Традиционно бизнес-сообщество приветствует любые меры по уменьшению государственного регулирования. Однако договор о взаимном признании клейм межу Россией и Швейцарией, отменяющий пробирование швейцарских золотых часов, весьма неоднозначен.
Выражение, вынесенное в заголовок статьи, основано на сравнении человека с золотой вещью подозрительного качества, переходящей от одного хозяина к другому. Не доверяя предыдущему владельцу, каждый покупатель требовал проверить изделие у ювелира и поставить пробу. Когда изделие побывало во многих руках, на нем уже не оставалось места для пробы. В итоге выражение стало означать человека, обладающего какими-то в высшей степени отрицательными качествами, которому нельзя доверять. При внешней позитивности отмена обязательного дополнительного клеймения золотых часов из Швейцарии в пробирной палате способно серьезно повредить часовому рынку в России, и как раз по причине падения доверия к поступающему на него товару.
С августа этого года между Россией и Швейцарией действует соглашение о взаимном признании официальных клейм на часах из драгметаллов. Это значит, что импортерам больше не нужно предъявлять поставляемые в Россию часы в Пробирную палату – для легальной продажи на территории нашей страны вполне достаточно клейма Швейцарии.
Формально соглашение облегчает работу импортеров, у которых исчез один из этапов прохождения таможенной очистки товара. Ранее после таможни часы, имеющие корпус из драгметалла, отправлялись вовсе не на склад дистрибьютора, а в учреждение под названием «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», где проверялись на соответствие металла заявленной пробе и получали соответствующее клеймо. Процедура это недорогая относительно цены товара - до 120 рублей за единицу для изделий из золота, платины и палладия и до 300 рублей - для серебра. Однако клеймение удлиняло сроки, к тому же иногда возникали проблемы с состоянием получаемых из Пробирной палаты изделий. Обычно клеймо наносится на заднюю сторону ушка часов. Сама отметка почти незаметна, но в процессе клеймения часто возникают царапины на других частях корпуса. Иногда повреждения оказывались столь серьезными, что полировка не могла устранить возникшие дефекты.
Поскольку свою систему надзора за качеством золота имеют практически все страны мира, импортируемые в Россию часы несли на себе сразу два клейма: страны-производителя (например, Швейцарии) и России. Такая двойная маркировка выглядела избыточной. Поэтому известие о том, что с лета этого года пробирный контроль для часов, произведенных в Швейцарии, отменен, было встречено с энтузиазмом.
Цена вопроса
Упомянутое соглашение стало одним из результатов переговоров о вступлении нашей страны в ВТО. По уставу этой организации, страна-кандидат должна заключить двусторонние договора о вступлении не просто с головным офисом ВТО, а с каждым государством-членом. Естественно, все страны рассчитывают добиться от новичка определенных преференций. Соглашение между правительством Российской Федерации и федеральным советом Швейцарской Конфедерации «О взаимном признании официальных клейм на изделиях часовой промышленности, изготовленных из драгоценных металлов» не было самостоятельным документом, а стало одним из условий выдачи Швейцарией согласия на вступления России в ВТО. Понятно, что ради завершения процедуры, длившейся 15 лет, наше правительство было готово пойти и не на такое.
К тому же договор этот вполне позитивен: исчезает лишняя бюрократическая процедура, а соглашение носит двусторонний характер – т.е. российские часы в Швейцарии тоже не будут проходить повторную проверку на состав металла. Вопрос о востребованности в Туле чужеземных самоваров опустим.
Таблица 1. крупнейшие страны – экспортеры часов из драгметаллов в россию (шт.)
Согласиться на условие Швейцарии нашим переговорщикам было достаточно просто и потому, что для России вопрос не представлялся чем-то особо значимым. По данным Федеральной Таможенной Службы, Швейцария хотя и является крупнейшим поставщиком в Россию часов в корпусах из драгметаллов, но цифры этого импорта смешны: на протяжении 2011-2013 годов мы ежегодно получали из конфедерации примерно 6500 штук часов в корпусах из драгметалла, что составляло около 60% от общего количества такого товара. Для сравнения: ежегодно российские компании производят около 300 000 штук часов в корпусах из золота и серебра. Что такое 6500 на фоне населения в 140 миллионов и общего количества импортируемых из Швейцарии часов, которое в прошлом году достигло почти полумиллиона штук?
