Отечественный часпром

Мнение директоров
Нынешнее состояние и перспективы развития нашей часовой промышленности интересуют всех, кто так или иначе занят часовым бизнесом. Мы предположили, что зеркалом нашего часпрома могло бы стать мнение директорского корпуса отрасли и, чтобы заглянуть в это «зеркало», предложили руководителям предприятий ответить на ряд вопросов. Предлагаем вашему вниманию полученные нами ответы.
Нынешнее состояние и перспективы развития нашей часовой промышленности интересуют всех, кто так или иначе занят часовым бизнесом. Мы предположили, что зеркалом нашего часпрома могло бы стать мнение директорского корпуса отрасли и, чтобы заглянуть в это «зеркало», предложили руководителям предприятий ответить на ряд вопросов. Предлагаем вашему вниманию полученные нами ответы.
 
Вопросы
 
1. Какие причины привели отечественную часовую промышленность к спаду производства во второй половине 90-х годов?
 
2. Какие изменения произошли на рынке и в работе вашего предприятия после августа 1998 года?
 
3. Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке?
 
4. Какие марки вы считаете своими ближайшими конкурентами?
 
5. Что будет представлять собой российская часовая промышленность через 5-10 лет?
 
6. Что необходимо сделать для возрождения наших часовых заводов?
 
7. Ваш покупатель: кто он? Почему выбирает именно ваши часы?
 
8. Как, на ваш взгляд, будет меняться покупатель?
 
9. Что вы предпринимаете для привлечения покупателей?
 
10. Планируете ли вы выпуск новых моделей?
 
11. Будут ли в них использованы новые механизмы?
 
12. Какую продукцию вашего завода покупатель получит в будущем году?
 
13. Каковы объемы вашего производства сегодня и в перспективе?
 
Александр Герцовский, заместитель генерального директора Первого московского часового завода «Полет»:
 
1. Первое это засилье импорта, а второе отсутствие поддержки на правительственном уровне. А ведь прежде основой успеха у нас было не умелое хозяйствование, а именно лоббирование определенных интересов часового бизнеса в правительстве. Так жили и наш завод, и все остальные.
 
2. Оживление было, но не такое уж сильное.
 
3. Возобновился спад производства. Несмотря на то, что в официальных кругах говорят о продолжающемся росте, у нас, например, его нет.
 
4. На Запад мы все равно не можем выйти, а на российском рынке конкурентов у нас нет. Кто делает лучше: «Слава», Чистополь? Не думаю. По технологии, по надежности наши механизмы уникальны. Другое дело, что ни мы, ни Чистополь, ни «Слава» не отслеживаем изменений, которые происходят в мире. Что бы ни говорили, в советское время это делалось досконально.
 
5. Трудно сказать. Фактически все заводы в упадке. Одна Беларусь сохранилась. По статистике там сейчас часов выпускают больше, чем на всех российских заводах, вместе взятых.
 
6. Нужна поддержка со стороны правительства. Во-первых, мы должны быть защищены от китайского демпинга. А во-вторых, надо оптимизировать систему налогообложения.
 
7. Покупателя вполне устраивает качество нашей механики, а дизайн мы можем предложить самый разнообразный.
 
8. Покупатель будет более требовательным к качеству и дизайну.
 
9. Самое главное это каждодневная реклама самыми различными путями, не только в средствах массовой информации.
 
10. Новые модели у нас выпускаются каждый год.
 
11. Новых механизмов нет, но каждый год появляются 3-4 модификации старых.
 
13. Сегодня мы выпускаем около 30 тысяч часов в месяц. А перспектива зависит от спроса.
 
 
Владимир Королев, генеральный директор Второго московского часового завода «Слава»:
 
1. Почему во второй половине? Спад начался в 93-94-х годах. Причин несколько. Первая общая ситуация в стране. Промышленность стали искоренять. При грабительской системе налогообложения начался рост цен на сырье и энергоносители. Соответственно, себестоимость продукции пошла вверх, и изделия нашей промышленности стали неконкурентоспособны. Вторая полностью открыли границы. Несмотря на то, что таможня совсем не работает. А третья это отсутствие оборотных средств.
 
2. Сбыт увеличился. Доллар скакнул вверх, и наша продукция стала конкурентоспособной. Во-первых, сократился ввоз импортных часов, а во-вторых, снизилась себестоимость нашей продукции. И сразу же все встало на свои места, осталось торговать.
 
3. Доллар столько лет стоит на месте, а цены на сырье и энергоносители растут. Себестоимость нашей продукции опять стала подтягиваться к зарубежной. И наши продажи сокращаются.
 
4. В России по будильникам конкурентов у нас почти нет. Хорошие мужские часы делает Чистополь. На Первом часовом продукция тоже хорошая, но там очень небольшие объемы производства.
 
5. Не знаю. Может быть, ничего. Потому что средний возраст работающих в отрасли уже перевалил за 50 лет. Нам грозит просто физическое вымирание.
 
6. Первое исполнять таможенное законодательство. Второе дать возможность повысить людям зарплату.
 
7. Средний класс и ниже.
 
8. Сейчас будут больше покупать кварц. Хотя место для механики останется. То количество часов, которое мы выпускаем, продать можно. Больше вряд ли.
 
9. Без денег мало что предпримешь. У нас денег нет, поэтому «дергаться» в этом отношении тяжело.
 
10. Мы постоянно меняем свой модельный ряд.
 
11. Свои нет. Нет денег на то, чтобы сделать новую разработку.
 
12. Новые модели наручных часов и будильников.
 
13. Сейчас мы в месяц выпускаем 90 тысяч будильников и 70 тысяч наручных часов. Увеличивать объемы производства не планируем.
  
Владислав Цивилин, генеральный директор Чистопольского часового завода «Восток»:
 
1. Общий экономический спад в стране.
 
2. Рынок опять повернулся в сторону отечественного производителя, и предприятия, в частности, наше, стали наращивать объемы. С другой стороны, август 1998 года оказал медвежью услугу мы слишком успокоились.
 
3. Ситуация на рынке очень сложная, потому что рынок опять повернулся к иностранным производителям.
 
4. Ранее мы конкурировали со «Славой», сейчас пытаемся перейти в другую, более дорогую ценовую нишу, чтобы нашим ближайшим окружением стали часы марки «Полет» и, может быть, Orient. Китайские и японские марки мы не считаем своими конкурентами у них другая ниша.
 
5. Через лет 5-10 отечественная часовая промышленность станет аналогом швейцарской. Будут выпускаться дорогие престижные марки часов в небольших объемах. Если наше правительство подпишет, наконец, закон о холдингах, то более чем вероятно создание холдинга на российском рынке.
 
6. Поддержка или хотя бы небольшое внимание правительства к нашим проблемам.
 
7. Наши покупатели на сегодняшний день это люди с низким или средним достатком. Наши изделия выбирают потому, что они не очень дорогие, но качественные.
 
8. Покупатель станет более капризным, более придирчивым. За свои деньги он будет требовать продукт, соответствующий этим деньгам.
 
9. Изменение дизайна и улучшение качества. Без выпуска новых моделей завод просто-напросто не выживет.
 
11. Новые механизмы обязательно будут использоваться, работа над этим уже идет. Здесь мы сотрудничаем со швейцарской компанией Leshot.
 
12. В будущем году у нас будет новая коллекция недорогих изделий. Планируется расширение ряда «Амфибий» и дорогих часов представительского класса.
 
13. Объемы производства приблизительно 80-85 тысяч часов, хотя мы планируем поднять их до 100 тысяч в месяц, т.е. до 1 миллиона в год.
 
Алексей Ясинский, генеральный директор Угличского часового завода «Чайка»:
 
1. Прежде всего, значительный износ основных фондов. У нас, например, все оборудование уже отработало по три-четыре срока. И о его замене речь пока не идет проводить бы вовремя восстановительный ремонт. Другая причина отток кадров. Если у нас или в Чистополе людям просто деваться некуда, то в Москве за те деньги, которые могут предложить заводы, люди работать не хотят.
 
2. Ситуация на рынке стала для нас более благоприятной. Но положительный ресурс дефолта уже исчерпан.
 
3. В начале года ситуация была неплохая.
 
4. По качеству мы находимся между «Лучом» и пародией на японские часы.
 
6. Мне, в первую очередь, понятно, что нужно сделать на Угличском часовом заводе вкладывать те крохи, которые есть, с эффектом резонанса, то есть в нужное время и в нужные места. Сейчас очень важно определиться с приоритетами. Например, пытаться ли нам возрождать кварцевые часы или ограничиться механикой. А инвесторам надо понять, что часовая промышленность способна приносить прибыль. Ведь в советское время наш завод давал валюты не меньше, чем хороший золотой прииск. Отечественные часы до сих пор конкурентоспособны просто в отрасль необходимо вкладывать средства.
 
7. Боюсь, что в основном это пожилые люди, которые с опаской относятся к импортным часам, особенно к очень дешевым.
 
10. Мы разрабатываем новые коллекции. Хотя, не буду делать секрета из того, что многие модели, которые выпускаются сегодня, были разработаны еще 10-15 лет назад. Но они очень изящны
и вполне соответствуют современным эстетическим требованиям.
 
13. Сегодня мы выпускаем около 130 тысяч часов в месяц. В перспективе планируем производить по 170-200 тысяч.
 
Богдан Гарасевич, генеральный директор Минского часового завода «Луч»:
 
1. Прежде всего, засилье часов из Юго-Восточной Азии.
 
2. Во-первых, сократилась реализация нашей продукции. Во-вторых, подорожали все материалы и комплектующие, которые мы традиционно покупаем в России. Соответственно, возросла себестоимость наших часов. Так что на работе нашего предприятия августовский кризис сказался отрицательно. Российским заводам, наоборот, стало легче немного уменьшилась доля импортных часов на рынке.
 
