что  уважаемые  работники  прокуратуры,  вплоть до секретаря канцелярии, зорко стоят на  страже  закона.  Но  все  же  позволю себе задать вопрос: а доходят ли у «прокурорских»  руки  до  такого  благородного дела, как защита прав потребителей?  да  у  них  сейфы  ломятся  от папок с делами по особо тяжким преступлениям!  А  тут —  какие-то  потребители...  В  лучшем  случае  ответят  на  обращение  письменно  и  посоветуют  разрешить  спор  в  гражданско-правовом порядке.

Таким образом, анализ установленных законом прав общественников показывает,  что  большая  часть  из  них  носит  чисто декларативный  характер.  Но  поскольку альтруистов  и  романтиков  в  наше  время практически  не  осталось,  зададимся вопросом:  с  какой  же  целью  граждане объединяются в подобные общества?

ОБЩЕСТВЕННЫЙ БИЗНЕС
Если  откинуть  мертворожденные права  общественных  объединений  потребителей,  останется  то,  что позволяет  многим  участникам  этих организаций  иметь  вполне  приличный  доход: право  проверять  работу торговых  организаций  и  право  обращаться в суды с заявлениями в защиту  прав  как  отдельных  потребителей, так и неопределенного круга потребителей. 

Благодаря  этому  пункту  очень многие  люди  превратили  различные общественные  и  (по закону  и  Уставу) бесприбыльные  организации  в  собственный весьма доходный бизнес. Вот  реальный  пример,  как  это порой  делается.  В  торговое  предприятие  заявляется  группа  товарищей  в галстуках  с  краснокожими  удостоверениями  в  руках,  и  главный  из  них предъявляет продавцу некое «направление»  (см.  вставку  2).  В  нем  особенно  грозно  выглядит  примечание, содержание  которого  достойно  того, чтобы процитировать его полностью: «В  случае  отказа  проверки  или иного  противодействия  общественной  организации,  в  отношении  такого  лица  будут  предприняты  согласно  федеральному  закону  РФ «О  прокуратуре  Российской  федерации»  от 17.01.92  г. №  2202-1,  закона  РФ «О милиции»  от  18.04.91  г.  №  1026-1,   другим нормативным правовым актам РФ меры  по  прекращению действий, препятствующих  осуществлению  полномочий  представителей  общественных  организаций  и  привлечению виновного лица к ответственности по всей строгости закона».

Вот  так!  по  всей  строгости  закона,  ни  больше  и  не  меньше!  Не  хватает  малого:  «вплоть  до  применения смертной казни». Расчет  верный:  дочитав  примечание  до  конца,  продавец  начнет  лихорадочно  соображать,  за  что его  можно  привлечь  к  ответственности  «по  всей  строгости»  и  что  нужно сделать,  чтобы  хоть  как-то  смягчить свою  участь!  При  этом  «что  сделать» в  России  почти  однозначно  означает «сколько дать». Как же вести себя при встрече  с  общественниками? И  главное,  как  не  отдать  больше,  чем  это определено законом?

 

Документ


СВОБОДНЫЕ ЛЮДИ
Во-первых, не нужно забывать о  том, что общественные организации — это не государственные органы и не покупатели.  Это  некие  «свободные  люди», и  кажущаяся  широта  их  полномочий на самом деле мнимая. Да,  общественники  имеют  право проверять  соблюдение  прав  потребителей  торговыми  организациями  и составлять акты о выявленных правонарушениях.  Но  это  совсем  не  означает,  что  предприниматели  должны каким-то  образом  содействовать  им в этом.

Более  того,  продавцы  вообще могут  никак  не  реагировать  на  действия  работников общественных организаций,  потому  что  закон  не обязывает  продавцов  предоставлять  общественникам  какие-либо хозяйственные  документы  (например  накладные),  предоставлять информацию,  выделять  место  для составления их актов и т. д. и т. п.

