От витрины до корнера

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Эффективный элемент интерьера</span></span></p>

Обязательным элементом интерьера любого часового магазина является витрина. Она может быть выполнена из дерева ценных пород или недорогого пластика, иметь самую разную форму, но ее основные функции – демонстрировать и защищать товар – останутся неизменными.

Обязательным элементом интерьера любого часового магазина является витрина. Она может быть выполнена из дерева ценных пород или недорогого пластика, иметь самую разную форму, но ее основные функции – демонстрировать и защищать товар – останутся неизменными.

 

Часовой и ювелирный бутик Sublime by Bosco в ГУМе


 
Широкое распространение в часовых салонах получили пристенные, островные и навесные шкафы, а также встроенные витрины-ниши и ювелирные прилавки с застекленной выставочной частью. На прилавках-столбиках выставляют самые дорогие модели, поэтому покупатель должен иметь возможность рассмотреть их во всех подробностях с максимальным комфортом. Высота ювелирных прилавков – 1,1–1,2 м – позволяет это сделать. Еще один подходящий вариант для размещения дорогих часов – шкафы с вынесенными вперед стеклянными консолями, оснащенные ультраяркой многоточечной диодной подсветкой, которая выгодно подчеркивает мельчайшие детали корпусов и циферблатов часов, заставляет ярко блестеть кристаллы и полированные стальные поверхности. Именно такие шкафы компания «Рустайм» использовала при оформлении нового салона «3–15» в санктпетербургском ТРЦ «Галерея».
Островные витрины-башни привлекают к себе повышенное внимание, поэтому целесообразно размещать в них наиболее эффектные модели. Пристенные стеллажи с накопителями или витрины, встроенные в ниши, универсальны: они подходят как для наручных, так и для настольных часов и будильников.
По мнению Ирины Матюшиной, директора по развитию сети «Московское время», оптимальный тип витрины для часового магазина – шкаф. Выставленный в нем товар хорошо виден покупателю, открывающиеся двери позволяют продавцу легко достать нужные часы. Кроме того, шкаф дает большие возможности для мерчандайзинга, так как легко вмещает в себя массивные фирменные дисплеи.

 

Салон «3–15» в санкт-петербургском ТРЦ «Галерея»

 


Именно дисплеи и подставки для часов во многом диктуют нормы конструирования витрин. Пытаясь выделить свою продукцию и оттеснить конкурирующие марки, производители часов в последние годы устроили настоящее соревнование «кто сделает дисплей крупнее». Чтобы в будущем не пришлось пилить визуальные материалы, глубина витрины должна быть не менее 50 см, а ширина – не меньше 60 см. Расстояние между полками должно составлять 50–70 см. Высота, на которой устанавливают полки, определяется исходя из среднего роста человека (160–175 см): самая нижняя должна располагаться на уровне 90 см от пола, а самую верхнюю не стоит поднимать выше 145 см. Тогда покупателю не придется задирать голову или приседать на корточки, чтобы рассмотреть часы. Некоторые конструкции шкафов допускают регулировку высоты полок.
В качестве материала для полок отлично подходит закаленное стекло – оно делает конструкцию витрины визуально легче и отлично проводит свет. Последний пункт актуален для тех случаев, когда источники освещения расположены в потолке шкафа. При этом стекло достаточно прочно. Ирина Матюшина говорит, что на ее памяти проблем со стеклянными полками не было и в их надежности не стоит сомневаться.
Свои плюсы имеют и непрозрачные полки, выполненные, например, из МДФ. Они создают внутри шкафа или витрины-башни независимые зоны. А если обить такие полки кожзаменителем или нубуком, то решатся сразу две проблемы, эстетическая и практическая: мягкая поверхность красива, а при падении на нее часы не получат повреждений.

 

Торговое оборудование магазина сети «Московское время»

 


При планировании магазина одним из наиболее актуальных является вопрос о том, сколько полок должно быть в шкафу. С одной стороны, большее число полок позволит представить больший ассортимент. С другой, скученность сделает салон неудобным для покупателей и может отпугнуть их. «Мы экспериментировали с высотой и количеством полок в шкафу, – рассказывает Елена Соловьева, исполнительный директор компании Time Code. – Когда заказывали оборудование в первый раз, было решено установить в витрины три полки. Но со временем стало понятно, что это неэффективно. Работают максимум две полки, а в основном – одна». Преимущества использования одной полки в витрине отметил и Григорий Будакян, владелец салона «Фаренгейт» в г. Пятигорске: «Нежелательно, чтобы часы разных марок располагались друг над другом. Иногда из-за этого приходится отказываться от некоторых брендов».
Те владельцы магазинов, у которых есть такая возможность, используют витрину, вмонтированную в нишу. «В одном из наших помещений изначально была стена с витринами в нишах. Мы скомбинировали такое оборудование со шкафами, и нам понравилось это решение», – рассказывает Елена Соловьева. Оборудовать торговый зал витринами в нишах возможно только в помещениях с большой площадью, так как дополнительные конструкции из гипсокартона, в которые «зашивают» витрину, занимают много места. Выходом из положения могут послужить различные имитации: «Внешне кажется, что витрины наших магазинов вмонтированы в нишу, но на самом деле это накладки из ламинированного МДФ, которые устанавливаются на стеклянные шкафы, – раскрывает секрет Елена Соловьева. – Таким образом и оборудование смотрится богаче, и часы получают достаточно света, поскольку сам шкаф сделан из стекла».
Помимо двух основных функций, витрины способны служить еще и рекламой. В бутике Максима Назарова использованы стойки необычной формы, что само по себе привлекает посетителей.

 

Салон Time Code в ТЦ «Мега-Белая Дача» (Москва)

 


УБРАТЬ ЛИШНЕЕ
Правила мерчандайзинга и площадь магазина не всегда позволяют выставить в витринах весь ассортимент продукции, но жертвовать продажами тоже нельзя. Интересный выход нашли в сети Le Cadeau. «У нас под стеклянной частью витрины, в накопителе, находятся выдвижные ящики. В них хранятся украшения и часы, не представленные в торговом зале. Это некий запас, который позволяет не перегружать витрину и, если понадобится, оперативно продемонстрировать покупателю весь модельный ряд. А самое главное – отпадает необходимость ставить дополнительные шкафы или прилавки, соответственно, экономятся средства на оборудовании и аренде», – говорит Рубен Зенян, заместитель генерального директора «Веста-Альфа».

 

Бутик LeCadeau в ТЦ «Третьяков Плаза» (Москва)

 


Витрины могут быть как с накопителем, так и без него. В некоторых магазинах есть подсобные помещения, где хранятся коробки и документы к часам, кому-то удобнее хранить футляры в свободной зоне под витриной. И первый, и второй способ позволяет оперативно и аккуратно обслужить клиента.
Кстати, вопрос загромождения витрины актуален и в отношении ценников. Они – самый маленький элемент в витрине, но самый интересный для покупателя. По мнению одних часовщиков, ценники нужно располагать в витрине так, чтобы они не отвлекали внимание покупателя от товара. Те же причины вынуждают и вовсе убрать ценники из витрины: занимают много пространства и у клиента найдется повод обратиться к консультанту. Другие считают, что если покупатель видит, сколько стоит та или иная модель, ему проще сориентироваться, что увеличивает вероятность покупки. Законодательство также требует наличия ценника около каждой единицы товара.
Как компромисс в часовых магазинах широко применяются наборные ценники с цифровыми модулями. Они аккуратно выглядят, не портят облик витрины. Однако у них есть свои минусы: модули с цифрами часто теряются или их просто не хватает. Этих недостатков лишены ценники Master Price. Они представляют собой специальные пластиковые заготовки со множеством отверстий, внутри которых находятся подвиж-ные белые стержни. Рисунок цифр наносится на ценник с помощью небольшого механического принтера, выталкивающего определенные стержни к поверхности заготовки, другие же остаются внутри заготовки и снаружи не видны. Ценник изготавливается продавцом в течение минуты, и ради этого процесса не нужно прерывать торговлю.

 

Ценник Master Price

 


ВИТРИНА КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ
Часы привлекают не только покупателей, но и, к сожалению, воров. Поэтому выполнение витриной второй своей функции – обеспечение сохранности товара – немыслимо без надежных замков. Уберечь товар можно, установив на витрины механические или электронные замки. Первые дешевле, но вскрыть их относительно легко, поэтому многие ритейлеры ставят не один замок, а сразу два – на верхнюю и нижнюю часть дверцы.
Чтобы продавцу не превратиться в ключника со звенящей связкой в руках, можно использовать систему «мастер-ключ»: она позволяет открывать несколько замков одним ключом. Точно так же работают ключи к электронным замкам. Их неоспоримый плюс – большая безопасность. «Несмотря на более высокую стоимость, использование электронных замков для витрин имеет ряд преимуществ перед механическими: они более надежны, эстетичны. Скрытый монтаж и отсутствие замочной скважины на стеклянной дверце витрины не только не портит ее внешний вид, но и исключает возможность взлома, – поясняет Михаил Константинов, генеральный директор ООО «Галс». Электронные замки можно программировать на одну или несколько витрин и управлять ими дистанционно. Современные системы безопасности хороши еще и тем, что они являются автономными и их монтаж осуществляется за несколько часов.

 

Интерьер магазина «Золотой сад», выполненный компанией «Спецкомплект»

 


Владелец магазина получит дополнительные возможности, если установит систему контроля доступа, учитывающую график работы персонала. Например, можно установить замок с «именными» ключами для каждого из продавцов. Всякий раз, когда витрина открывается, компьютер будет фиксировать время и идентифицировать консультанта.
Замки, какими бы они ни были, не обеспечивают 100-процентной гарантии от вскрытия. «На все дверцы мы ставим сигнализацию, при этом следим, чтобы каждой витрине соответствовал индивидуальный тревожный сигнал: это помогает продавцу быстрее сориентироваться», – делится Елена Соловьева. О сигнализации в торговом оборудовании стоит задуматься владельцам отделов в торговых центрах, а также магазинов с большой проходимостью.

 

Часовой салон «Новелла» (Самара)

 


ЧАСОВАЯ ПРИМЕРОЧНАЯ
Чтобы покупатель мог оценить, как на нем сидит костюм, в магазине одежды есть специально оборудованная примерочная. В часовом магазине для этого обычно предусмотрена специальная зона со столом и стульями. Конечно, можно проводить презентацию и примерку часов прямо за прилавком или над стеклянной витриной, но тогда возникает риск уронить товар и повредить его или торговое оборудование. Показывать часы, надевать их на запястье клиента необходимо, сидя за столом. К тому же, предоставляя покупателю возможность сделать выбор и оформить покупку в спокойной обстановке, вы проявляете к нему уважение. Вот почему именитые часовые компании устанавливают столы для примерки даже в фирменных корнерах. Не обойтись в «примерочной» и без зеркала. Причем не только настольного, но и большого. Часы – предмет относительно миниатюрный, но покупателю наверняка захочется оценить, как выбранная модель гармонирует с его образом, посмотреть на себя в полный рост и издалека.
Форма и размер стола для часового магазина больше зависят от стиля магазина и фантазии дизайнера. Чаще всего используются круглая или квадратная форма, но не стоит забывать об овальной: в небольших помещениях, где есть вероятность наткнуться на острый угол торговой мебели, вытянутый стол будет более безопасным и займет меньше места, чем круглый. За низким столом клиентам будет удобнее сидеть на диване или креслах, к высокому подойдут стулья. Для корнеров допустимо использование высоких столов без стульев. Уровень, на котором находится столешница, подбирается индивидуально для каждого магазина. При этом учитывается даже толщина напольного покрытия.

 

Часовой салон «Новелла» (Самара)

 


В элитных бутиках можно увидеть столы, обитые кожей или ее заменителем. Если часы случайно выпадут из рук, материал смягчит удар. Такое покрытие выглядит роскошно, но не всегда практично. Чаще столы выполнены из дерева или стекла в сочетании с металлом.
Цвет и расположение рабочего стола тоже играют непоследнюю роль в продажах. Так, в магазинах Time Code демонстрационный стол имеет насыщенный оранжевый цвет, контрастирующий с черно-белым интерьером. Яркое пятно притягивает взгляд покупателя и побуждает его присесть, осмотреться. Кроме того, стол прикреплен к кассовой зоне, что обеспечивает визуальный контакт между покупателем и продавцом. В бутике Le Cadeau ради эксперимента расположили зону примерки в центре зала, «приглашая» посетителя магазина отдохнуть и примерить то, что ему понравилось.

 

Вращающаяся полка в витринах «Элемента времени» (Москва)

 


В самарском салоне «Новелла» примерочный стол является одновременно еще и витриной: под стеклянной поверхностью столешницы расположена выкладка аксессуаров.
Иногда во время презентации часов продавцы пользуются треем – специальным подносом с высокими бортиками и бархатным или кожаным покрытием. Часы смотрятся на нем должным образом, а их путь от витрины до демонстрационного стола становится более безопасным. Часто треи в фирменном стиле поставляют магазинам сами производители, заботясь о сохранности своей продукции и, разумеется, о продвижении марки.

