В непростом 2003-м году, когда большинство крупнейших концернов балансировали на грани убытка, Edox сумел увеличить выпуск часов более чем на треть и довел его до отметки 400 тысяч. С руководителем одного из самых успешных часовых брэндов Юргеном Ромбергом наш корреспондент встретился в Базеле.
В чем, на ваш взгляд, кроется причина успеха вашей компании?
Наверное, в стабильности. Мы стабильно держимся в своей однажды избранной средней ценовой нише и стараемся не уходить из нее. Цены на основные «стальные» коллекции остались прежними. Выросли в цене только золотые часы и модели с бриллиантами, но это связано с конъюнктурой рынка цветных металлов и драгоценных камней. Мы присутствуем на 70 рынках мира и сохраняем сильные позиции в Европе (особенно в Германии и Италии, на которые приходятся 40 % швейцар¬ского экспорта как такового), на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. Последовательно осваиваем новые рынки — прежде всего США и весьма перспективную Азию. Все это позволило нам не только удержать продажи на прежнем уровне, но и увеличить их почти на 40%.
—Однако конкуренция в средней ценовой нише — одна из самых жестких. Думаю, достаточно упомянуть, что вашими соперниками являются брэнды всемогущей Swatch Group.
— Вы правы, конкуренция в нашем секторе не просто сильна, а жестока. Ведь мы предлагаем примерно тот же товар, что и подавляющее большинство участников часового рынка. Однако если вы нашли свою изюминку, уникальность, то достичь успеха не так уж и сложно. Мой рецепт: всегда и во всем прежде всего ищите изюминку.
— В чем же изюминка Edox?
У нашей компании три брэнда. Это традиционные часы настоящего швейцарского качества Edox, которые популярны в Германии, Италии и России, где покупатели предпочитают сложные механизмы «Swiss made». Мы оснащаем наши классические линии тончайшими автоматическими механизмами собственного производства, уделяя особое внимание полезным инновациям и актуальным усложнениям. Это модные часы — Claude Bernard (от 20 до 350 швейцарских франков), основная фишка которых — уникальный дизайн. Наши дизайнеры внимательнейшим образом отслеживают рыночные тенденции, изучают прессу, посещают показы мод и только после этого создают новые коллекции. Наконец, наши дорогие ювелирные часы из золота с бриллиантами (от 9000 до 200 000 швейцарских франков) рассчитаны не на абстрактного богатого покупателя, а конкретно на ближневосточный рынок с учетом тамошних традиций и вкусов.
— И сколько часов в год вы выпускаете?
— 400 000 штук. Большая часть базируется на наших собственных кварцевых и механических калибрах с дополнительными функциями, которые полностью отвечают
маркировке «Swiss made».
— Сегодня многие крупные компании с таким объемом производства переносят мощности в страны Юго-Восточной Азии. Вы над этим не задумывались?
— Нет. Преимуществами аутсорсинга любят пользоваться в первую очередь американские компании, а традиционные швейцарские мануфактуры, в том числе и Edox, так не поступают — мы держим марку.
— Что нового Edox продемонстрировал в Базеле?
— В этом году у нашей коллекции, можно сказать, три флагмана. Это модель Les Bemonts with small second hand — с тончайшим кварцевым механизмом толщиной 1,4 мм, календарем и боковой секундной стрелкой. Automatic Les Bemonts Visible Heart — автоматические ультратонкие часы с открытым балансом у отметки «12 часов». Механические часы из этой же кол¬ пожалуй, основные тенденции, которые я бы отметил.
— И кто же, наш ваш взгляд, победит — традиционные брэнды или новички?
— Достоинства традиционного сегмента настолько очевидны, что со временем даже самые настойчивые поклонники моды придут к классике. Классика — это очень устойчивая ниша, в ней проще работать, с моей точки зрения. А что касается фэшн-брэндов, то они еще дети в часовом бизнесе, которые вряд ли когда -нибудь вырастут. Уж очень хлопотно это постоянно отслеживать тренды, тенденции и быстро менять не только коллекции, но и марки, фирмы-партнеры… Мне кажется, увлечение модой не продлится долго. Хотя бы потому, что рыночный век модной модели — год, максимум два. А классические часы можно производить, ничего кардинально не меняя, лет десять.
— Значит, вы считаете, что будущее принадлежит механике?
лекции с функциями «большая дата » и «мультидата ». И, наконец, сложные часы с минутным репетиром в честь 120-летнего юбилея нашей компании. А вообще, мы обновляем свои коллекции два—три раза в год.
— А какие часы вы носите сами?
— Конечно же, модель Slim Line из нашей главной коллекции Les Bemonts. Эти тонкие часы просто потрясающие! Посмотрите на них: они тоньше кисточки для рисования! Это уникальное предложение Edox на сегодняшний день.
— Очевидно, вы очень любите часы?
— Я в часовом бизнесе уже много-много лет, и это моя 25-я Базельская выставка. Поэтому у меня особое отношение к часовому миру. Вы абсолютно правы: я очень люблю часы.
— Как вам, многолетнему участнику выставки, понравился BaselWorld-2004?
— По сравнению с прошлым годом выставка стала более интернациональной, явно ощущается появление новых сильных участников. Я вижу очень серьезные улучшения в организации выставки. Но главное, что в этом году общая экономическая ситуация на часовом рынке намного лучше, чем в прошлом году. И меня, как производителя и бизнесмена, это очень радует.
— А что, по-вашему, изменилось на часовом рынке? Какие тенденции вам показались наиболее интересными?
— В последнее время кардинально изменилось восприятие часов. Долгое время они были уникальной вещью, которая передавалась от отца к сыну, теперь же стали модным аксессуаром. Вместе с тем современный часовой рынок очень четко сегментировался. Производители разделились на два больших лагеря — традиционные брэнды диктуют моду в классических часах, а новые агрессивные фэшн-брэнды развивают свое направление. Вот это, — Механике, механике и еще раз механике. И тем компаниям, которые будут создавать особенные уникальные механизмы. Я отчетливо понимаю это и готов вкладывать огромные средства в разработку новых калибров.
— А сколько в среднем требуется компании, чтобы разработать новый механизм?
— От 300 000 до 500 000 швейцарских франков. Это очень большая сумма для «малышей », поэтому только гиганты и крепкие середнячки способны развиваться должным образом.
— Означают ли ваши слова, что будущее — за крупными компаниями, что концентрация капиталов, слияние и поглощение фирм в часовом бизнесе продолжатся?
— Крупной компании в любом случае легче работать, чем небольшой. А вот в то, что политика укрупнения полезна и неизменно приносит успех, я не верю. Существует немало прецедентов, когда крупная группа скупала активы, а спустя три года избавлялась от вновь приобретенных брэндов. К тому же сейчас большинство ритейлеров стремятся к независимости. Они хотят иметь право выбора, свободу формирования ассортимента, в то время как большие группы любят навязывать дилерам свою философию, заставляя приобретать слабые марки в довесок к «дойным коровам ». А этого не любит никто. И так как сегодня многое решает именно ритейлер, будущее политики укрупнения, на мой взгляд, туманно.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2004
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна