ПРИРОДНЫЙ АЗАРТ

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Хобби Бориса Бойко</span></span></p>

Владелец сети часовых салонов Борис Бойко начал строить в Ленинградской области… экоферму.

Казалось бы, что общего у часов и животноводства-огородничества? Однако владелец сети магазинов «Макситайм» и официальный дистрибьютор марок Orient и Skagen Борис Бойко утверждает, что именно благодаря часовому бизнесу обзавелся таким неожиданным хобби.
А началось все с умелого и инициативного киргиза. Семья Бориса владела дачей в Ленинградской области, которая постепенно стала приходить в запустение. Хозяин принялся искать человека, который присмотрел бы за «родовым имением», а заодно навел бы там порядок: починил забор, залатал крышу… Азиз, выходец из братской Киргизии, оказался настоящим тружеником – очень скоро и дом, и участок приняли образцовый вид. Когда все дела были сделаны и осталась только одна работа – охранять дачу, трудолюбивый работник предложил Борису завести корову: мол, делать мне нечего, а заниматься чем-то хочется, вот и пригодятся старые навыки. Предприниматель согласился и вскоре уже угощал родственников и коллег действительно полезным и вкусным молоком.

 


Возможно, на этом этапе все бы и остановилось, если бы не часовой бизнес. Однажды по делам бизнеса Борис Бойко отправился в Швейцарию согласовывать деловые вопросы с одним из местных коллег. Там он был приглашен к партнеру на ферму, ведь частные угодья – распространенное явление в альпийской стране. Оказавшись в гостях, часовщик из России открыл для себя новый мир: первым делом его поразили чистота, размеренность и удивительная гармония вокруг. Не только сам участок и организация труда на нем, но также дом, огород и даже коровы – все было совершенно иным, нежели на Родине. Все жило и существовало по законам природы: люди, не вмешиваясь, позволяли ей «работать» самостоятельно. Животные не стояли в сараях и хлевах, а бродили по широким лугам, время от времени пощипывая густую зеленую траву, растущую у них под ногами; они дышали чистейшим горным воздухом и пили воду не из лоханей, а из ручьев и небольших речек, сбегающих в долины. Когда Бориса угостили вкуснейшей колбасой домашнего приготовления, он даже не удивился, что хозяева назвали ее продуктом «из мяса счастливого теленка» – в том, что каждый обитатель такой фермы был доволен жизнью, можно было не сомневаться. Тут бизнесмена и увлекла идея органического, или экологического, животноводства, давно любимого в Европе и пока что диковинного для нас.
Охваченный азартом, по приезде на Родину Борис купил двух телят лимузинской мясной породы. Конечно, Швейцария – не Россия, рассуждал он, так что животные нуждались не только в лугах, но и в теплом крове. Все тот же Азиз построил просторное стойло для всех троих питомцев… и, как оказалось, зря. Новоприбывшие не желали жить в четырех стенах даже в самый лютый мороз, всю зиму они ночевали на свежем воздухе, чем доказали свою потребность в естественных условиях обитания. Спортивный азарт требовал идти дальше. Не без труда хозяин нашел в России человека, успешно выращивавшего скот на улице, съездил к нему на ферму в Калужскую область «перенять опыт» и убедился в правильности экометодов: выращиваемые по этим технологиям животные 24 часа в сутки свободно гуляют, едят столько, сколько им хочется, пьют чистую воду, а телята еще и лакомятся материнским молоком.

 


Впрочем, продукты, пусть даже экологически чистые – далеко не главное, что заставляет Бориса тратить время и средства на оснащение и содержание фермы. Азарт, энтузиазм, постановка сложных задач, поиск неожиданных решений и ощущение эйфории при достижении результата – вот ради чего строятся города и запускаются в космос ракеты. Так же было когда-то и с часами – поначалу они были для Бориса не более чем хобби. Кстати, и в этот бизнес его привел иностранец – правда, на этот раз швед… В 1992 году недавний выпускник филфака и сотрудник фармацевтической компании Борис Бойко подружился с человеком, который дистрибутировал несколько часовых брендов в Швеции и мечтал организовать бизнес в России. Как-то европеец задолжал Борису 210 долларов и то ли в шутку, то ли всерьез предложил вместо денег взять пять единиц его товара, себестоимость которого и была равна обозначенной сумме. Вместо 210 долларов Борис выручил 800 и, вдохновленный успехом, решил попробовать еще раз. Следующая партия была распродана почти сразу после закупки, а к 1996 году продажа часов стала второй работой Бориса Бойко. После заключения договора о дистрибуции Orient часовой бизнес стал основной и единственной сферой деятельности.
Такие разные, на первый взгляд, области – часы и животноводство – в глазах бизнесмена имеют много общего. И в том, и в другом деле постоянно приходится экспериментировать, креативить, искать нестандартные пути… Так было с часами Orient на солнечных батареях – на разработку рекламной кампании Бориса вдохновил случайно увиденный фотоснимок угасающей свечи. Неожиданным успехом обернулось и сотрудничество с певицей Алсу, чей эскиз часов воплотился в одной из самых продаваемых моделей японской марки. Несколько лет назад бизнесмен нашел для себя еще один источник вдохновения – датскую марку Skagen – и теперь активно работает над ее имиджем в России. Такого же творческого подхода требует и экоферма: только посредством постоянных экспериментов, проб и ошибок, а часто только благодаря интуиции и расширению кругозора удается достигать желаемого результата. Например, полгода назад Борис купил диковинных для наших широт животных – муфлонов, причем сразу 12 голов. Новички отлично прижились, были неприхотливы, покладисты и красивы, но, как выяснилось, – удивительно прожорливы и резвы. Стадо опустошало один участок за другим: пришлось прикупить еще несколько гектаров полей, чтобы животные чувствовали себя комфортно, ни в чем не нуждались и готовились предстоящей зимой дать приплод.

 

 

То же самое и с растениеводством: чтобы вырастить экологически чистый картофель, необходимо было отказаться от химикатов, а как в таком случае добиться урожайности и защитить культуру от вредителей и болезней? Борис перепробовал 7 сортов и, наконец, нашел «синеглазку» – простую в уходе, приспособленную к капризам погоды и очень вкусную. Недавно ради эксперимента посадил озимую рожь – злаки отлично взошли, но теперь перед «фермером» встала новая задача – организовать ручную, как в ХIX веке, уборку, отвечающую мировым экостандартам, иными словами без применения комбайнов. Решением этого вопроса хозяин займется уже в 2012 году. Сегодня под опытное хозяйство – так оно именуется в правоустанавливающих документах – выделено 40 га. Еще в планах докупить 20–30 гектаров, завести кавказскую овчарку для охраны скота, построить теплицу для круглогодичного выращивания помидоров и огурцов, обзавестись овцами романовской породы и, возможно, оленями – для души…
Впрочем, вся ферма и так существует исключительно для души: ни мясом, ни молоком, ни овощами бизнесмен не торгует и в ближайшем будущем не собирается. Поэтому о превращении затратного хобби в экономически выгодное предприятие пока речи не идет. Но – кто знает? Ведь когда-то и масштабному сейчас часовому бизнесу Бориса дал толчок незначительный, на первый взгляд, случай…

 

 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №6-2011

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна