Поговорим о хорошем?

Негативная информация окружает нас повсюду: и в телевизионных новостях, и в общении с знакомыми. Среди этого потока временами трудно рассмотреть позитивные сигналы, которые посылает нам экономика. Между тем, они есть.

Негативная информация окружает нас повсюду: и в телевизионных новостях, и в общении с знакомыми. Среди этого потока временами трудно рассмотреть позитивные сигналы, которые посылает нам экономика. Между тем, они есть.

 Четверг -это хуже, чем суббота,
но гораздо лучше, чем понедельник.
Четверг даже лучше,
чем воскресение.
Потому что за воскресением
следует понедельник,
а за четвергом – пятница
!

Один из самых загадочных вопросов бытия заключается в том, почему на встречной полосе дорога всегда гораздо лучше? Причем независимо от того, в какую сторону едешь. Наверное, наш мозг так устроен, что хочет позитива, но ярче всего обращает внимание на негатив. Вот и сейчас общее настроение предпринимательского сообщества скорее негативное. Мы склонны акцентировать внимание не на ровных участках, а на ямах и колдобинах на пути своего бизнеса, тем более что объективная картина в экономике страны не слишком оптимистична, равно как и выручки в большинстве магазинов. При этом всем интересно, как будет развиваться ситуация дальше: мы уже достигли «дна», или будем падать дальше?
Негативных прогнозов хватает. Я не собираюсь уверять читателей, что все в жизни замечательно. Я лишь хочу обратить внимание на позитивные новости. Тем более, что они есть – просто журналистам легче заработать внимание публики, рассказывая про негатив.

В мае наши власти заговорили о том, что наиболее тяжелая фаза кризиса позади, а все без исключения агентства стали пересматривать прогнозы ВВП в сторону повышения. Глядя на выручку часовых салонов, поверить в это сложновато. Но если посмотреть на мир шире, то, похоже, что они правы.

Оживление в сегменте одежды.

В конце ноября в Сколково проходил Russia Retail Forum – мероприятие, собравшее представителей крупнейших розничных компаний из разных сфер: электроника, FMCG, и т.д. Обсуждая перспективы, все продавцы одежды однозначно сходились во мнении, что ожидать возобновления продаж на их рынке можно не ранее самого конца 2015, если не весны 2016 года, когда люди физически пообносятся. Логика понятна: каждый из нас имеет вполне укомплектованный гардероб и может не покупать одежду в течение года, если не двух. Однако уже в мае представители одежных сетей стали осторожно сообщать о возобновлении спроса, небольшом, но росте продаж. И не так важно, каков масштаб этого роста. Важно, что он возник на полгода раньше, чем прогнозировали даже законченные оптимисты.

 

Пересмотр прогнозов на авторынке

В качестве примеров рынка, демонстрирующего явное и масштабное падение, часто приводят автомобильный. В начале года агентство «Автостат» давало несколько вариантов прогноза российского авторынка, худший из которых подразумевал двукратное падение продаж – до уровня 1.1 млн машин, что на 20% хуже уровня 2009-го. На днях агентство выпустило обновленный вариант доклада, где худший сценарий предусматривает продажу уже 1.3 млн машин. Конечно и это на 40% меньше, чем в 2014-м, но в данном случае важен факт пересмотра прогноза в лучшую сторону. К тому же это худший вариант, а наиболее реальным в «Автостате» считают цифру в 1.5 млн. При этом импорт снизится примерно на 60%, а внутреннее производство на 30%, т.е. кумулятивный эффект отрасли будет достаточно весомым.


Обновленный прогноз продаж на 2015 год от агентства «Автостат»

Общепит

Мы уже много раз говорили о том, что одним из индикаторов для часового рынка может служить общепит. Потому что часы человек покупает, когда располагает определенной суммой сегодня и уверен в том, что завтра тоже будет иметь доход. Точно такие же условия необходимы для посещения ресторана, только планка суммы там ниже. В этом отношении примечательно, что рестораторы буквально выли на протяжении сентября-марта, однако начиная с апреля их стенания перестали быть слышны. Причина ровно в том же: ситуация выправляется. Загрузка многих столичных заведений вышла на вполне приемлемый уровень, некоторые из них в мае-июне стабильно перевыполняли план, похожие отзывы приходят из многих регионов. То есть индикатор показывает: на рынке есть потенциал роста!


Недвижимость

В июне аналитики финансово-строительной корпорации «Лидер» проанализировали структуру спроса на жилье в возводимых компанией объектах. Результаты показали, что спрос на квартиры, приобретаемые с целью инвестиций, к концу первого полугодия 2015-го вернулся на докризисный уровень. После остановки, случившейся зимой-весной этого года, люди вновь стали вкладывать деньги в объекты, находящиеся на стадии котлована.

Разумеется, спрос возвращается неравномерно. Покупатель внимательно анализирует перспективы достройки объекта, состояние компании-застройщика, более придирчиво, чем раньше, выбирает одежду, и не во всех ресторанах можно встретить очередь. Чтобы быть успешным, нужно суметь предложить подходящий товар и заинтересовать потребителя. Но важно, что спрос возвращается.

Я привел «звоночки», звучащие на разных товарных рынках. Теперь посмотрим на розничный рынок в целом. В исследовании Retailer Russia TOP-200, которое подготовил издательский дом Retailer.ru, приводится несколько интересных диаграмм о динамике рынка розничной торговли в России.

Замедление продаж началось в 2012 году, при этом вторым важным фактом стало сокращение темпов роста непродовольственного сегмента относительно продуктового – это значит, что у населения оказывается меньше свободных денег. В последующие 2 года тенденция сохранилась – за исключением того, что благодаря декабрьскому всплеску непродуктовый сегмент ушел в небольшой отрыв. Эти цифры часовщики чувствовали как замедление своего бизнеса.

 

Следующая диаграмма показывает ту же динамику, но уже с месячным шагом. Черные круги отражают 2013 год, белые – 2014-й, голубые – текущий 2015-й. Начиная с января 2015-го розничный рынок показывает спад – голубые круги расположены ниже нулевой отметки. Однако видно, что пик спада пришелся на апрель.


Еще интереснее выглядят те же цифры, если рассмотреть продовольственный и непродовольственные рынки по отдельности. Вслед за декабрьским всплеском, который касался именно промтоварного сегмента, следует спад. Причем в промтоварном сегменте этот спад существенно сильнее. В мае не просто замедлился спад - стал сокращаться и разрыв между продуктовым и промтоварным сегментами.

Теперь поговорим о паре событий, относящихся к макроэкономике.

Планы центробанка

В начале июня в Санкт-Петербурге состоялся Международный банковский конгресс. На удивление, мероприятие получило гораздо более слабую огласку, чем заслуживало. В частности, выступление председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной освещалось лишь в небольшом числе специальных ресурсов. Между тем Набиуллина высказала две важные вещи. Первое: ЦБ намерен нарастить золотовалютные резервы до 500 млрд долларов, т.е. почти в полтора раза. Поскольку объем рублевой массы у нас связан с объемом ЗВР, это означает предстоящее увеличение денежной массы, чего так не хватает экономике для старта. Вторая мысль, прозвучавшая в той речи – ЦБ станет для российских банков источником средств, заменив зарубежное кредитование. Сложно сказать, как будут воплощены в жизнь эти заявления. Но если будут – проблема отсутствия денег в экономике окажется во многом решена. И вернусь еще раз к мысли, что два столь важных пункта почему-то были почти обделены вниманием в выпусках новостей. Кстати, по прогнозам ЦБ, даже при негативном сценарии в ближайшие годы ВВП будет расти на 1-2% в год, что на фоне большинства стран мира не так и плохо.

Оборотная сторона «Юкоса»

Другим важным событием стали попытки арестовать российские активы по делу «Юкоса». Обсуждение этих событий чаще всего проходит под лозунгом «вот теперь-то Россия «попала». При этом в новостях и на форумах практически не встречается другой аспект вопроса.

По законодательству большинства стран ЕС исполнительные органы сперва будут арестовывать любые активы, которые заподозрят в связи с Россией, а уже после владельцу активов предстоит доказать, что он не имеет отношения к РФ. Таким образом, потенциальная угроза существует для любого бизнеса, имеющего родиной Россию.

К слову, ровно за неделю до шума про «Юкос», Путин подписал закон об амнистии капитала. То есть наши власти создали «пряник» для тех, кто желает вернуть деньги в страну. Если трое-пятеро бизнесменов «попадут под раздачу» по делу «Юкоса», т.е. столкнутся с арестами, и информация об этом окажется широко известной, это станет великолепным «кнутом», который заставит других вспомнить о возвращении на Родину. А если учесть, что первые попытки что-либо арестовать закончились ничем, то синхронность появления закона об амнистии капиталов и шума про 50 млрд наталкивает на определенные мысли.

Еще раз повторюсь, что я не собираюсь уверять читателей, что все в жизни замечательно. Однако за стеной негатива нужно видеть и ростки хорошего, чтобы чуть лучше ориентироваться в обстановке, а при возможности - поддержать их. Потому что состояние экономики зависит не только от Центробанка и «Газпрома», но и от действий каждого из нас.

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: экономика