«Как  так?  Не  может  быть!  мы же  должны  показывать  сертификаты  и  прочее  покупателям»,  —  скажете  вы.  действительно,  в  соответствии  со  ст.  10  закона  РФ  «О  защите прав потребителей» продавец обязан  предоставить  потребителю  необходимую  и  достоверную  информацию о товарах, обеспечивающую возможность  их  правильного  выбора,  в том  числе  и  информацию  об  обязательном подтверждении соответствия товаров  требованиям,  обеспечивающим  их  безопасность  для  жизни, здоровья  потребителя,  окружающей среды и предотвращение причинения вреда  имуществу  потребителя.  Речь идет  о  сертификатах  соответствия (декларациях  соответствия),  которые  так  любят  требовать  проверяющие из любых инстанций. Но обратим внимание:  такая  обязанность  существует  только  в  отношении  потребителей.  Таким  образом,  предоставить документы  продавец  обязан  именно  потребителю,  то  есть  гражданину, имеющему  намерение  заказать  или приобрести,  либо  заказывающему, приобретающему или использующему товары  (работы,  услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных  нужд,  не  связанных  с  осуществлением  предпринимательской  деятельности.

Но  проверяющие,  то  есть  сотрудники  общественных  организаций  по защите  прав  потребителей,  не  имеют намерения  купить  товары!  У  них  другие  цели,  о  которых  они  заявляют, как  правило,  едва  ступив  на  порог торгового  предприятия.  Именно  поэтому  общественники  потребителями считаться  не  могут,  а,  следовательно, и требовать предоставления документов они не вправе. Конечно, получив  «щелчок  по  носу»,  в  следующий раз  общественники  могут  разыграть мини-представление:  в  магазин  войдет покупатель, и как бы сами по себе туда войдут проверяющие. Покупатель потребует  предоставить  ему,  например,  сертификат  соответствия  на товар, а проверяющие будут фиксировать реакцию продавца.

Однако этот способ все же намного сложнее, чем то, как проверяющие поступают  обычно:  удобно  усаживаются  в  кабинете  директора  магазина  и  начинают  листать  все  документы подряд. В этом же случае им придется привлекать  человека  со  стороны,  который  не  сможет  перебирать  все  документы  подряд,  ибо  ему  сразу  будет задан  вопрос:  собирается  ли  он  что-либо  покупать,  да  и  люди  в  очереди могут  оказать  серьезное  моральное воздействие  на  такого  клиента.  И  уж совершенно точно покупателю никто и никогда не станет показывать накладные,  копии  Гтд  и  прочую  документацию, которую так любят проверяющие.

Будут  ли  общественники  устраивать  такой  спектакль?  Скорее  поищут  более  легкую  жертву.  Так  что  на требование  предоставить  какие-то документы продавцу следует отвечать твердым отказом.

АКТ АКТУ РОЗНЬ
Во-вторых,  следует  иметь  в  виду,  что акты,  составляемые  общественными  организациями,  не  являются  для суда  абсолютными  доказательствами.  Эти  акты  —  не  протоколы  административных  правонарушений,  правом  на  составление  которых  наделены  государственные  контролирующие  органы,  например  тот  же Роспотребнадзор. Форма  этих  документов никак не определена, ведь они составляются не  должностными  лицами,  то  есть  лицами,  несущими  ответственность за их содержание.

Фактически  данные  акты  —  это всего  лишь  форма  фиксации  свидетельских  показаний  лиц,  их  подписавших,  но  не  более  того.  У  продавца нет ни прав, ни обязанностей знакомиться  с  этими  бумагами,  получать их  копии,  что-то  писать  в  них,  например  свои  объяснения.  при  рассмотрении  судом  (если  уж  дело  до  этого дойдет)  составленный  общественниками  акт  должен  оцениваться  наравне со свидетельскими показаниями со стороны продавца. Поэтому последнему  стоит  организовать  выступление  в суде всех, кто находился в магазине в отраженный в акте момент времени.

