Про Rolex и Bucherer: почем нынче сети?
Ключевой новостью недели стала покупка Rolex сети Bucherer. Многие спрашивают: почему купили? А мне интересно, почем продали? Не «почему», а именно «почем». Рискну предположить, что за 1 франк.
Rolex – крупнейший в мире часовой бренд и едва ли не самая консервативная компания. В год компания продает свыше миллиона часов на сумму в 9 млрд франков (в розничных ценах), причем доля рынка постоянно растет. При этом компания максимально консервативна, и не только в облике своих часов. Rolex до последнего сохранял верность умирающей выставке в Базеле – пока та по сути сама не объявила о своей кончине. Вопреки всем трендам, продавал практически всю продукцию через независимых ритейлеров, - компания имела всего один собственный бутик. Не лезла на вторичный рынок, и очень аккуратно работала с новомодными кремниевыми технологиями.
Bucherer – один из крупнейших в мире часовых ритейлеров. Компании принадлежат 100 магазинов в Европе и США, оборот оценивается в 2 миллиарда франков. При этом компания остается семейной: ей управляет Йорг Бушерер, правнук основателя – Карла Бушерера. Сеть и наращивает обороты имеющихся магазинов, и скупает конкурентов помельче.
То есть и у покупателя, и у продавца все выглядит просто сказочно. И потому новость про покупку-продажу стала сенсацией. А давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны.
Желая подчеркнуть возраст человека, в России иногда шутят: «он Ленина видел». Ленина Йорг Бушерер не видел, но он единственный человек в отрасли, кто лично знал основателя Rolex – Ханса Вилсдорфа. Наверное, это плюс. Но Йорг не молод, у него нет наследников, а потому он планировал все свое имущество завещать на благотворительность. То есть интереса к продолжению бизнеса у него нет.
Говорят, что сеть Bucherer - крупнейший ритейлер Rolex, на нее приходится 10% всех продаж знаменитой марки. Опять: круто! Но для самой Bucherer Rolex и Tudor формируют 2/3 выручки. Бизнес, в котором на одного покупателя или поставщика приходится больше 15%, - это не ваш бизнес, даже если он таким выглядит, это бизнес данного «партнера». Случись что, и бизнес улетит в глубокие минуса. У Bucherer на Rolex приходится не 15%, в 66%...
Думаю, что несмотря на статус крупнейшего ритейлера, сеть Bucherer абсолютно не критична для Rolex. При имеющемся на рынке дефиците, если партнерство завтра прекратится, женевский бренд легко получит выпадающие продажи за счет других ритейлеров, не потеряв вообще ничего. А вот у Bucherer ситуация противоположная: без Rolex сеть просто не выживет, без шансов.
Получается, что Йоргу Бушереру глубоко все равно, что будет с бизнесом: отдаст ли он на благотворительность миллиард или один доллар, для него не меняется ничего. Ценность бизнеса без Rolex отрицательная. Поэтому если бы ребята из Rolex предложили ровно 1 доллар, лучшим решением для Йорга было бы согласиться. Пока цена не упала еще ниже…
Для Rolex ситуация выглядит сложнее. Пока компания «в шоколаде», но счастье не бывает вечным. Часы из прибора времени давно превратились в имиджевую вещь, и в розничной цене доля материальных затрат снижается, а сбытовых и рекламных – растет. Rolex это касается в меньшей степени, но доля магазина в розничной цене часов в полтора-два раза превышает долю, которую получает производитель. Поэтому ничего удивительного, что многие бренды ринулись развивать собственную розницу: это и контроль за контакты с покупателем, и контроль над маржой. Если смотреть в будущее, чуть раньше или позже, но Rolex придется заняться ритейлом.
Однако производство и ритейл – два совершенно разных бизнеса, для успеха в торговле нужен опыт. И здесь приобретение Bucherer оказывается просто идеальным решением «на вырост». Rolex одновременно получает и сетку, работающую на всех ключевых рынках (кроме Азии), и опыт моно- и мультибрендового ритейла, и опыт работы на вторичном рынке.
Думаю, что с учетом зависимости Bucherer от Rolex, сделка – по сути, официальная фиксация имеющегося положения дел: компания, по сути, и так принадлежит бренду. Причем для обоих участников она – великолепный вариант «подстелить соломки» на будущее.
Некоторые аналитики говорят, что Rolex превратит сеть в монобрендовыне бутики. Не думаю. Пока Rolex это не нужно. Прямо сейчас им не нужны продажи, им нужен опыт. Опыт моно- и мультибрендовой торговли и вторичного рынка. За это говорит и сообщение о том, что Rolex не намерен менять менеджмент сети.
То есть непосредственно на Rolex и Bucherer в ближайшей перспективе сделка вряд ли окажет значительное влияние. Зато на другие компании- огромное. Переключение на ритейл самого консервативного из брендов станет сигналом для всех остальных производителей, кто еще не начал открывать собственные магазины. А для ритейлеров – хорошим поводом задуматься о том, сколько стоит и кому в реальности принадлежит их бизнес.
Вячеслав Медведев