Петер Стас

<p><span style="color: rgb(128, 128, 128);"><strong><span style="font-family: Verdana;">"Главное не деньги, а возможности"</span></strong></span></p>

В мае Frederique Constant отмечала 10-летие своих мануфактурных механизмов Heart Beat. Мы воспользовались случаем, чтобы задать несколько вопросов основателю компании.

В мае Frederique Constant отмечала 10-летие своих мануфактурных механизмов Heart Beat. Мы воспользовались случаем, чтобы задать несколько вопросов основателю компании.

 

Наряду с крупными группами Frederique Constant растет существенно быстрее рынка. В чем секрет вашего успеха?

Да, последнее время мы читаем отчеты о том, что концерны показывают колоссальный рост, занимая большую часть рынка, а индустрия при этом сжимается. Не уверен, что можно верить всем цифрам – наверняка у вас тоже возникали сомнения в их достоверности. Есть ложь, и есть статистика. Но я не могу судить о других. Про нас скажу так: мы всегда имели прирост в пределах 15-25%, вот и в прошлом году мы получили прибавили 20%, что намного превышает все, чего достигла индустрия в целом.

Причина отчасти в Китае, где спрос упал на четверть. Многие бренды зависят от этой страны, у нас же на нее приходится всего 6% продаж. При этом мы растем в России, США, на Ближнем Востоке, что восполняет потери. А если какой-то бренд получал из Китая 70% выручки, то чтобы компенсировать падение там на 25%, ему необходимо иметь прирост в 50% в остальном мире.

Сильные стороны Frederique Constant - хороший дизайн, внимание к деталям, в т.ч. к финишингу циферблатов, корпусов, механизмов, адекватные цены. Все это позволяет нам привлекать людей, которые не готовы тратить 5-10 тысяч евро, но интересуются хорошими механическими часами.

В этом году новинки и Frederique Constant, и особенно Alpina явно тяготели к классическому стилю. Перемены особенно ярко видны в Alpina. С чем это связано?

Прежде всего - с запросами со стороны молодого поколения покупателей. Принято считать, что они склонны к чему-то броскому, яркому. В повседневной жизни – да. Однако когда речь идет о люксовом товаре, они начинают искать что-то отличное от iPhone, и даже противоположное ему. Что-то, что не устареет через месяц, не потеряет свою ценность. Реклама, подталкивающая людей к быстрой смене вещей и ярким картинкам, иногда оказывает обратное воздействие и люди идут наперекор ей.

Как на новинки отреагировали посетители?

Наши заказы по сравнению с прошлым годом выросли на 30%. Это несколько лучше, чем мы ожидали.

Мне кажется, что 30% прироста в сегодняшних условиях это не «несколько», а серьезно лучше…

Мы ожидали рост в районе 20-25%, но получили 30%, что оказалось неожиданностью. Конечно, у нас было много интересных, коммерческих новинок, и отклики были позитивными с самого начала. Особенно приятно, что все это происходит на фоне разворота индустрии в сторону снижения объемов продаж. Секрет кроется не только в моделях, но и в ценовой политике. Сегодня потребитель не хочет платить большие деньги, и спрос с более дорогих часов переключается на Frederique Constant.

На входе на фабрику у вас установлен монитор, в реальном времени показывающий количество выпущенных часов и процент выполнения плана за текущий день и с начала года. Судя по представленному там графику, выпуск часов с каждым месяцем растет. Это отражение базельских заказов?

Не совсем. Прежде всего, это отражение годовой динамики спроса. В начале года наши отгрузки всегда минимальны, потому что магазины формируют большие заказы перед рождеством, и в начале года они должны проанализировать остатки. К тому же с марта мы начинаем поставки новых моделей, поэтому в апреле мы имеем всплеск. Летом заказы опять снижаются, и осенью начинается самое активное время.

Сегодня вы празднуете 10 лет начала производства собственных калибров. Однако фабрика, где мы беседуем, была построена позже. Вы стали выпускать механизмы за 2 года до того, как построили фабрику. Как это возможно?

Мы превратились в производственную компанию до того, как построили эту фабрику. У нас не было CNC-машин, мы не изготавливали детали, но у нас было сборочное предприятие в Шенбуре, а комплектующие мы заказывали у специализированных компаний. Конечно, до постройки фабрики наши сборочные мощности тоже не были велики. В 2004-м мы представили мануфактурные часы, и в первый год сделали всего около 150 механизмов. В 2005-м, с постройкой этой фабрики мы получили возможности для роста производства, смогли самостоятельно выпускать детали и расширить сборочные мощности.

