ПОЛОВИНЧАТЫЕ УЛУЧШЕНИЯ

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Административное воздействие</span></span></p>

Изменения, внесенные в последнее время в законодательство, призваны облегчить жизнь предпринимателей. К сожалению, работают они лишь наполовину.

Изменения, внесенные в последнее время в законодательство, призваны облегчить жизнь предпринимателей. К сожалению, работают они лишь наполовину.


НАКАЗАНИЕ, КОТОРОЕ В РАДОСТЬ
В июле 2010 года в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) был внесен ряд изменений. Они коснулись и главы 14, регламентирующей административную ответственность за нарушения в области предпринимательской деятельности.
Прежде всего, в новой редакции изложена ст. 3.4 КоАП РФ «Предупреждение». Такая мера административного воздействия существовала и раньше, но предпринимателей она не касалась: практически единственной санкцией за основные нарушения, предусмотренные гл. 14 КоАП РФ, был штраф (см. таблицу). К тому же в законе не были оговорены условия, при которых могло применяться предупреждение.
В июле 2010 г. статья 3.4 КоАП РФ была дополнена частью 2, которой установлены условия применения предупреждения. Таких условий три:
- административное правонарушение совершено впервые;
- не был причинен вред и не возникала угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- отсутствует имущественный ущерб.
Более того, такая мера ответственности как «предупреждение» может быть отныне применена к розничным продавцам при совершении ими административных правонарушений, предусмотренных: п. 1 и п. 2 ст. 14.4; п. 1 и п. 2 ст. 14.5; п. 1 ст. 14.8; ст. 14.15 КоАП РФ (см. таблицу).
Какое значение имеет новшество для магазинов? На практике оно означает, что если госконтролер, допустим, сотрудник Роспотребнадзора, выявит какое-либо административное правонарушение, за которое помимо штрафа предусмотрено наложение такого взыскания, как предупреждение, то он не вправе сразу же применить к продавцу наказание «административной штраф» (естественно, при выполнении условий, предусмотренных частью 2 ст. 3.4). А если контролер «перегнет палку», то у продавца есть все шансы оспорить в суде заботу контролирующего органа о пополнении бюджета за счет предпринимателя.


ЦЕНА ЗАКРЫТОЙ ДВЕРИ
Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ введен новый состав административного правонарушения и ответственность за его совершение: ст. 19.7.6 КоАП РФ «Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка».
В соответствии со ст. 19.7.6 КоАП РФ незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10000 руб.
Как это может выглядеть на практике? Бывает, что налоговый инспектор сваливается предпринимателю как снег на голову. И вот инспектор пытается попасть в производственное помещение, а перед ним закрытые двери, за которыми кипит такая деятельность по уничтожению компромата, в сравнении с которой Павка Корчагин со своей узкоколейкой – бездельник и тунеядец. И если продавец не сможет представить убедительных доказательств того, что производственные помещения закрылись аккурат к визиту налоговиков по иным, объективным и ранее существовавшим причинам, то ему придется расстаться с 10000 руб. Дела о таких административных правонарушениях будут рассматриваться налоговыми органами и это нововведение действует с 02.09.2010.


ШТРАФ С ЧИНОВНИКА
Не обойти вниманием и еще одно нововведение, в соответствии с которым административные санкции могут быть применены к …должностным лицам контролирующих органов!
В июле 2010 г. введена новая статья КоАП РФ 19.6.1 «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)». Согласно положениям данной статьи несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся:
- в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения,
- нарушении сроков проведения,
- отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры,
- проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора),
- непредставлении акта о проведенной проверке,
- привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо
- проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 руб. Дела об административных нарушениях, предусмотренных ст. 19.6.1 КоАП РФ, возбуждаются прокурором, а рассматриваются судьями.
Насколько новая норма окажется жизнеспособной, покажет время. Но она -  хотя бы какой-то инструмент в руках честного предпринимателя, который имеет желание побороться за свои права и которого пытаются «душить» проверками недобросовестные чиновники, зарабатывающие на прокорм с помощью выданной государством ксивы.


