Пьер-Мишель Эрбелин

<p><span style="font-family: Verdana;"><span style="color: rgb(128, 128, 128);"><strong>На другом берегу реки</strong></span></span></p>

Хотя от Швейцарии фабрику Michel Herbelin отделяют всего 50 метров, и часть моделей компания выпускает с маркировкой Swiss Made, владелец и руководитель компании Пьер-Мишель Эрбелин не собирается переносить все свое производство в Швейцарию.


Хотя от Швейцарии фабрику Michel Herbelin отделяют всего 50 метров, и часть моделей компания выпускает с маркировкой Swiss Made, владелец и руководитель компании Пьер-Мишель Эрбелин не собирается переносить все свое производство в Швейцарию.

Четыре года назад Вы начали выпускать часы с маркировкой Swiss Made. Каковы были изначальные планы и как обстоят дела сегодня?

Мы взялись за этот проект, поскольку наш русский заказчик настаивал именно на швейцарских часах. На все остальные рынки, кроме России, мы продолжаем поставлять нашу стандартную коллекцию. В большинстве стран мира люди ценят французский стиль, дизайн, вкус. Но в России большое значение имеет именно маркировка Swiss Made, и чтобы удовлетворить потребителей, мы запустили эту линию. Если покупатель хочет иметь швейцарские часы – никаких проблем, мы можем собрать их на другом берегу реки!

Что это означает?

Наша фабрика находится на границе Франции и Швейцарии. Она стоит на одном берегу реки, а противоположный берег – уже швейцарский. И между нашими обычными часами и Swiss Made нет особенной разницы. В них используются механизмы ETA и Ronda. Мы работаем с теми же поставщиками, что и все представители швейцарской часовой индустрии, в тех же местах закупаем компоненты, корпуса. И даже многие люди работают одни и те же, они каждый день ездят на работу через реку.

Сколь велика эта река?

Чуть шире нашего стенда на базельской выставке – метров 50…

Да, не много. Какова доля швейцарских часов в вашем обороте?

Около 5%. Как я сказал, мы делаем их для России. Для других рынков швейцарское производство не так важно. Например, в Китае и Японии ценится именно французский лейбл, французский стиль. Разумеется, дома, во Франции наш товар тоже покупают потому, что он именно французский.

400 лет назад лидером в часовом деле была не Швейцария, а Франция и Англия. Почему Франция потеряла свои позиции?

К сожалению, я не жил в то время, и, как и вы, знаю об этом лишь из книг. Во всем виноваты протестанты. Франция – христианская страна, где были представлены две ветви: католики и протестанты. И 300 лет назад один из французских королей стал убивать протестантов. Некоторые из них бежали в Германию, некоторые - в Женеву. А часами больше занимались протестанты, чем католики. С тех пор европейская часовая индустрия стала более швейцарской, чем французской. Но сейчас все в мире перемешено, нельзя провести какие-то строгие границы. Мы говорим о швейцарских часах, но, например, LVMH больше французская группа, чем швейцарская. Группа Cartier больше южноафриканская, чем швейцарская, а Swatch Group принадлежит ливанцам. Какие именно часы они делают, ливанские, южноафриканские или швейцарские? Вопрос сложный. И он становится еще более сложным, если учесть, что каждый день 35 000 человек из Франции приезжают работать в Швейцарию. Конечно, не все из них заняты в часовом производстве, многие работают в банках и ресторанах, делают 100% швейцарский шоколад. Интересно, что вопросы про происхождение часов возникают, а вот в том, что банки и шоколад – полностью швейцарские, не сомневается никто.

Кто вы: католик или протестант?

Протестант.

И Вы же живете во Франции…

Трудно сказать, где я провожу больше времени, во Франции или Швейцарии. Все очень сильно связано. Наверняка вы знаете такой центр часового дела Швейцарии, как Ля Ша де Фон. А в 25 км от него, в долине реки, расположено местечко Шаркемон (Charquemont), где находится наша фабрика. Рядом стоит другая фабрика, она принадлежит ЕТА. Вы спросите, почему мы не перенесли производство в Швейцарию? У нас есть завод со своими людьми, которые уже много лет работают с нами. Мы несем ответственность перед ними. К тому же, как я уже сказал, на большинстве рынков покупателям нравится, что Michel Herbelin – именно французские часы. Но часть продукции мы собираем в Швейцарии, и этот товар несет маркировку Swiss Made.

Большинство успешных компаний стремятся иметь несколько брендов различных ценовых категорий. Почему у вас всего одна марка?

Действительно, одна группа может представлять различные бренды. Например, у Swatch Group их почти двадцать. Но я считаю, что нам лучше сконцентрировать все силы на одном. Дело в том, что мы – не финансовая компания, ориентированная на рост оборота, капитализации и курса акций. Мы – настоящие часовщики, семейное предприятие, стремящееся работать в русле старинных традиций. У нас всего два владельца: я и мой брат. И для нас не важны котировки, для нас важна устойчивость и доверие покупателя. Мы хотим через 50 лет так же работать, заслуживая уважение людей. Кстати, далеко не все успешные фирмы имеют дюжины брендов. у Rolex их всего два, а у Breitling и Patek Philippe – по одному. Им хватает, нам тоже.

Что будет с вашей компанией через 50 лет?

Хороший вопрос, особенно в наше время! Наша программа минимум - оставаться на плаву.

Идеология протестанства ориентирована на достижение успеха, поставленных целей. Возможно, просто «жить» - это неплохая цель для православного, но не для протестанта…

Мы небольшая компания среди огромных групп, и, тем не менее, нам удается поддерживать свои позиции. Выжить среди них – это уже немало!

В последние годы часовое дело захлестнула волна инноваций. Новые материалы для спирали и спуска, механизмы с увеличенным запасом хода и т.д. Как Вы думаете, что нового мы увидим в ближайшие 5-10 лет, и как эти изобретения повлияют на часовой рынок?

Думаю, как в «Формуле 1», будет усиливаться конкуренция, гонка в поиске новых материалов и технологий. Но дело в том, что люди не покупают болиды, а покупают Renault и Volkswagen. Да, идет борьба за имидж и престиж. Но в итоге люди приобретают обычные, нормальные часы. Я на всю жизнь запомнил одного молодого журналиста, который года два назад брал у меня интервью. Он тогда впервые был в Базеле, брал интервью для французского журнала у ведущих швейцарских производителей, таких как Omega, Rolex, и после начал задавать мне вопросы о ценах и покупателях. Прозвучала розничная цена 300 - 1000 евро, покупатель – человек среднего достатка. «Как, вот так просто, у вас нет четкого портрета покупателя?» - воскликнул он. И не как не мог понять, что мы просто делаем часы для нормальных, обычных людей. Посмотрите вокруг. Кого вы видите вокруг себя? Русских, американских, индийских и китайских миллиардеров, или обычных людей?

Согласен с Вами. Но, например, калибр С01, используемый в некоторых моделях Tissot, оказывается лучше с точки зрения базовых характеристик и дешевле, чем те механизмы, которые применяют другие компании, а часы Swatch 51 стоят вообще 100 франков. Сможете ли вы выдержать конкуренцию?

Такова политика группы, с этим ничего не поделаешь. Или вы знаете кого-то, кто может с этим бороться? Вы знаете, что даже Rolex покупает компоненты у Swatch Group?

Как такие открытия, как дешевые Tissot и Swatch 51, повлияют на часовой рынок?

Думаю, остальным производителям это не принесет сильного вреда. Хорошие автоматические часы – это что-то вроде мечты для людей. Кто-то копит несколько месяцев, чтобы купить их, и появление более доступных моделей – хорошо для них. Но насколько я знаю, удешевление в данных моделях достигнуто за счет упрощения механизма и использования других материалов. Такой подход не совсем соответствует традициям механических часов, а большинство покупателей платят деньги не за характеристики, а именно за традиции, историю.

Говоря о Вашей компании, какие модели или группы моделей были наиболее успешными за последние годы, принесли вам много позитивных эмоций, а какие были наименее успешными?

27 лет назад мы запустили коллекцию Newport. Она стала и одной из самых успешных в нашей линейке, и самой любимой нами. Собственно, эти часы появились на свет как отражение любви нашей семьи к морю, парусам. В их дизайне можно увидеть и круглые корабельные иллюминаторы, и штурвал, и элементы такелажа. Каждый год мы дорабатываем эти модели, совершенствуем их, и все это время коллекции сопутствует колоссальный успех, в том числе в России.

Другой пример – Antares Bracelets Interchangeables. Эти часы отличаются патентованной системой быстрой замены браслета – его легко может заменить сама владелица, для этого не требуется какого-либо инструмента или специальных усилий.

Швейцарские компании прикладывают большие усилия к продвижению маркировки Swiss Made. Во Франции тоже есть свои знаки качества, свои сертификаты. Почему французские компании не продвигают их?

У каждой страны своя специфика. Во всем мире Франция всегда ассоциировалась скорее с хорошим вкусом, красивыми вещами, чем с точностью. Да, у нас есть свои стандарты часового дела, в том числе аналогичные COSC. Но точность – не наш конек, даже если мы используем те же механизмы, что и швейцарские компании.

Но Франция производит самолеты, ракеты и многие другие вещи, которые гораздо сложнее часов и должны быть более точными, чем часы...

Вы правы. И я могу продолжить вашу линейку знаменитыми во всем мире поездами, болидами, выигрывающими «Формулу-1», и многими другими вещами. Общий уровень развития французской промышленности очень высок, многие ее отрасли, в том числе высокотехнологичные, являются лучшими в мире. Вместе с тем, в плане бытовых товаров имидж нашей страны связан скорее с прекрасным вкусом и стилем, чем с точностью. И в своей работе мы всего лишь следуем восприятию покупателей. Я много путешествовал. Люди хранят деньги в швейцарских банках, хотя они уже давно перестали быть такими надежными, как раньше, покупают немецкие машины, хотя те все чаще уступают японцам. А Франция в их умах связана с вином, парфюмом, красивыми вещами. И нас вполне устраивает, что часы Michel Herbelin являются одной из них. 

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Herbelin