Конечно,  реалии  нашей  жизни таковы,  что  если  правосудие  вершит мировой  судья,  то  он,  как  правило, стоит на стороне потребителя. Именно поэтому он может и не оценить составленный  общественниками  акт  должным  образом,  либо,  наоборот,  необъективно  оценить  показания  свидетелей продавца. Однако шансы на отмену  такого  решения  суда  во  второй инстанции высоки.

ПОТРЕБНАДЗОР — ПРОТИВ!
В-третьих,  по  возможности  имеет смысл  привлечь  в  качестве  союзников  других  педпринимателей,  СМИ и  даже  государственные  органы.  И тут  на  помощь  предпринимателю может прийти не кто иной, как сам … Роспотребнадзор. По-видимому, бестолковые, необоснованные  и  зачастую  попросту  противоправные  действия  общественных объединений  вывели  из  себя  даже тех, кто сам от имени государства контролирует  деятельность  продавцов.

Так,  главный  контролер  от  государства, Роспотребнадзор, разъяснениям относительно полномочий общественных объединений посвятил письмо от 29 июня 2005  г. № 0100/4938-05-32 (см.  вставку  3).  Текст  этого  письма желательно  не  только  иметь  в  помещении  торгового  предприятия,  но  и вывесить  его  прямо  в  уголке  потребителя.

ИЩИ СОЮЗНИКОВ
В-четвертых, когда набеги общественников становятся системой, появляется шанс  привлечь  в  союзники  правоохранительные  органы  и  прокуратуру (хотя, не скрою, это очень нелегко). Однако  если  прокуратура  будет  участвовать в суде, вероятность выиграть дело повышается многократно. Как известно,  деньги  любят  тишину,  поэтому  любые  чрезмерно  активные и эмоциональные действия общественников могут повлечь убытки торгового  предприятия. Именно  поэтому, если общественники, войдя в магазин, начинают шуметь, прерывать процесс торговли, тем самым отпугивать покупателей,  продавец  может  обратиться  к  сотрудникам  правоохранительных  органов  за  помощью. Для  этого телефон ближайшего отделения милиции  должен  быть  всегда  под  рукой. И не  надо  бояться:  звоните  и  говорите, что в магазине  таком-то неизвестные  люди  шумят  и  хулиганят. Пусть проверяющие объясняются с нарядом. Практика работы нашей правоохранительной  системы  такова,  что  кто  первым обратился — тот и прав.

ЗАЩИТА НАПАДЕНИЕМ
В-пятых,  можно  воспользоваться  и таким  способом  защиты,  как  предъявление  встречного  иска  на  заявление  в  суд  общественной  организации.  Во  встречном  иске  следует  требовать  возмещения  вреда  (упущенной  выгоды)  на  том  основании,  что вследствие действий проверяющих на некоторое время была приостановлена торговля.

Возможно,  данные  требования  и не будут удовлетворены судом, но это уравняет  в  правах  и  возможностях продавца  и  того,  кто  хочет  попросту нажиться за его счет. И  если  уж  если  дело  дошло  до судебного  разбирательства,  необходимо  высветить  суду  истинную  цель общественников:  извлечение  наживы,  «высасывание  из  пальца»  проблемы, которой по большому счету-то и нет.

А  в  ходе  судебного  разбирательства  необходимо  настаивать  на  проверке  документов.  С  этой  целью  для подтверждения  полномочий  представителя  общественного  объединения в  самом  начале  судебного  процесса  необходимо  потребовать  предоставить  подлинники  документов,  подтверждающие  эти  полномочия.  Ведь не  тайна,  что  многие  общественные объединения  игнорируют  требования  законодательства  о  некоммерческих объединениях. Как минимум, все они  должны  иметь  Устав,  быть  зарегистрированы  в  установленном  законом  порядке,  иметь  исполнительные органы.

ПРОВЕРЬ ПРОВЕРЯЮЩЕГО
Розничному продавцу нелишне всегда помнить сценку из знаменитого фильма  о  том,  как  небезызвестный  прохиндей по имени Остап, достав перед носом  продавца  зеркальце  в  чехольчике  красного  цвета,  изобразил  из себя VIP-персону и тут же с легкостью обогатился.

Мораль:  необходимо  всегда  проверять  полномочия  лиц,  именуемых себя  «инспекторами»,  «специалистами»,  «заместителями  президента»  и прочих  пекущихся  о  правах  потребителей  субъектов,  но  фактически  — проходимцев. При этом не стоит безоговорочно  доверять  предъявляемым ими удостоверениям. Ведь это не официальный  документ,  образец  которого  установлен  государственным органом.  Как  вариант  —  можно  потребовать  документы,  подтверждающие полномочия  как  самих  проверяющих, так и тех, кто их направил. Подробнее о  том, какие именно документы и  что в них смотреть, и пойдет речь далее.

АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ
Итак,  перед  глазами  продавца  неожиданно возникли нахмуренные лица общественников  и  та  самая  грозная бумага с выделенными жирным шрифтом  строками о привлечении  к ответственности по всей строгости закона. Как  правильно  вести  себя  в  первые минуты столкновения? Ни в коем случае  нельзя  занимать  позу  обороняющегося,  а  наоборот —  нужно  сразу переходить  в  атаку!  А  для  этого  — задать  тональность беседы  «правильными» вопросами визитерам.

1.   Прежде  всего, необходимо  выяснить их личности, для чего потребовать  (именно потребовать!)  предъявить  удостоверения.  Проверку личностей  проверяющих  не  следует  сводить  к  простому  обозрению их удостоверений. С удостоверений, или  что  там  у  них  в  руках,  не  только  следует  снять  ксерокопии,  но  и изучить  их  на  предмет:  подлинности печати, «срока годности» ксивы, соответствия  сведений  в  удостоверении  остальным  документам,  о которых чуть ниже, и т.д.

2.   Затем  следует  потребовать  документ, на основании которого общественники  заявились  к  продавцу. Что имеется в виду? Например,  для  госконтролеров  из  Роспотребнадзора  —  это «Распоряжение  на  проведение  мероприятия  по  надзору»,  подписанное  руководителем  территориального  управления  субъекта  РФ  или  его заместителем и заверенное гербовой печатью. такие требования к распоряжению  установлены  административным  регламентом  Роспотребнадзора по  исполнению  государственной функции  по  осуществлению  в  установленном  порядке  проверки  деятельности  юридических  лиц,  индивидуальных  предпринимателей  и  граждан по выполнению требований санитарного  законодательства,  законов  и  иных  нормативных  правовых актов  Российской  федерации,  регулирующих отношения в области защиты  прав  потребителей,  и  соблюдения  правил  продажи  отдельных  предусмотренных  законодательством видов  товаров,  выполнения  работ, оказания  услуг,  утвержденным  приказом  Минздравсоцразвития  РФ от 19.10.2007  №  658  и  зарегистрированным  в  Минюсте  РФ  12.11.2007 № 10459. Название  руководящего  документа  для  Роспотребнадзора  привожу подробно специально для  того, чтобы читатель  проникся  мыслью:  если  уж у  госконтролеров  настолько  детально все  зарегламентировано,  то  почему  у общественников должно быть хуже? Правильно,  не  должно!  Но поскольку никакого принятого на правительственном  уровне  регламента деятельности  общественных  организаций  нет,  их  деятельность  нормируется  внутренними  документами,  главный  из  которых —  Устав.  Именно  его и  следует  потребовать  предъявить  в подтверждение  правомочности  визитеров. Практика  такова,  что  в  бумагах  общественных  организаций  почти всегда  можно  найти  немало  ляпов  и формулировок, позволяющих вам спокойно распрощаться  со  своими нежеланными гостями.

3.   Что  можно  и  нужно  проверить  в Уставе? Прежде  всего  следует  убедиться, что  Устав  зарегистрирован  органом юстиции  (федеральным  или  территориальным),  потому  что  в  отличие  от коммерческих  организаций  регистрируют  общественные  объединения  не налоговые  органы,  а  именно  органы юстиции. Даже  самая  красивая бумага без записи о госрегистрации может рассматриваться  вами  как  «липа»  со всеми вытекающими. В  Уставе  следует  найти  (а  еще лучше  —  потребовать  предъявить) раздел  с  перечнем  уставных  целей общественной  организации,  в  котором  записано,  что  в  ее  компетенции находится проверка соблюдения прав потребителей  и  правил  торгового, бытового и иных видов обслуживания. Именно  так  и  должно  быть  записано, и  никаких  размытых  формулировок! Если  таких  строчек  в  Уставе  нет  — разворачивайтесь,  ребята,  и  ступайте,  объясняйтесь  со  своим  руководителем, на  каком основании он подписал  вам  направление,  предписание или  как  там  еще  ваша  грозная  бумага  называется!  Не  хотят —  звонок  в местное отделение милиции.

4.  Если  же  по  Уставу  такое  право у  общественной  организации  есть — следует убедиться, что Устав не «перепрыгнул» закон. Что имеется в виду? Статьей  20  федерального  закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ  «Об общественных  объединениях»  (в  редакции  от  23.07.2008)  установлено,  что в  уставе  могут  предусматриваться  и иные  положения,  относящиеся  к  деятельности  общественного  объединения, не противоречащие законам. Иными словами, записать в Уставе  можно много  чего,  и  регистрирующий орган  (Минюст)  может  элементарно проглядеть «перегиб». Но тем не менее то,  что  касается  взаимоотношений  с продавцом  не  должно  противоречить статье  45  закона  РФ «О  защите  прав потребителей»  (см.  врезку  1),  в  соответствии  с  абзацем  4  которой  общественные организации вправе: проверять  соблюдение  прав  потребителей и  правил  торгового,  бытового  и  иных видов обслуживания потребителей…

Обратим  внимание:  соблюдение прав  потребителей,  а  не правил  продажи отдельных видов товаров! Кроме того,  в  соответствии  с  п.  142  правил продажи  контроль  за  соблюдением  настоящих  правил  осуществляется  федеральными  органами  исполнительной  власти  и  их  территориальными  органами  в  пределах  своей  компетенции.

Мораль:  раз  пришли  проверять соблюдение продавцом прав потребителей — пусть стоят возле прилавка и проверяют. И не более того. Также  нужно  иметь  в  виду,  что поскольку  общественные  организации  защиты  прав  потребителей федеральными  органами  исполнительной власти не являются, то права изымать документы,  товары, составлять протоколы  об  административных  правонарушениях и налагать различные штрафы,  а  также  делать  какие-то  записи в журнале  проверок  их  представители  не  имеют  никакого  права.  Хотя и  вправе  по  итогам  своей  проверки составить  акт  о  выявленных  нарушениях  и  направить  его  в  соответствующие  инстанции.  повторюсь:  в  акте этом  продавец  ничего  писать  «в  свое оправдание» не обязан.

Вот  так  можно  развернуть  всю проверку  в  противоположную  сторону,  причем  все  будет  по  закону! Действительно,  с  какой  стати  продавец  должен  не  то  что  предъявлять какие-то  документы  кому  попало,  а даже  разговаривать  неизвестно  с кем? Сначала  докажи,  что  ты  имеешь право  задавать  мне  вопросы,  а  если сможешь доказать — вот тогда и поговорим!

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей, публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством российской федерации о техническом регулировании обязательным требованиям; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов российской федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).


Письмо Роспотребнадзора от 29 июня 2005 года № 0100/4938-05-32

. . .отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст. 45 Закона.

Подобные факты дискредитируют общественное движение потребителей и не способствуют ни росту его авторитета, ни взаимопониманию с предпринимательским корпусом.

По мнению Роспотребнадзора, основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:
— требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
— проверку соблюдения санитарных правил и норм;
— проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
— проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
— проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст. 9

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 6-2009

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: законодательство