С точки зрения рядового покупателя, между российскими и швейцарскими часами пролегает непреодолимая пропасть. И, тем не менее, отечественные производители доказывают, что эта ниша – не пропасть, а вполне приспособленное для жизни приспособленное для жизни пространство. Один из ярких примеров – компания «Орион», уже шестой год создающая механические часы достойного качества и по очень привлекательным ценам.
Безусловно, организацию российского стенда на BaselWorld-2004 можно считать знаковым событием для отечественного часпрома. Однако воспринимать его как первое свидание российских производителей с международными потребителями тоже было бы некоторым преувеличением. Российские часы продаются в Европе (в том числе и в Швейцарии) достаточно успешно уже несколько лет, и в этом нет ничего странного: они вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Да, эра гигантских заводов и многомиллионных объемов выпуска безвозвратно миновала. Однако у наших производителей есть все слагаемые для достижения успеха и в новых экономических реалиях: возможности приобретать качественные недорогие комплектующие и организовать сборочный процесс; художники, способные создавать привлекательный и оригинальный дизайн; достаточная популярность имиджа «Сделано в России » и, наконец, прекрасная стартовая площадка — рынок самой большой в мире страны, чьи граждане уже не хотят довольствоваться дешевой продукцией, но еще не готовы платить за «Swiss made».
Швейцарский стиль
Марка «Орион » появилась в 1999 году, когда большинство потребителей уже более или менее пришли в себя после дефолта. В принципе, многие отечественые компании после гибели системы госзаказов осознали, что для привлечения собственного покупателя одних только низких цен уже недостаточно, необходимо работать по западным стандартам. Это относится не только к качеству продукции, но и к самому процессу производства. Что такое, по сути, большинство швейцарских марок низшего и среднего ценового диапазона? Это сборочные компании, которые только создают концепцию новых моделей, а все комплектующие закупают на стороне. И сегодня наиболее успешные российские часовые марки — это те, которые усвоили швейцарский стиль работы. В этом отношении политика «Ориона » с самого начала была весьма дальновидной. Компания уже через год после образования определила главное направление развития: классические механические часы со сложными функциями по демократичной цене. Что это означает на деле?
У компании есть собственное дизайн-бюро, которое разрабатывает идею новых моделей. «Орион » использует механизмы «Полета », «Востока », «Славы », «Зари », а также производства Гонконга. Последние, кстати, при низкой себестоимости отличаются качеством и надежностью. Один из важных моментов работы «Ориона » заключается в том, что механизмы не просто устанавливаются в корпуса, они тестируются в соответствии с требованиями ГОСТа и по необходимости дорабатываются: в течение 12 дней вначале в открытом виде, а затем в корпусе, что позволяет сводить процент брака конечной продукции к допустимому минимуму. Не менее тщательно следит «Орион » и за качеством корпусов: основная часть изготовлена из латуни и нержавеющей стали, покрытие нанесено по современным технологиям IPG и IPS толщиной в 5 микрон (а не 3, как у большинства марок этого ценового диапазона), что гарантирует часам безупречный товарный вид в течение 3–5 лет.
Кстати, «Орион » не случайно так много внимания уделяет обработке механизмов (гравировка, синие винты, позолоченные мосты). Ведь большинство механических моделей марки — скелетоны, считающиеся одними из самых красивых и престижных типов часов. Результат работы «Ориона » на сегодняшний день впечатляет: доля сложных механических часов составляет 30% от общего объема продукции компании, а в ближайших планах довести этот показатель до 50%. Сегодня в ассортименте марки есть 11 моделей сложной наручной механики, в том числе простые скелетоны и скелетоны с автоподзаводом, скелетоны с вынесенным календарем и 24-часовой шкалой, скелетоны с индикацией «день-ночь».
В ближайшее время планируется выпустить модели с индикатором запаса хода и фазами Луны. Кроме того, весьма успешно продвигается запущенная в прошлом году линия карманных часов-скелетонов. Уже сейчас «Орион » представляет 6 различных моделей карманных часов, а к следующему году увеличит ассортимент вдвое, выпустив в том числе и скелетоны с крышками. Учитывая, что закупочные цены на сложную механику «Орион » находятся в пределах $20–60, неудивительно, что даже прижимистые европейцы оценили эти качественные и недорогие часы российского производителя.
Российские трудности
Основная задача «Ориона » — стать по-настоящему известной маркой в России. Особенно в регионах, где, по идее, и должна особо цениться эта продукция. Отчасти здесь дело еще и в особенности менталитета отечественных розничных продавцов и покупателей, у которых сложная механика ассоциируется исключительно с эпитетами «дорогая » и «эксклюзивная ». Кроме того, поскольку «Орион » сейчас стремительно развивается, то основное внимание уделяется производству, привлечению нового квалифицированного персонала, а на пиар у компании просто не остается времени. Остается надеяться, что в ближайшее время «Орион » будет более плотно работать не только с часами, но и с их покупателями.
Международные планы
То, что «Орион » развивается по международным стандартам, видно в каждом шаге компании. Одним из последних стало приобретение в 2001 году часовой марки CARDI — первой российской сборочной часовой компании, основанной в 1991 году. В планах руководства «Ориона » четкое разграничение коллекции марок. Первый уровень: массовая дешевая продукция под маркой «Орион » (кварц и механика); чуть подороже — модели CARDI, в которых сделан упор на высокое качество внешнего оформления; затем самая дорогая категория — сложная механика «Орион ».
При такой схеме компания будет иметь стабильную потребительскую нишу и большое поле для развития. Например, не исключено, что через какое ?то время появятся и более престижные модели «Ориона » с использованием швейцарских механизмов и линии женской механики. Качество продукции и стиль работы «Ориона » уже давно оценили на Западе. Налажена дистрибуция в Восточной Европе (Польше и Болгарии), механика «Ориона » успешно продается в Германии, Испании и Швейцарии. А результатом участия компании в Базельской выставке в этом году стало заключение контракта на поставки в США. Успех начинания «Ориона » лишь подчеркивает то, что марка — не обломок былого величия советского часпрома, а современный экономический проект, который с уверенностью смотрит в будущее.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2004
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Полет Слава Восток Заря Орион Технологии и материалы 3-2004