Петер Стас (Frederique Constant)

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Карты сданы</span></span></p>

Независимые часовые компании должны объединиться, и сейчас для этого самое подходящее время – в этом уверен генеральный директор Frederique Constant Петер Стас.

Независимые часовые компании должны объединиться, и сейчас для этого самое подходящее время – в этом уверен генеральный директор Frederique Constant Петер Стас.

Мировую экономику продолжает лихорадить. Как вы переживаете кризис?
Не буду жаловаться. Как и весь рынок, в конце 2007 и в 2008 году мы пережили падение продаж, но уже в 2009 году снова начался рост. И во многом потому, что мы всегда старались поставлять часы в магазины достаточно высокой категории. Когда у этих ритейлеров упали продажи самых дорогих моделей с ценой более 10 000 швейцарских франков, наши часы за 3000 продолжали продаваться. Более того, салоны высокой ценовой категории, которые раньше не работали с нашими марками, сами проявили к ним интерес, так что кризис помог Frederique Constant оказаться в магазинах категории АА, на что мы раньше даже не надеялись. В 2010 году открылось более 300 новых точек продаж марки, эти цифры говорят сами за себя.

У компании три часовых бренда. И если с Frederique Constant все достаточно стабильно, то с маркой Alpina в последние годы ничего интересного не происходило, возникло даже ощущение, что про нее в компании забыли…
Я бы сказал, что это наш ребенок, которого любили, но не уделяли достаточно внимания. И как раз кризис показал, что дальше так продолжаться не может: продажи Alpina упали на 50%, и, хуже того, не было четкого понимания, как восстанавливать позиции, а ведь это бренд с 150-летней историей! В итоге мы осознали свою ошибку и решили серьезно заняться маркой. В частности, планируется сделать ее более коммерческой, не просто обновить традиционные коллекции, но и серьезно расширить линейку, добавив модели, подходящие для повседневного ношения с костюмом, женские часы и так далее. Сейчас мы выпускаем около 12 000 экземпляров Alpina в год, хотим довести эту цифру до 25 000. Кроме того, существенно поменяется маркетинговая политика. Мы подписали контракт с актером Уильямом Болдуином, который станет «послом марки» в глобальном масштабе – официально об этом будет объявлено в Базеле.

А для российского рынка готовятся «лица марок»? Ваши коллеги достаточно успешно используют этот прием в нашей стране.
Такие планы есть. В России мы собираемся заключить договор о представлении Frederique Constant, местный кандидат уже есть и переговоры ведутся, но имя называть пока рано.

Наконец, марка Ateliers deMonaco. Когда она появилась на рынке, говорили, что вы решили охватить совсем не вашу аудиторию…
С одной стороны, это так – под именем deMonaco выпускаются лимитированные и, соответственно, очень дорогие часы, а объем выпуска составляет порядка 70 штук в год, что в общем объеме производства компании капля в море. Однако у создания этой марки есть особая история. У нас на производстве есть талантливые люди, которым, как это часто случается, интересно делать что-то новое. Так, лет десять назад один из мастеров принес мне механизм с турбийоном. Он сделал его сам, а руководству предоставил возможность решать, пускать ли его в производство. Мы попробовали, и теперь производим в год около 1000 штук Frederique Constant, оснащенных турбийоном, что хорошо, но опять же совсем немного. Позже мне так же принесли минутный репетир, был даже сделан прототип – но этот проект в серийное производство не пошел, мы решили поставить точку, поскольку нет смысла играть не в своей лиге. Однако таланты-то в компании остались, и если не давать им возможности самореализоваться, то можно лишиться этих людей. Так и родилась идея Ateliers deMonaco. Мы с самого начала подчеркивали, что это особенная, эксклюзивная марка, а не еще одна швейцарская фирма, поэтому ее офис находится в Монако и там же производится сборка. Решение необычное, но оправдавшее себя, если судить по результатам продаж. И, кстати, наш интерес совпал с интересами княжества: у Монако есть репутация места, где деньги тратят, но ничего не производят, и с такой славой они хотят бороться.

Еще одна тема, которая волнует часовой рынок – дефицит механизмов. Ваша компания имеет собственное производство, но насколько вы можете обеспечивать собственные потребности?
При общем объеме производства в 120 000 штук своими силами мы делаем только 12 000 часов. Значительную часть потребностей покрывает Selita, у которой приобретается около 70 000 механизмов, примерно 1500 закупаем у ЕТА, остальное – кварцевые механизмы Ronda. Собственные мощности мы планируем наращивать и уже в апреле запустим новую сборочную линию, аналогичную той, которую использует, например, Rolex. Благодаря этому производство собственных механизмов должно увеличиться до 20 000 штук к концу текущего года, а в перспективе возрасти более чем в два раза. Но и производство в целом будет расти, в этом году мы рассчитываем выпустить уже 140 000 часов, так что проблему это не решает. Сокращения поставок механизмов мы не боимся, поскольку работаем с Selita много лет и уверены в том, что наши потребности партнеры обеспечат. Однако самая серьезная проблема не столько с самими механизмами, сколько с теми деталями, которые производит Nivarox – вот это действительно монополисты, которые владеют 97% рынка. Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать принципиально другую технологию, позволяющую производить такие детали новым способом. Если это получится, то существующая сейчас монополия будет разрушена, а часовой рынок станет другим, поскольку появятся дополнительные возможности для новых разработок. Однако рассказывать об этих разработках рано. Да и расследование в отношении Swatch Group, которое ведут швейцарские антимонопольные органы, еще не закончено. Если кто-то заявит, что созданы какие-то принципиально новые решения, то г-н Хайек сможет сократить поставки еще сильнее.

Еще одна проблема если не завтрашнего, то точно послезавтрашнего дня – ужесточение требований к маркировке Swiss Made. Что вы думаете об этом?
Думаю, что эта проблема в значительной степени политическая. Ужесточение требований лоббируют большие группы, которым это выгодно, и, скорее всего, они добьются своего. Мы пока не предпринимали никаких активных действий в решении этой проблемы, поскольку сейчас больше работаем над механизмами. Однако исследование провели и выяснили, что 60% швейцарской добавленной стоимости у нас есть по всему модельному ряду. Но если будет принято решение о том, чтобы этот показатель составлял 80%, то в лимит уложатся, как это ни парадоксально, дешевые модели. Дело в том, что при их производстве используются недорогие корпуса: даже если они произведены в Азии, то доля в общей стоимости незначительна. А вот сложный корпус дорогой модели стоит дороже, и здесь у нас сейчас в среднем 70% швейцарской стоимости. Будем думать, как решить эту проблему, когда она действительно встанет перед компанией. Ведь даже если решение о 80% примут, то будет определен и какой-то переходный период, не менее пяти лет – надеюсь, в этом случае появится новое производство в Швейцарии, например, фабрика тех же корпусов. Начинать такое предприятие для одной марки нет смысла, а вот для нескольких уже экономически оправданно.

Перемены на рынке происходят достаточно серьезные. Как вы представляете себе часовой бизнес в ближайшие пять лет?
Во-первых, я уверен, что рынок будет расти. Несмотря на экономический кризис и сложности внутри самой отрасли, рост продолжится, в том числе благодаря рынкам, потенциал которых еще не исчерпан, в том числе и российскому. Во-вторых, я не ожидаю появления новых игроков, из-за перечисленных выше проблем это слишком сложно, так что карты, что называется, сданы. Наконец, давление больших групп на рынок продолжится и возрастет их конкуренция между собой. Кажется, что между такими жерновами небольшие компании может и раздавить, но я считаю, что складывающуюся ситуацию надо использовать. У независимых производителей достаточно общих проблем, и усиление давления может наконец-то сподвигнуть нас к объединению усилий. Я знаю, что многие мои коллеги думают так же, осталось найти взаимно приемлемую форму взаимодействия. Возможно, придется привлечь какого-то известного персонажа из индустрии, кто пользуется авторитетом, но лично ни с какой компанией не связан. Кстати, у ритейлеров ведь тоже возникают проблемы, так как большие группы ужесточают правила сотрудничества и снижают маржу. Независимые марки могут быть более гибкими, а значит, более выгодными партнерами для независимых ритейлеров. Вот вам и перспектива на ближайшее будущее.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №1-2012

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: интервью Frederique Constant Петер Стас 1-2012