Визиты органов государственного контроля и надзора – извечная головная боль изготовителя и продавца. Ситуация осложняется еще и тем, что предприниматели, особенно представители так называемого среднего и малого бизнеса, имеют весьма туманное представление о системе контролирующих государственных органов, их правах и обязанностях, и не знают, каковы их собственные права в отношениях с этими органами. В этом номере журнала мы решили открыть страничку, знакомящую наших читателей с основными государственными органами, осуществляющими контроль в сфере торговли.
Кто предупрежден, тот вооружен.
Сначала – несколько общих для всех контролирующих органов правил. Каждый госорган действует на основании специального нормативного акта, в котором четко прописаны его полномочия (чаще всего этот документ называется «Положением» и утверждается Правительством РФ). Ни один контролирующий орган не может выйти за пределы полномочий, для него установленных (например, саннэпиднадзор не может контролировать соблюдение правил противопожарной безопасности, и, наоборот, пожарные не имеют права проверять предприятия на предмет соблюдения санитарных норм).
Сам процесс проведения контрольных мероприятий (проверок, закупок и т.п.) регулируется нормативным актом более низкого уровня. Обычно это внутренний документ (приказ, инструкция). Но не стоит забывать о том, что такие внутренние документы становятся обязательными для исполнения только после регистрации в Министерстве юстиции РФ. Когда к вам приходят с проверкой, стоит поинтересоваться, где, собственно, прописан порядок ее проведения, и вам должны показать или инструкцию, или положение, или приказ, зарегистрированные в Минюсте.
И, наконец, о порядке обжалования неправомерных действий или решений господ проверяющих. Возможны два пути: обращение в вышестоящую инстанцию или сразу в суд. Если вы выбрали первый путь, знайте, что ответ на ваше письмо должен быть отправлен не позднее, чем через месяц с момента его получения. Соответственно, свое письмо вы должны отправить с уведомлением о вручении. Если в течение месяца вы не получили ответа, или он вас не удовлетворил, вы можете жаловаться - опять-таки, либо обращаться в вышестоящие инстанции, либо идти в суд.
Как устроена торгинспекция
Теперь, когда общие положения определены, необходимо составить представление о каждой организации, входящей в систему органов государственного контроля.Наиболее «грозным» контролирующим органом в сфере торговли и производства является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, более известная всем как Госторгинспекция. О ней мы сегодня и поговорим. Госторгинспекция входит в структуру Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Ее деятельность регулируется «Положением о Государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 года № 501 с изменениями на 17 апреля 2001 г. Данный документ можно найти в любой компьютерной правовой базе типа «Консультант +», «Кодекс» и т.п.
Основными задачами Госторгинспеции являются государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле и предотвращению доступа на рынок недоброкачественных товаров. Так что полномочия у данной организации самые широкие.
Кого может контролировать Госторгинспеция? Да почти всех. В «Положении» в качестве объектов контроля со стороны данного органа названы предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие, производящие товары или услуги. Таким образом, в поле деятельности Госторгинспеции попадают все продавцы (оптовые и розничные, юридические и физические лица) и все изготовители.
Несколько слов о структуре торгинспекции.
Организация эта состоит из двух уровней. Центральным подразделением является Департамент государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли РФ. На местах (в каждом субъекте РФ) действуют территориальные органы торгинспекции. Департамент, повторимся, включен в состав Минэкономразвития РФ, местные органы, соответственно, входят в структуру территориальных управлений Минэкономразвития.
Департамент Госторгинспекции выполняет, в основном, аналитические, организаторские и нормотворческие функции. Но есть у него и ряд, так сказать, практических полномочий, и среди них - самое главное - право вносить предложения о снятии с производства товаров, вредных или опасных для жизни, здоровья или имущества граждан. Конечно, часы как таковые вряд ли могут стать опасным товаром. Трудно представить часы, которые взрываются сами по себе, или часы, которые могут привести к каким-либо травмам. Но если выяснится, что технология изготовления часов предусматривает применение вредных материалов (например, в покрытии корпуса наручных часов используются вещества, которые токсичны, или вызывают раздражение кожи при длительном контакте), снятие их с производства – вполне реальная возможность.
Территориальные управления Госторгинспекции осуществляют непосредственный контроль на потребительского рынке и производства. Однако в ряде случаев эту работу может взять на себя Департамент, и тогда он наделяется всеми полномочиями территориального управления. Правда, в таком случае опасаться «монаршего гнева» следует, в основном, предпринимателям-москвичам. О территориальных управлениях торгинспекции,, т.е. о ее местных отделениях стоит рассказать подробнее, ведь именно с ними приходится сталкиваться чаще всего. Какими полномочиями они наделены? Перечислим лишь самые важные.
Должностные лица торгинспекции имеют право осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями торгинспеции. Также они могут производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества. Инспектор может потребовать как у продавца, так и у изготовителя сертификат на реализуемые товары и проверить соответствие товаров требованиям определенного стандарта или другого нормативного документа. Ну и, конечно же, торгинспекция наделена правом налагать штрафные санкции на нарушителей законодательства о торговле и защите прав потребителей.
Существуют проверки плановые (проводятся в соответствии с внутренним планом работ) и организованные по поручению Департамента госторгинспекции или местных администраций, а также по письмам и заявлениям граждан. Проверки могут осуществляться отдельно - по соблюдению правил торговли и отдельно - по качеству товаров. Могут быть проверки комплексные - в районе, городе, с максимальным охватом потребительского рынка и промышленности, а также совместные, т.е. с участием представителей других контролирующих органов и общественных организаций. На сегодняшний день количество проверок одного предприятия торговли, к сожалению, никак не регламентируется, и местная торгинспекция может проводить проверки чуть ли не каждую неделю. Но есть некоторая надежда, что ситуация вскоре изменится к лучшему. Сейчас на рассмотрении в Государственной думе находится проект закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», где одним из ключевых моментов является как раз вопрос о регламентации проверок.
В настоящее время в Госторгинспекции разработаны инструкции «О порядке инспектирования предприятий торговли, общественного питания и промышленности» и «О проведении государственными инспекторами Госторгинспекции контрольных покупок в предприятиях торговли и общественного питания», которые в скором времени будут зарегистрированы Минюстом. Возможно, в следующем номере журнала мы уделим внимание этим документам.
По результатам проверок торгинспекция составляет специальные акты и дает предписания, обязательные для исполнения изготовителем и продавцом. Акты и предписания могут быть следующего содержания:
. об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров;
. о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции;
. о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан.
В двух последних пунктах списка названы, пожалуй, самые нежелательные для продавца или изготовителя последствия визита представителей торгинспекции. Приостановление реализации товара – это временный запрет на его продажу либо по всей территории страны, либо в отдельном регионе. Если товар оказался действительно небезопасным для здоровья, после обязательного экспертного исследования товара и выяснения всех обстоятельств за приостановкой реализации, следует, как правило, запрет на реализацию товара и снятие его с производства. Разумеется, снятие с производства - мера, применяемая только по отношению к отечественным товарам, а для импортных самой жесткой санкцией будет снятие с реализации.
Спасение утопающих
Наконец, поговорим о самом главном - о том, как себя вести при проверке. Ведь бывает, что инспектор явно превышает свои полномочия, или у продавца создается такое впечатление. Во-первых, ни в коем случае нельзя вести себя пассивно. Это не означает, разумеется, что с инспектором нужно ругаться по любому поводу и вообще не давать ему прохода. Но если вам что-то непонятно, спрашивайте и переспрашивайте. Помните, что каждая проверка, независимо от того, были выявлены нарушения или нет, должна оформляться специальным актом, где указываются дата, место проведения проверки, фамилия и должность проверяющего. И по окончании проверки неплохо было бы с этим актом ознакомиться.
Во-вторых, если акт уже составлен, а вы с ним не согласны, стоит не просто подписать его, но и указать, что явилось причиной разногласий между вами и проверяющим. Ваш отказ поставить свою подпись никак не может изменить ситуацию, тогда как ваша запись о том, в чем, по вашему мнению, инспектор был неправ, может послужить дополнительным аргументом в споре между вами и торгинспекцией.
В-третьих, рекомендуем вести так называемые «журналы учета проверок». Хотя сейчас их существование не оговорено ни одним правовым актом, на практике многие предприниматели уже начали использовать такие документы, и в проекте закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» предусмотрена возможность ведения подобной документации.
Когда инспектор проводит проверку и составляет акт, у предпринимателя должна оставаться копия акта, но это правило часто не соблюдается. Тем не менее, инспектор требует расписаться в этом акте, а если вы его не подписываете, ставит отметку типа «подписать отказались». Чем вы, уважаемые господа предприниматели, хуже? Журнал учета проверок будет, так сказать, вашим «ответным ударом». Пришел инспектор к вам с проверкой (и это относится не только к торгинспекции), а вы ему – журнальчик, где просите указать, опять-таки, дату, место, сущность проверки, фамилию, должность проверяющего и поставить подпись. Вы же не требуете чего-то незаконного, правильно? А если инспектор подписывать отказывается, то уже вы проставляете соответствующую отметку. Нельзя сказать, что данный журнал станет панацеей от всех бед, но что он в какой-то мере дисциплинирует инспекторов, это точно. Только хочется напомнить, что существование такого рода документации должно быть оформлено приказом или распоряжением начальства в соответствии с правилами внутреннего делопроизводства.
Наконец, в-четвертых, не стоит забывать об официальных путях разрешения конфликта, связанного с неправомерными действиями или решениями должностных лиц. Один из путей, как мы уже указывали - обжалование решения в вышестоящей инстанции. Иерархия здесь такова: инспектор - его непосредственный начальник - начальник территориального управления Госторгинспекции - непосредственно Департамент. В промежутке между начальником ТУ и Департаментом можно написать жалобу еще и начальнику территориального управления Минэкономразвития. Ну, и еще раз напомним, что на любой стадии конфликта вы можете обратиться в суд.
Удачной торговли!
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №4-2004
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: законодательство