ПОЛОВИНЧАТАЯ ЗАЩИТА
Появление в Кодексе ст. 19.6.1 КоАП РФ стало отголоском политики снижения административного давления на малый и средний бизнес, провозглашенный россиянином № 1. Однако более всего честных предпринимателей доставали и достают поныне, пожалуй, не контролеры Роспотребнадзора, а ментовские игры в маски-шоу. В наши дни даже обычный прохожий, издали завидев сотрудника правоохранительных органов, внутренне готовится ко всяким неожиданностям. А уж если правоохранители заявляются в торговое предприятие непрошенными гостями, то, как минимум, готовь бумажки с цифрами. Да поболе, и только правильного цвета…
К таким неожиданностям предприниматели приспосабливаются по-разному. Одни постоянно держат под рукой «страховой депозит», другие «подружились» с серьезными людьми, и в обмен на спокойную жизнь торговой точки регулярно уплачивают им «статусную ренту», как дипломатично назвал взятку ВВП…
И все же, как обстоит дело на сей день с точки зрения изменений в законе? Есть ли какие-то ощутимые результаты провозглашенной на самом высоком уровне политики благоприятствования бизнесу? Как на сегодня обстоит дело с соблюдением прав граждан и организаций при проведении проверок органами милиции?
Вспомним, что еще в мае 2008 года Президент РФ своим Указом № 797 поручил Правительству РФ подготовить законопроекты, в т.ч. в целях исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Что мы имеем на сегодняшний день?
На данном этапе важнейшим и самым объемным нормативным актом является, безусловно, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)». Он предусматривает проведение плановых и внеплановых проверок, в частности, установлена периодичность плановых проверок (не чаще одного раза в три года), а также исчерпывающий перечень оснований, по которым могут проводиться внеплановые проверки. Однако в соответствии с п. 3 ст. 1 этого закона его нормы не применяются к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания и предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, налогового контроля.
10 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Этот закон существенно ограничил права сотрудников милиции. В частности,были признаны утратившими силу п. 25 и п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции», т.е. те нормы, которыми ранее предоставляли милиции право осуществлять:
- производство осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
- изучение документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, и истребование их копий;
- изъятие образцов сырья, продукции и товаров, необходимых для проведения исследований или экспертиз;
- проведение проверок организаций и физических лиц, а также проведение ревизий;
- изъятие при производстве проверок и ревизий документов либо их копий.
Этими общими, допускающими широкое толкование, нормами милиция активно пользовалась, тем более, что закон не требовал в обязательном порядке наличия заявления о преступлении: для визита с проверкой достаточно было наличия данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства. Закон не регламентировал, о каких «данных» идет речь, и подобные милицейские проверки зачастую вполне оправданно воспринимались предпринимателями как «заказ конкурентов» и иные коррупционные явления. Теперь же, с введением в действие Федерального закона № 293-ФЗ, милиция вправе проводить проверки предпринимателей только в рамках возбужденного уголовного дела или дела об административном правонарушении.
К сожалению, задача ограничения полномочий милиции пока решена только наполовину. Дело в том, что без изменений осталась расплывчатая формулировка п. 4 ст. 11 Закона РФ «О милиции», на основании которой милиция вправе получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них. Так что законодательная лазейка для «наезда» на предпринимателей у милиции все равно осталась…


РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
А вот еще одна законодательная проблема. Внеся изменения в Закон РФ «О  милиции», законодатель оставил ей такие внепроцессуальные права, которые подпадают под понятие оперативно-розыскных мероприятий.
Речь идет о том, что Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет оперативным подразделениям правоохранительных органов, куда входят, в частности, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, право проводить оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии законом, органы внутренних дел в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, а также в целях добывания информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия, которые могут быть как гласными, так и негласными. Особенностью оперативных мероприятий является то, что для их проведения не требуется принятия какого-либо постановления.
В частности, в рамках закона об ОРД органы внутренних дел могут проводить ряд оперативно-розыскных мероприятий, в т.ч. и такие как исследование предметов и документов, обследование помещений, зданий, сооружений, изъятие документов, предметов, материалов и сообщений. Мы перечислили только малую часть полномочий, но и этого достаточно, чтобы испортить предпринимателю жизнь.
Конечно, закон об ОРД предусматривает ряд ограничений, которые обязаны соблюдать сотрудники милиции. Например, регламентированы основания и порядок изъятия документов, документирования остальных действий сотрудников милиции, установлены основания для проведения мероприятий и т.д. Но только многие ли предприниматели найдут в себе мужество в минуту явки незваных гостей с лязгом опустить забрало и бороться за свои права? Причем в условиях, когда силы заранее не равны… Вот и начинает мозг работать вокруг мысли о том, как бы побыстрее «уладить вопрос», погасить поднимающуюся волну и продолжить заниматься любимым делом…


СЕКРЕТ ОТ ПРОВЕРЯЮЩИХ
Некоторой гарантией защиты прав предпринимателя является правовая охрана коммерческой тайны.
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, предоставляется на основании мотивированного требования государственного органа. Требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правовое основание истребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, тот вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
Это означает, что милиция в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий не может произвольно изымать документы, составляющую коммерческую тайну, она вправе сделать это только на основании мотивированного требования или в судебном порядке. А вот «в судебном порядке» – это уже серьезный геморрой для проверяющего. И если исходной целью было всего лишь «наехать» на предпринимателя для того, чтобы облегчить его карманы, маловероятно, что оборотни в погонах захотят общаться с судом.
Этот способ защиты на руку предпринимателю еще и потому, что перечень информации, которая относится к коммерческой тайне, определяет сам обладатель этой информации (то есть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) своими внутренними документами с учетом норм законодательства. Кроме того, согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной в силу прямого указания закона. Однако нужно помнить, что просто назвать какие-то бумаги «коммерческой тайной» недостаточно: чтобы информация считалась таковой с точки зрения закона, компания должна провести определенные мероприятия.


ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Позитивные изменения в законодательстве на практике не полностью защищают предпринимателей от необоснованного вмешательства милиции в хозяйственную деятельность. Права органов внутренних дел ограничены, но Закон «О милиции» по-прежнему оставляет им лазейки. Кроме того, свою проверочную деятельность сотрудники органов внутренних дел пытаются перенести в плоскость оперативно-розыскных мероприятий, используя для этого оставшийся практически неизменным ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». И цель этой статьи состоит не столько в том, чтобы предложить способы противодействия недобросовестным госконтролерам и оборотням в погонах, сколько мобилизовать правосознание предпринимателей и не дать им притупить свою бдительность под звуками благих намерений, льющихся в эфир из уст слуг народа.

 

 

 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №6-2010

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 6-2010