 

Интерьер часового салона «Макрос» (Самара)

 


ВНЕ ЗОНЫ ДОСТУПА
Кассовая зона – место, где завершается продажа. Она должна быть спроектирована так, чтобы обеспечить безопасность персонала и покупателей во время оплаты товара и надежное хранение выручки. Продавцы часов нередко проводят денежные операции с крупными суммами – стоимость одной модели может равняться месячному доходу небольшого киоска, поэтому кассовая зона должна быть оснащена тревожными кнопками и находиться под наблюдением видеокамер.
Из тех же соображений безопасности в кассовой зоне не стоит располагать витрины. К сожалению, следовать этому правилу удается не всегда – временами нестандартная планировка помещений диктует свои условия. «В одном из наших магазинов стена за кассовой зоной была неудачной, и мы решили поставить туда узкие витриныбашни. Разместили в них дорогие часы, чтобы продавец, который всегда находится за кассой, мог одновременно следить и за ней, и за часами», – рассказывает Елена Соловьева. Не менее важны дизайн и удобство кассовой зоны. Кассиру необходимо достаточно места для упаковки часов и осуществления всех торговых операций. «Продавец должен видеть зал, должен принимать активное участие в продаже, но эта зона не должна быть свободна для доступа. Именно поэтому кассовый узел никогда не ставят при входе в магазин или в центре торгового зала, исключение – когда кассовая зона оформлена в виде стойки-ресепшен», – рассказывает Ирина Матюшина.
Ресепшен, пожалуй, наиболее распространенный вариант планировки кассового узла: увидеть улыбчивого кассира за стойкой можно как в престижных бутиках, так и в демократичных часовых магазинах. Плюсы такой конструкции в том, что она обеспечивает безопасность, скрывает от глаз клиентов внутреннюю работу продавцакассира, и удобна для совершения спонтанных покупок.
В люксовых бутиках кассовая зона зачастую находится вне поля зрения покупателя или даже в отдельном помещении. В этом случае клиенту, для его же удобства, предлагается расплатиться за покупку, не вставая из-за демонстрационного стола – продавец примет деньги или карточку, а затем выполнит все необходимые действия.
 

 

VIP-зал салона «Клеопатра» (Волгоград)

 

ПЛАНИРОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ
Какое торговое оборудование заказать производителю и как его расставить, во многом зависит от особенностей помещения. К примеру, при оснащении магазинов сети Time Code руководителям компании не раз приходилось решать проблемы, создаваемые неправильной геометрической формой помещения: «Размещать оборудование в залах, где нет ни одного прямого угла, мы уже научились – специалистыизготовители сделали так, чтобы витрины всегда смотрелись одинаково, – рассказывает Елена Соловьева. – Но иногда посередине комнаты стоит колонна, которую нельзя демонтировать. Приходится думать, как ее обыграть с помощью постеров или зеркал».
Зеркало – это универсальный инструмент по преобразованию пространства, позволяющий «спрятать» подсобные помещения и ящики для хранения рабочих материалов, а также визуально увеличить площадь торгового зала.
Касса не должна быть свободна для доступа, поэтому ее не ставят при входе в магазин или в центре торгового зала Для магазина, расположенного в торговом центре и формирующего витрину во внешней стене, весьма актуальным может стать вопрос о том, как продавец будет добираться до товара. Сделать дверцы открывающимися наружу, в проход торгового центра, нельзя по соображениям безопасности товара. В то же время, если оснастить дверцами ту поверхность витрины-шкафа, что смотрит внутрь отдела, то для того чтобы снять с витрины часы, придется лезть к ним через высокий дисплей. В московском салоне «Элемент времени» решили эту дилемму оригинальным путем: каждая полка снабжена вращающейся подставкой-кругом, на которую устанавливаются дисплеи с часами. Благодаря этому, открыв дверцы шкафа изнутри салона, продавец может просто повернуть круг к себе стороной с нужным брендом и снять понравившуюся покупателю модель. Поворотный круг позволяет хоть несколько раз на дню менять набор представленных во внешней витрине марок, что создает эффект новизны и привлекает покупателей.

 

Витрина в часовом салоне «Клеопатра» (Волгоград)

 

