Памятник верным клиентам
Почему падает выручка магазинов: только ли из-за отсутствия денег у покупателей? А что если попробовать поставить себя на место клиентов, как будет выглядеть картина в этом случае?
Две недели назад мне довелось поприсутствовать на очередном форуме Retail Russia, что раз в полгода проводит компания B2BCG (www.b2bcg.ru). Не могу сказать, что мероприятие обязательно к посещению, но однозначно полезно для того, чтобы встряхнуться, посмотреть на свой бизнес со стороны, пообщаться с представителями других сфер (в форуме по традиции участвуют МВидео, одежные сети, крупнейшие интернет-магазины вплоть до представительства Aliexpress и т.д.). Я на форуме уже не впервые, и каждый раз выношу какую-то интересную информацию и наблюдения. Не буду донимать читателей рассказами про все выступления, прозвучавшие в апреле в московском отеле «Корстон». Приведу буквально два момента, которые очень сильно коррелируют с часовым рынком.
Ситуация в розничной торговле многими товарами далека от безоблачной. Потому и общая тематика разговоров была кризисная: что происходит, что на сколько упадет и как это пережить. Во время одного из таких обсуждений основатель Kupivip.ru Оскар Хартманн не выдержал и взял микрофон: «Вот мы жалуемся на покупателей – мол, покупать стали мало, обсуждаем специфику их поведения. А было бы интересно послушать противоположную сторону: пригласить на эту сцену не 10 директоров магазинов, а 10 покупателей. Что они сказали бы про нас, про торговлю? Они наверняка покрутили бы пальцем у виска и высказались, что в наших магазинах покупать нечего: ассортимент оскудел до половины докризисного, нужного товара не найдешь. Что цены пляшут от магазина к магазину и от недели к неделе, непонятно, сколько же стоит тот или иной товар, и как в такой ситуации сделать выбор. Что продавцы не имеют ни навыков, ни желания помочь этот выбор сделать. Мне кажется, в такой ситуации нашим покупателям нужно ставить памятник за то, что они еще хоть что-то у нас покупают».
Думаю, что на бытовом уровне каждый из читателей согласится с тем, что Хартманн описал картину очень верно. Все мы сталкиваемся в магазинах с одними и теми же проблемами. Покупатель зачастую и рад бы потратить деньги, да в текущей ситуации сделать это оказывается затруднительно. А розница жалуется, что стало сложно получить деньги покупателя.
Спустя пару часов на сцене разгорелась дискуссия между двумя выступающими. Один говорил, что в его компании с опаской ждут конца лета, когда по их прогнозам должна пройти следующая волна падения спроса. На что второй ответил: «В прошлом мае мы боялись августа, в сентябре - ноября. Но ничего, кроме декабрьского всплеска, не произошло. На таком же мероприятии в последних числах ноября все прогнозировали наступление конца света в феврале. Сейчас апрель – конец света не наступил, мы опять собрались в этом зале Прошлый год и первый квартал все закончили с вполне приемлемыми результатами. Думаю, что в августе мы будем бояться октября и так далее, а жизнь – идти своим чередом.»
Все сказанное в полной мере относится к представителям часового рынка. «Плачь больше, карта слезу любит» - гласит популярная у преферансистов поговорка. О падении всего и вся мы слышим не первый год, но бизнес идет. Прошлый год абсолютное большинство компаний закончили с плюсом. Несмотря на жалобы, реальные результаты первого квартала у большинства компаний тоже вовсе не так плохи. Понятно, что апрель и май никогда не были хорошими месяцами – так может хватит жаловаться, пора пересматривать политику бизнеса? Многие магазины решили сжать ассортимент, сэкономить на мотивации продавцов и рекламе в своих городах. Интересно, что они ожидали увидеть в результате этих шагов? Роста продаж?
Скачки валютных курсов действительно создают колоссальные проблемы бизнесу, особенно оптовому. Дистрибюьюторы вынуждены следить за биржевыми сводками едва ли не внимательнее, чем крестьяне за погодой. Но кризис 2008-го показал, что в наиболее выигрышном положении оказываются компании, имеющие товар. С ноября - декабря прошлого года большинство независимых дистрибьюторов сократили импорт, в первом квартале доведя его до круглой цифры - до нуля. Между тем представительства, и прежде всего Swatch Group, поддерживают остаток на складах на уровне 4-6 месячного объема продаж. Это значит, что уже через месяц-два доля концернов на полках вырастет еще на пару десятков процентов, а доля независимых марок – съежится. Подождите, не это ли мы проходили в 2009-м?
Не спорю, что ситуация в экономике сложная, и ключевое слово, которым можно характеризовать покупателя – неуверенность. С другой стороны, движение денег в стране не остановилось. С середины апреля прекратили жаловаться на падение спроса владельцы ресторанов, а общепит, как мы уже неоднократно говорили, – неплохой предиктор для часового рынка. В том же апреле «Левада-центр», который сложно заподозрить в любви к властям, провел опрос, показавший, что экономические потрясения не сказались на структуре расходов на питание. Это значит, что вопреки всем разговорам сколь-либо значимого падения доходов населения не произошло. А Сбербанк говорит, что просроченная задолженность частных заемщиков по кредитам стала снижаться.
Покупатель не уверен в своих доходах – это правда. Но деньги у него есть. Вопрос только в том, сумеют ли часовщики их взять. Сумеем – молодцы. Нет – возможно, где-нибудь появится памятник продавцам часов. Есть же памяник продавщице семечек...