Праздник для рынка
С 2016 года, когда в качестве площадки мы поменяли «Крокус Экспо» на компактный зал «Инфопространство», Moscow Watch Expo превратилась в выставку практически кулуарную. На протяжении многих лет мы не только не приглашали кого-либо из СМИ в информационные партнеры, но даже отказывали, когда подобные предложения приходили от них. Хотя в «Крокусе» ситуация была другая: наряду с представителями магазинов, выставка собирала до нескольких тысяч обычных покупателей, а выручка некоторых экспонентов доходила до трех миллионов рублей. Еще тех рублей, по 30 за доллар…
В конце моей работы в Ассоциации участников часового рынка один из членов АУЧР задал вопрос: бизнес-мероприятие хорошо, а реально ли организовать что-то типа «часового фестиваля», охватить больше людей, в том числе покупателей? Тогда мы замахиваться на подобное не рискнули. Но сегодня вопрос стал актуальным: крупные бренды ушли с рынка вместе с бюджетами, и покупатель начинает постепенно забывать про часы.
Часы – товар не самый нужный, и без подпитки интерес к нему грозит иссякнуть. Об этом упоминали ритейлеры на круглом столе по продвижению магазинов. Пока оставшиеся бренды еще продолжают осваивать долю рынка, некогда занятую Swatch Group, но общий объем пирога очевидно уменьшается, и нужно что-то предпринимать.
Поэтому мы решили немного сдвинуть акценты. Превратить Moscow Watch Expo в центр притяжения всех, кто хоть каким-то образом связан с часами. И в качестве слогана выставки этого года взяли «Связываем всех, кто связан с часами», он мелькал на видеоэкранах.
Тем более, что к изменениям подталкивали специфика и возможности площадки: этим летом зал «Инфопространство» претерпел некоторую перестройку.
Нам пришлось в срочном порядке передоговариваться с участниками о новой конфигурации стендов, а заодно удалось показать, какие шикарные возможности по визуализации стендов предлагает площадка. Мы благодарны экспонентам, которые активно восприняли инновации.
В этом году все без исключения посетители говорили, что выставка стала выглядеть на порядок круче. Ощущение праздника возникало от самого входа в выставочный зал: стенды компаний ProTime Rus, «Северной часовой компании», LPI Rus, Slim Time, «Хронолюкс» манили яркими образами.
Огромную роль в этом сыграло использование экспонентами нового видеооборудования.
Роскошно выглядели стенды российских компаний: ЧК «Слава», челябинской «Молнии», Угличского часового завода, белорусских «Луча» и «Часпрома».
А «Фортуна-Тайм» разместилась в персональных апартаментах на втором этаже. Там хватило места и для экспозиции, которая помимо часов включала оптику, и для проведения масштабных презентаций.
По традиции шикарными выглядели стенды компаний Time Technologies, Armand Nicolet, Mado, Stailer Group.
Применительно к часовой выставке акцент на визуальном облике стендов я делаю не случайно. Часы – товар имиджевый, а образ бренда, который формируется у посетителя, зависит не только от самого товара, но и от окружения. Не просто же так производители тратили сотни тысяч и даже миллионы долларов на стенды-дворцы на выставках в Базеле и Женеве. «Инфопространство» позволяет получить тот же эффект с куда меньшими затратами.
Изменение конфигурации площадки привело к уменьшению площади стендов некоторых компаний. Интересно, что одновременно они оказались даже удобнее для работы. Стенды «Северной часовой компании», «Славы», LPI Rus, Time Trade, «ТБН Тайм» состояли как бы из двух частей, расположенных по разные стороны от прохода, и посетитель проходил буквально сквозь них, погружаясь в завораживающий мир часов.
Дополнительной зоной бренда Adriatica прирос стенд Sky Time. Новая конфигурация оказалась очень удобной для «Группы «Август», «ЧасОптТорга», Stiler Group, «Уравнения времени» и компании «Новый день». Оживить их стенды помогли встроенные видеоэкраны.
И еще больше эпитетов, чем стенды, вызвал новый конференц-зал выставки. Он обрел одновременно невероятную яркость подачи и комфорт. Презентации и мероприятия, поданные с помощью нового оборудования, создавали у зрителей совершенно другой эффект, буквально брали за душу. Они не воспринимались как привычное нудное перечисление референсов и характеристик. Глаза людей, выходивших из конференц-зала, светились.
Презентации своих брендов в рамках выставки провели ProTime Rus и «Фортуна-Тайм», очень яркой оказалась встреча с брендом L’Duchen. Часовое производство «Русское время» организовало конференцию с космонавтом, Героем России Михаилом Корниенко.
Санкт-Петербургская компания Healbe в выставке не участвовала, но воспользовалась конференц-залом для представления своих уникальных товаров, - единственного в мире браслета с автоматическим счетчиком калорий. А презентация бренда Herbelin, которую провела «Северная часовая компания», может служить образцом даже на мировом уровне. Все мероприятия были записаны на видео, и мы, по мере монтажа, планируем выложить их на канал TimeSeller. Первое видео, презентация Herbelin, уже доступно: https://youtu.be/dU-YlXkQHlw?si=5w3p76ySieCMEOx4.