Фабрика – не дешевое удовольствие, а Frederique Constant – не самая большая компания. За счет каких средств вы построили фабрику и сколько это стоило?

За счет своих денег. Мы очень аккуратны в расходах. Большинство оценивает это здание в 10 млн франков, в реальности мы потратили всего 4 млн. Огромное количество работы делали мы сами, и я лично выступал в роли генподрядчика: вел переговоры с конкретными людьми и компаниями, искал подрядчиков. Например, внутреннюю отделку выполняла компания из Канады – их услуги оказались качественными и недорогими. Мебель и многое другое мы заказывали в Азии по нашим чертежам и спецификациям. Аналогично мы поступаем и в других случаях. Например, механизмы мы разрабатывали вместе с одной из школ, которая готовит часовщиков. Разумеется, мы платили им деньги, но это намного дешевле, чем заказывать чертежи у какой-либо фирмы. Мы очень тщательно управляем затратами, и это позволяет не привлекать денег со стороны. На следующее здание, которое мы собираемся построить здесь рядом, мы запланировали 15 млн. Но думаю, что оно опять обойдется нам дешевле.

Будете работать с той же командой из Канады?

Нет. После фабрики они делали ремонт у меня дома, и к ним было много нареканий. Видимо, чтобы люди были в тонусе, их нужно иногда менять. Были смешные случаи: например, двери нам привезли некрашеными. Пришлось отправлять их к нашему португальскому партнеру, который делает дисплейное оборудование и имеет необходимое оснащение для покраски дерева. Так что интерьерные вещи в этот раз нам будет делать команда из Португалии. Строительство – польская компания, в которой, кстати, много людей из России, Украины.

25 лет назад, когда вы стартовали, рынок не был столь монополизирован и независимым компаниям жилось легче. Что бы вы выбрали сейчас: работать в крупном концерне или открыть свой бизнес?

Все равно выбрал бы независимость. Потому что для меня главное не деньги, а возможность делать то, что ты считаешь нужным. Конечно, и в Frederique Constant я не самолично принимаю решения – мы обсуждаем их с Алеттой, с менеджментом компании. Но все равно, мы можем что-то быстро решить и быстро начать делать. В большой компании вы вынуждены учитывать мнение всей пирамиды боссов, акционеров, того, что называется «корпоративной политикой». Я работал в Philips, и знаю, как устроены большие фирмы.

Маленькая компания должна быть очень быстрой, иметь хорошую связь с рынком, уметь управлять затратами. И еще – быть креативной. Я предпочитаю быть независимым, чем частью группы.

Но сегодня вы сами становитесь группой. Несколько лет назад был запущен проект Alpina, затем - Ateliers de Monaco… Кстати, почему Ateliers de Monaco не была представлено в Базеле?

Ateliers de Monaco - это очень молодой проект, в год мы выпускаем всего 60-70 часов этой марки. Пока мы не имели достаточных производственных мощностей, так как все силы шли на Frederique Constant. Но мы все больше обращаем на них внимание, так два других бренда работают уже стабильно. Так что в следующем году вы увидите много интересного.

Какие у Вас планы в отношении Alpina?

Сегодня Alpina растет быстрее всех, и думаю, что рост будет продолжаться. У нас есть новые идеи относительно концепции, имиджа и всего остального. Над маркой работает целая команда с большим запасом креативности. Сейчас выпуск увеличился с 15 000 до 20 000 часов в год, а лет через 5-6 планируем выйти на уровень 50 000 часов.

У вас уже почти взрослый сын. Как вы думаете – будет ли он продолжать ваш бизнес?

Похоже, что нет. Он интересуется физикой и собирается в США изучать фундаментальную физику. По складу характера он скорее ученый, чем бизнесмен. Конечно, ему только 17 и все может поменяться. Но сегодня я не вижу, чтобы он встал во главе компании. Скорее это будет дочь. Она гораздо более коммерчески-ориентирована, интересуется дизайном. Нам с Алеттой хотелось бы, чтобы дети продолжили наше дело, но мы не собираемся оказывать какое-либо давление. Им всего 14 и 17, чтобы человек мог управлять компанией, он должен иметь опыт. Это возможно лет с 30-ти. Так что у наших детей есть еще куча времени.

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Frederique Constant