 
ИНТЕГРИРУЕМ НЕИНТЕГРИРУЕМОЕ
Трудности с планировкой могут возникнуть и при попытке интегрировать в интерьер магазина фирменные корнеры марок, которые настойчиво продвигают многие производители. Так, Montblanc рекомендует продавать свою продукцию только на фирменных корнерах с логотипом марки, трепетно относятся к выкладке товара и представители компании Swatch Group.
Как расположить корнеры, чтобы они сочетались между собой и всем остальным оборудованием магазина? Чтобы магазин не пестрел разношерстными шкафами, стиль интерьера так или иначе приходится увязывать с фирменным оборудованием компаний. Удачным примером может служить самарский салон «Макрос»: дизайнеры выбрали в качестве базовой черно-белую гамму, и серое собственное оборудование магазина как бы связывает воедино уголки TAG Heuer, Maurice Lacroix, Montblanc, также выполненные в серо-стальных тонах. Каждая из марок, не имеющая своего корнера, получила по отдельной витрине, украшенной логотипом.
Возможно, подстроить цветовое решение магазина под корнеры – не самая сложная из задач. Гораздо труднее расположить торговую мебель с учетом того, что корнер занимает не меньше 4 кв. метров, в то время как обычно на одну часовую марку отводится 2–3 кв. метра площади салона. «Чтобы выделить корнеры для отдельных брендов, нужно большее помещение, а это требует значительных затрат и может сделать бизнес нерентабельным», – говорит Григорий Будакян.
Даже располагая большой площадью, волгоградский предприниматель Владимир Жидков в своем салоне «Клеопатра» отказался от использования фирменного оборудования: оно бы разрушило концепцию египетского дворца, в которой выполнен весь салон, и не обеспечило бы гибкости в работе с ассортиментом.
Но на рынке можно встретить и противоположные примеры. Так, санктпетербургский «Салон Буре» изначально проектировался именно как набор фирменных корнеров, и никакого другого оборудования там нет. А в магазине «Лувр» в гостинице «Риц Карлтон» под Ulysse Nardin не просто выделили место для корнера, а построили отдельную комнату, своеобразный мини-бутик.

 

Торговое оборудование салона «Клеопатра»

 

 
ТАЙНАЯ КОМНАТА
Среди задач, которые приходится решать владельцам часовых салонов, есть и вопросы оформления нестандартных помещений, например VIPзала. «Тайная комната» необходима магазинам, в которых представлены часы дороже 100 тыс. руб. Это в Европе весь бутик является по сути VIP-зоной: 70% товара выставляется на внешние витрины, так что внутрь заходят только те, кто реально готов что-то приобрести. В России такая система не прижилась. Чаще всего на внешних витринах мы видим минимум товара, а с основной частью коллекции можно познакомиться только в самом салоне. Отсюда рождается необходимость разделять как ассортимент, так и потоки покупателей.
Каковы основные правила оформления VIP-зала? Хорошая звукоизоляция и вентиляция на случай, если клиент пожелает закурить, камерная и неофициальная обстановка, отдельный вход – некоторые клиенты желают оставаться инкогнито. По этой же причине в VIP-зале редко устанавливаются камеры видеонаблюдения.
В пятигорском салоне «Фаренгейт» зал для особых клиентов оборудовали не так давно. «Площадь позволила сделать там барную стойку, и теперь наши постоянные клиенты могут отметить покупку бокалом конька и расслабиться в приятной обстановке, – рассказывает Григорий Будакян. – В будущем планируем поставить в баре винный шкаф и хумидор. VIP-зал в нашем магазине – это роскошное помещение, выбивающееся из общей концепции оформления. Кроме того, в VIP-зале мы не представляем часы__в витринах, это помещение отведено исключительно для демонстрации часов».
Нет часов и в VIP-зале волгоградского салона «Клеопатра». Здесь комнату для привилегированных клиентов разместили на балконе, нависающем над основным торговым залом. Благодаря такому расположению вип-клиенты действительно могут ощутить себя «надо всеми» в прямом и переносном смысле. К тому же грамотно сформированное освещение не позволяет снизу видеть, что происходит у «небожителей», и обеспечивает тем реальную уединенность.
В противоположность Пятигорску и Волгограду в момент создания VIP-салона в московском магазине «Евротайм» в нем были выставлены отдельные модели часов из числа лимитированных серий. Однако затем, после некоторого расширения, было решено разместить здесь же экспозицию самых дорогих марок салона: Audemars Piguet и Blancpain.

 

Салон «Фаренгейт» (Пятигорск)

 


Поскольку зал для обслуживания особых клиентов по определению не самое посещаемое место в магазине, при его отделке можно использовать дорогие и, что немаловажно, непрактичные с точки зрения ежедневной эксплуатации материалы. Так, здесь в качестве напольного покрытия вполне подойдет ковролин и даже паркет. Для обычного торгового зала, где поток покупателей намного больше, разумнее выбрать мрамор, натуральный гранит или керамогранит. Например, для московского бутика Roger Dubuis был выбран последний материал. По словам бренд-менеджера марки Юрия Жидкина, в бутиках Roger Dubuis за рубежом пол сделан из особым способом обработанного дерева. Но компании пришлось изменить концепции, так как московская зима, знаменитые антигололедные реагенты плюс любимые нашими дамами острые шпильки не оставляли такому полу шансов на долгую жизнь. 

 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №1-2011

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 1-2011