Кстати, в Швейцарии доля часов в корпусах из драгметаллов, составляет 2% от общего экспорта часов в количественном выражении и 39% в стоимостном. Еще 4% и 16% соответственно приходится на корпуса в комбинированном исполнении (сталь-золото). Если спроецировать эти цифры на объем поставок в Россию, то наши покупатели должны были приобрести не менее 10 000 - 25 000 штук золотых часов из Швейцарии. Скорее всего, они их и купили – только не в официальных российских магазинах.
Здесь самое время задуматься: действительно ли хорош новый порядок и кому он выгоден? Швейцарским производителям – однозначно да, поскольку упрощает доступ их товара на рынок. Причем по каким именно каналам часы попадут в Россию, им в конечном итоге не важно – свои деньги они все равно получат. Дистрибьюторам – уже не факт. Потому что клеймо с российской пробой до сегодняшнего дня служило знаком, подтверждающим легальность товара. Магазины крайне неохотно имели дело с товаром без клейм. Теперь этот барьер исчез, и доля часов, поступающих мимо таможни и официальных дистрибьюторов, только увеличится.
Введение новых правил было воспринято на рынке неоднозначно. «Российская проба на швейцарских часах никогда не являлась защитой от подделок, - считает Михаил Каспаров, генеральный директор компании ProTime Rus, - Ведь и при существовании пробы всего 20% швейцарских часов на территории России продавались официально, а 80% рынка занимала контрабанда. Так что проба как защита от неофициальных продаж - это иллюзия. Настоящим инструментом в борьбе с нелегальными поставками должно стать взаимодействие контролирующих органов и введение режима максимального благоприятствования для тех компаний, которые занимаются бизнесом официально и платят налоги». Чтобы проиллюстрировать сложность ведения часового бизнеса в России, он приводит пример других стран: таможенное оформление товара в Казахстане занимает 3 дня, в Армении, которая планирует вступить в Таможенный Союз, - несколько часов, а в России дистрибьютор радуется, если удалось уложиться в 3 недели.
С ним не согласен Алексей Богданов, один из учредителей холдинга Nika Group: «Соглашение о взаимном признании официальных клейм выгодно швейцарцам, а российского производителя ставит в заведомо невыгодные условия. Как подобные действия сочетаются с увещеваниями о том, что нам «надо слезать с сырьевой иглы» и развивать производство в России — непонятно».
«Проба, поставленная Пробирной палатой - это важная защита цивилизованного рынка, охраняющая не только добросовестных производителей, но и потребителей», - говорит Александр Андрияш, генеральный директор компании «Анлина». Главную опасность для российских компаний он видит со стороны брендов, лишь притворяющихся швейцарскими: «Мы ощущаем угрозу со стороны марок, которые завозятся в нашу страну под видом швейцарских брендов, не являясь таковыми. Такие производители демпингуют, предлагая товар по низким ценам, и становятся основными конкурентами для российских изделий».
Представители розничной торговли, с которыми мы побеседовали при подготовке статьи, пока не смогли сформировать своего отношения к вопросу. Их таможенные формальности напрямую не касаются, а клеймо, может, и не служило особо эффективной защитой от конкурентов-контрабандистов, но и лишним тоже не было. Все они ощущают рост давления «челноков» на сектор дорогих часов, а с отменой обязательных клейм доля серого товара очевидно вырастет. Так что однозначного мнения о новом законе среди участников рынка, нет.
Последствия для покупателей также неоднозначны: какого-либо снижения официальных цен от отмены клеймения им ждать не приходится, а тот самый элемент недоверия к товару, упомянутый в начале статьи, возникает.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2013
Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: законодательство 5-2013