Последнее китайское падение
Согласно отчету FHS, в октябре 2024 года из Швейцарии на экспорт было поставлено часовой продукции на 2 млрд 343 млн швейцарских франков, что на 2,2% меньше октября 2023 года. Если взять данные по готовым часам, то падение составило 2,8% в деньгах и больше 11% в количестве. Тенденция не нова, она наблюдается уже второй год и постепенно тренд на падение набирает обороты.
В октябре падали все категории товаров. Единственная категория, которая показала небольшой прирост в денежном эквиваленте – это «тяжелый люкс», то есть часы с экспортной ценой выше 3000 франков (+1,7%). Наибольшее падение в деньгах и количестве, по традиции, демонстрирует сегмент, с экспортной ценой от 500 до 3000 франков (соответственно -22% и -21%). Это сегмент самых популярных швейцарских брендов: Longines, Omega, Rado, TAG Heuer, Breitling и т.п. В остальных сегментах картинка тоже невеселая.
Среди материалов, из которых делают часы, относительно позитивные цифры показала категория «Другие материалы» (+19% в стоимости), но при этом падение в количестве наблюдалось и там. И если до сентября этого года в плюсе оставалась категория «Часы из драгоценных металлов», то вот уже второй месяц под гору едет и она. В октябре категория показала минус 4% в количестве и минус 1,2% в стоимости.
Почему мы назвали статью «Последнее китайское падение»? Если посмотреть на цифры экспорта разных рынков, то видно, что локомотивом продолжают оставаться США (+11%), а на втором месте стоит Япония с приростом в 20%. Про вероятную причину продолжающегося роста японского рынка мы говорили на выставке Moscow Watch Expo-2024. Дело в том, что японская йена в последнее время потеряла практически 40%, что вызвало приток туристов в Японию. При этом швейцарские компании, работающие в разных странах мира, как известно, стараются удерживать цены в локальной валюте конкретной страны. Не удивлюсь, что причиной такого всплеска продаж, является то, что швейцарцы продают часы в Японии по демпинговым ценам. Всем известно, что цена поставки товара на разные рынки отличается. В частности, цена поставки товара на рынки США у абсолютного большинства брендов была ниже, чем цена, по которой те же самые часы поставлялись в другие страны. Речь идет, конечно, не про розничные цены, а про цены от производителя. В итоге в октябре, два рынка с наиболее низкими ценами показывают лучший результат продаж.
В то же время цифрами серьезного падения озадачил всех Китай – минус 39%. Гонконг показал минус 15%. Нельзя сказать, что какие-то фантастические результаты продемонстрировали и европейские страны. Цифры падения по Китаю и Гонконгу впечатляют сами по себе, но особенно, если их попробовать сравнить с цифрами по другим периодам. Поставки в Китай не просто падают, они падают ускоряющимися темпами. Например, за 10 месяцев этого года падение отгрузок часовой продукции из Швейцарии в Китай составило 26%, при этом за октябрь эта цифра уже 39%.
Если попробовать оценить масштабы происходящего в Китае, то мы видим, что в октябре 2024 года в Китай было отправлено часов на сумму 167 млн швейцарских франков, в то время как в октябре 2023 года эта цифра была 273 миллиона франков. Здесь можно вспомнить еще и ковидные годы, когда в 2020 году экспорт в Китай составил 252 млн франков, а в 2021 году – 269 миллионов. Этот достаточно хороший уровень поставок, державшийся на протяжении нескольких лет, сейчас стремительно обвалился. Как говорили на MWE-2024, крайне маловероятно, что в ближайшее время падение прекратится и поставки в Китай начнут расти. Здесь дело не в экономических причинах, а дело в причинах политических.
Что происходит с экспортом швейцарских часов в разрезе типов механизмов? Наиболее устойчивыми в октябре, как ни странно, оказались часы кварцевые. Потому что падение экспорта механических часов в количестве составило 21%, а количество экспортируемых кварцевых часов изменилось гораздо меньше и составило 8%. При этом механика продолжает удерживать свои позиции за счет своей стоимости. И еще более интересна ситуация с поставками голых механизмов. В октябре было отгружено 47 000 механических механизмов, против 54 000 годом ранее. Падение составило 12% при сохранении средней цены. Можно рассматривать это соотношение по-разному. Можно как то, что спрос у производителей часов разных стран смещается в сторону более дорогих швейцарских механизмов, а можно, как банальную оценку инфляции.
В любом случае, все отчеты швейцарских часовых компаний последних месяцев показывают, что рынок находится далеко не в лучшем состоянии, опустившись ниже цифр кризисного 2019 года. По большому счету, общие позитивные цифры часового экспорта из Швейцарии поддерживают лишь две страны – США и Япония.