3. Ситуация на рынке сложная. К сожалению, многие заводы и фирмы начали выпускать под своими торговыми марками – «Рекорд», «Ладомир» и т.п. часы из Юго-Восточной Азии. Сегодня мы не можем конкурировать с ними по цене. Кстати говоря, я тут пробовал по Минску проверить, что собой представляет продукция некоторых ваших часовых заводов. Российского там ноль, одно название. Тем не менее, есть все документы, что все сделано чуть ли не лично директором завода.
Заводы предпочитают покупать импортное: кто механизмы, кто оформление. До недавнего времени Угличский часовой завод механизмы брал у нас. Теперь отказались, будут ставить импортную. Хотя наша, вроде бы, не дороже. Да что там Углич, наш Витебский приборостроительный механизмы покупает за рубежом. А вот, например, московские «Полет» и «Слава» используют импортное оформление.
 
4. Честно говоря, хотелось бы, чтобы эти марки были наши, отечественные. Чтобы мы объединялись не только политически. И часовщики чтобы объединились. Тем более, что мы неплохие часы делаем те же «Слава», «Полет», «Восток», «Чайка» и другие.
 
5. Боюсь, что через 5-10 лет будет только гонконгская часовая промышленность. Российская за это время вполне может прекратить свое существование. Разумеется, тогда не станет и нас в одиночку выжить очень сложно. Ведь у вас мы покупаем почти все материалы и комплектующие. Если прикрыть черный импорт часов, соблюдать в России таможенные процедуры, промышленность будет работать как у вас, так и у нас. Если все останется так же, как сейчас, азиаты нас задавят своими бросовыми ценами.
 
6. Нужны инвестиции, надо идти в ногу с модой, с передовыми по основным характеристикам, дизайну и покрытиям моделями ведущих зарубежных фирм.
Не секрет, что пока мы живем в лучшем случае разработками 10-15-летней давности. Ведь института НИИчаспром как такового у нас уже нет, нет инженерной базы. А самим современные часы сделать
чрезвычайно сложно.
Кроме того, часовщикам необходимо объединиться. Создать что-то типа того «Часпрома», который был в прежние времена. Конечно, его придется финансировать, но мы к этому готовы.
 
7. Наш покупатель слои ниже среднего. Во многом пожилые люди, которые знают марку. Их вполне устраивают как ходовые качества, так и дизайн. На мой взгляд, он действительно неплохой, есть удачные модели. И цены доступные. Для богатых и для крепкого среднего класса мы практически ничего не делаем.
 
8. Покупатель будет требовать все более качественного товара как по дизайну, так и по техническим характеристикам. Мы к этому должны быть готовы.
 
9. Мы даем рекламу, но недостаточно, поскольку это требует больших денег. Участвуем практически во всех выставках, проводим распродажи.
 
10. Да, обязательно.
 
11. Недавно мы освоили новый механизм. В ближайшем будущем нет.
 
12. В будущем году мы планируем запустить в производство 12 наименований новых оформлений и покрытий.
 
13. Сейчас мы выпускаем около 4 миллионов часов в год. Хорошо бы удержаться на этом уровне.
 
Юрий Верховский, заместитель генерального директора Пинского часового завода «Камертон»:
 
3. Довольно-таки сложная. Идет борьба за выживание.
 
4. Конкурируют с нами предприятия Юго-Восточной Азии, а также Беларуси и России. У нас это заводы «Луч» и «Интеграл», а у вас около одиннадцати заводов. Конкуренция жесткая.
 
5. Основной рынок сбыта Россия. Наверное, в будущем на нем будут востребованы главным образом кварцевые часы. Электроника будет развиваться.
 
6. Во-первых, нужны инвестиции. Во-вторых, необходимо ограничить ввоз зарубежных аналогов на наш рынок. Отечественным производителям, напротив, надо предоставить льготы. Тогда заводы будут получать больше финансовых средств и лучше развиваться.
 
7. Наш покупатель это человек с достатком ниже среднего. Наши часы не очень дорогие. Поэтому они доступны широким слоям населения.
 
8. Все будет зависеть от уровня жизни. Чем он выше, тем более дорогостоящие часы нужны покупателю.
 
9. Естественно, реклама, дизайн, снижение цены и т.д., и т.п.
 
10. Конечно.
 
11. Безусловно, будут. Некоторые разработки у нас уже есть.
 
12. Получит несколько новых моделей довольно-таки дешевых часов. Дизайн наш собственный.
 
13. Сейчас мы производим по 70-90 тысяч часов в месяц. Кроме того, выпускаем и побочную продукцию: шагомеры, измерители давления и другие товары народного потребления. В перспективе планируем делать по 100 тысяч часов в месяц мощности позволяют.
 
опрос провел Дмитрий ЕРИСОВ
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №4-2001
 

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна