Производственная база. Часть 1
В предыдущих номерах журнала мы начали рассказ о том, что представляет собой российский часовой рынок. В тех статьях речь шла об импорте. Настало время поговорить и о производстве – точнее о том, из чего собираются российские часы.
Часовая промышленность в том виде, в котором она существовала в СССР, канула в Лету вместе с Союзом. Причин тому было достаточно: общая деиндустриализация страны, разрыв производственных связей, валютные курсы, субъективный фактор и даже изменение отношения потребителей к часам, потребовавшее смены подходов к их производству.
На месте той отрасли сформировалась совсем другая, которую составляют несколько десятков сборочных компаний, ничем не отличающихся от таких же французских, итальянских или немецких фирм. На 99% их работа состоит в разработке дизайна, заказе комплектующих и последующей сборке. Сегодня в России практически не производятся механизмы и корпуса. Даже стрелки наши фирмы закупают за рубежом – в часовом деле мелочей нет, и такая вроде бы простая деталь требует очень непростого оборудования. Конечно, хотелось бы, чтобы картина была иной – чтобы Россия имела свою, автономную от внешнего мира индустрию. Но, как говорится, нет худа без добра, и, по крайней мере, в рамках сегодняшнего разговора в этой ситуации есть кусочек позитива: если считать, что практически все комплектующие для отечественных часов ввозятся из-за рубежа, то на основе таможенной статистики можно сформировать более-менее точную картину состояния отрасли и ее объемов выпуска. Вот этим и попробуем заняться.
Диаграмма 2. Импорт ремешков и браслетов, млн рублей
Источник: Ассоциация участников часового рынка
Сразу оговоримся об ограничениях данного подхода. При импорте любого товара в базу данных таможни заносится информация о нем, включая количество, цену, страну производства и отправления, а также код ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). Эта номенклатура представляет собой иерархически упорядоченный справочник с определенными правилами отнесения каждого товара к той или иной группе. Справочник этот охватывает все мыслимые и немыслимые виды продуктов, а потому в принципе не может быть на 100% понятным и корректным. Так, некоторые компоненты часов могут быть отнесены не к одной, а сразу к нескольким группам. Как именно оформить тот или иной товар, решает таможенник. Плюс ко всему, если при ввозе готовых часов таможня относится к их кодированию достаточно щепетильно, то при импорте всякой «мелочевки» многие вещи делаются спустя рукава. В результате, например, получается, что в 2012 году в Россию не было ввезено ни одного механизма для будильников – их просто разбросали под другие коды ТН ВЭД. Вторая сложность в оценке производства состоит в том, что часть комплектующих завозится для целей ремонта уже поставленной на рынок продукции, и достоверно оценить ее долю невозможно. А если вспомнить, что на таможню заезжают далеко не все 100% товаров, перемещаемых через российскую границу, то станет понятно, что официальную статистику можно использовать только как некую точку отсчета, задающую минимальный уровень объема рынка, а отнюдь не его точные параметры.
3% рынка
Объем импорта всех видов комплектующих для часов в Россию в 2012 году составил 480 млн рублей. Из них около 230 млн приходится на дистрибьюторские компании, закупающие ремешки и запасные части для ремонта поставляемой продукции. Остается, прямо скажем, немного – на рынке есть бренды, которые в одиночку генерируют объем импорта больший, чем стоимость всех поступающих в страну комплектующих для производства часов. Комплектующие, импортируемые неторговыми компаниями (т.е. не дистрибьюторами часов), составляет всего 2,9% от стоимости импорта готовых наручных часов. Но нужно помнить, что как цена картины не равна стоимости холста и красок, так и итоговая цена товара превышает стоимость комплектующих в разы и даже десятки раз.
Диаграмма 1. Распределение суммы импорта по группам комплектующих в 2012 году, %
(Источник: Ассоциация участников часового рынка)
На диаграмме 1 приведено распределение групп товаров по суммарной стоимости. Почти 200 млн рублей (40% общей стоимости импортируемых комплектующих) приходятся вовсе не на запчасти, а на ремешки и браслеты. Ничего странного в этом нет: их закупают и ремонтные мастерские, и дистрибьюторы, и специализированные оптовые компании. Бизнес на ремешках с каждым годом расширяется: в прошлом году он вырос вдвое. Почти 60% стоимости поставляемых ремешков и браслетов приходится на Китай и Швейцарию, которые идут «ноздря в ноздрю» с разницей буквально в несколько тысяч рублей. Большие объемы ввозятся из Франции (около 20 млн рублей), Австрии (16 млн рублей), Германии (7 млн рублей).
Второе место по сумме импорта удерживают корпуса для интерьерных часов. Однако, в отличие от браслетов и ремней, динамика закупок этой категории товара имеет ярко выраженную отрицательную направленность как в стоимостном, так и в количественном измерении. Если в 2010-м в Россию было поставлено корпусов на 148 млн рублей, то в прошлом – всего на 80 млн. Причина проста: все больше операторов, работающих в сфере интерьерных часов, открывают производство на территории России. Многие марки, даже имеющие иностранное название, давно осуществляют в России не только сборку, но и производство большинства компонентов из пластика и дерева. Безоговорочным лидером в поставках корпусов является Китай: в прошлом году за свою продукцию фирмы из Поднебесной получили от россиян 66 млн рублей.
Диаграмма 3. Импорт механизмов для интерьерных часов, тыс. шт.
(Источник: Ассоциация участников часового рынка)
Если корпуса наши компании делать научились давно, то «моторы» во всех российских «больших» часах используются только импортные. Объем импорта механизмов год от года колеблется в диапазоне 38–46 млн рублей, пик был достигнут в 2011 году (см. диаграмму 3). Как было указано, в 2012 году перемещения будильников (товаров с кодом ТН ВЭД 910911) официальная статистика не зафиксировала.
Продолжение следует...
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №3-2013
Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: импорт рынок 3-2013