Деловая программа включала в себя также несколько круглых столов на актуальные темы. Вместе с представителями розницы, опта, производителями и журналистами мы обсудили опыт продвижения часовых магазинов, проблемы и перспективы российских брендов, феномен микробрендов и состояние часовой отрасли в целом. Ярчайшими получились награждение победителей конкурса «Лучшие российские часы» и часовой батл «Casio против гаджетов». Компания Armand Nicolet устроила в рамках выставки празднование 10-летия работы на российском рынке, а ЧК «Слава» подвела итоги собственного конкурса часового дизайна.
Почему я считаю эти события важными? Каждое из них вовлекало в часовую сферу дополнительных людей. Возбужденные презентацией (именно так – действительно возбужденные), люди делились фотографиями в своих соцсетях. ProTime Rus помимо ритейлеров собрала на презентацию журналистов, а это значит, что о часах узнает больше людей. Компании Time Trade в организации мероприятие L’Duchen помогало PR-агентство «Пропаганда», которое в том числе занимается продвижением конкурса «Лучшие российские часы», - они позаботятся о максимальном охвате. Чтобы прессе было удобно работать на выставке, мы выделили специальную оборудованную зону для фото-видеосъемки.
Сложно оценить, сколько человек поделились фотографиями и видео с третьего дня выставки, когда состоялись выступления российских часовщиков, розыгрыш призов и часовой батл «Casio против гаджетов».
Вместе с «Группой «Август» мы специально пригласили участвовать в нем ведущих популярных youtube-каналов Виктора Манкаша и Юрия Лаврентьева. Каждый из них имеет свою преданную аудиторию, и помимо людей, кто смотрел батл в зале и кто увидит его на наших ресурсах (например, здесь: https://youtu.be/NPdPwj7yHCY?si=uXG5yHEVe7tVaFyF), видео о встрече увидят еще несколько десятков тысяч человек. Уже нашла свое отражение в интернет и экспозиция исторических моделей Casio, которую организовала на своем стенде «Группа «Август».
Приятной неожиданностью для всех оказался показ дизайнерских головных уборов от бренда Verdict, - он тоже уже нашел отражение в сети.
Про третий день выставки и российские часы нужно поговорить особо. Интерес к отечественным товарам объективно очень высок, а прогресс у наших часовых компаний налицо. Это было заметно по уровню моделей, заявленных на конкурс «Лучшие российские часы»: разница с 2022 годом колоссальная!
Заметно улучшение и по уровню стендов: наши компании учатся подавать свой товар. Который вполне успешно продается в часовых магазинах, о чем рассказали участники круглого стола. И эти изменения привлекают огромное число покупателей.
Не удивительно, что предложение увидеть российские часы и их создателей нашло живой отклик у конечных потребителей. Впервые с 2014 года мы предприняли некоторые усилия, чтобы пригласить их на выставку.
Часы Константина Чайкина, Антона Суханова, Дмитрия Буялова, Златоустовского часового завода, компании «Восток-Тайм», брендов «Ракета», Briller и «В.Габю» не подразумевают продажи через часовые магазины, но интересны людям.
Эти бренды были сгруппированы в двух зонах, плюс отдельные стенды имели «Слава», Угличский часовой завод и ЧЧЗ «Молния», часовое производство «Русское время». Дополнительным магнитом стали витрины с часами, представленными на конкурс «Лучшие российские часы». Около всех стендов была толпа людей, а конференц-зал оказался заполнен на 120%. Настолько, что вызвал определенное беспокойство у охраны. За пятницу через «Инфопространство» прошло больше 500 человек!
Огромное спасибо Константину Чайкину, Антону Суханову, командам других производителей, что оказали гостям максимально комфортный прием и условия для фотосъемки. Посты с фотографиями часов сотнями разлетаются по интернету!
А центральной точкой праздника часов в очередной раз стало награждение победителей конкурса «Лучшие российские часы». Мы постарались сделать мероприятие ярким, а агентство «Пропаганда» - пригласить максимальное число журналистов. С той же целью, - максимизировать охват, - мы позвали в партнеры номинаций различные медиапроекты. Разумеется, каждый из них расскажет о своей «подшефной» номинации и конкурсе в целом.
Признаюсь, программа третьего дня оказалась даже чересчур привлекательной. Мы думали, что выступления Дэвида Хендерсон-Стюарта, Константина Чайкина, Антона Суханова привлекут прежде всего конечных покупателей часов. Но оказалось, что они интересны и руководителям магазинов. Наверное, нам стоило заранее объявить, что эти выступления мы разместим в интернете, тогда битва за места в зале не была бы такой активной.
Каждый год Moscow Watch Expo становится площадкой для представления новых брендов и компаний. Думаю, что многим посетителям было приятно встретить старых знакомых на стенде новой компании, – Dawosa. Здорово видеть возрождение компании Slim Time. В новом облике предстали российские марки. Да и в целом усилиями участников выставка приобрела совершенно новое качество.
Как сказал в начале, мы ставили перед собой цель организовать нечто большее, чем просто бизнес-встречу. Создать праздник, и протестировать: может ли часовое мероприятие привлечь значимое число конечных покупателей? Судя по откликам и гостей, и участников, сделать праздник получилось! За что огромное спасибо всем экспонентам и партнерам.
Получилось вовлечь в часовую орбиту множество людей, вроде бы далеких от часов. Moscow Watch Expo показала, что людям интересны часы, а среди часов есть те, что интересны людям. Нужно только свести одних с другими. Связать всех, кто связан с часами! Похоже, что мы выбрали правильный слоган для выставки.
Вячеслав Медведев