В апреле-августе этого года у всякого, кто побывал в Москве, была редкая возможность материально ощутить самое загадочное и неуловимое измерение нашей жизни - время. В Государственной Третьяковской галерее проходила уникальная выставка, не вписывающаяся по подбору экспонатов ни в одни экспозиционные каноны, - "Рождение времени".
Намерение организовать к 2000 году выставку, которая была бы посвящена торжествам начала нового тысячелетия, зародилось у Ханса Оттомайера, директора Государственных музеев немецкого города Касселя, несколько лет тому назад. Толчком стала мысль о череде столетий как смене эпох в развитии культуры. Цель выставки "Рождение времени", подготовка к которой заняла полтора года, - наглядно показать историю развития и смены понятий и образов времени в культуре человечества. Ее экспонаты, предоставленные музеями Касселя, Третьяковской галереей и Историческим музеем, - меняющиеся представления людей о времени, запечатленные в произведениях искусства, календарях, инструментах и устройствах для его измерения. Такой подход должен, по замыслу организаторов выставки, привлечь внимание к корням теперешних понятий о времени, прояснить их первоначальный смысл.
Собранные материалы показывают, что осознание времени сегодняшним человеком опирается на три дополняющие друг друга культуры: античный мир, средневековые традиции Европы, основные догмы православия. При этом представление, исходящее из круговорота дня и ночи, времен года сочетается с пониманием времени как прямолинейного процесса, имеющего начало и неизбежный конец.
И все же ощущение человеком времени с древних времен определялось, в первую очередь, тем, как он воспринимал повторяющиеся временные процессы. Например, самые ранние календари племен каменного века и бытовавшие до недавнего времени в поселениях охотников Сибири, состоят из 28 или 29 насечек, соответствующих циклам полнолуния. А календарь жителей Камчатки в (конец ХIХ - начало ХХ века), представлял собой доску. Отмечая дни, каждое утро деревянную палочку передвигали на одно из проделанных в ней 366 отверстий.
Попытки расчетов продолжительности года и его важнейших моментов - например, солнцестояния - нашли свое воплощение в подземных обсерваториях и огромных загадочных сооружениях из камня, которые, вероятно, позволяли определять положение светил на небе и тем самым - точное время. Инструменты измерения времени, подобные знаменитому Стоунхеджу, и связанные с ними ритуалы были началом научного определения времени.
Возникший в античные времена образ бога Солнца (у древних греков он носил имя Гелиос), проезжавшего в огненной колеснице по небу, стал основным символом дня - от рассвета до заката - и, перейдя в образный язык европейцев, остался в нем вплоть до XX столетия. То, что солнце первоначально было главным небесным телом, движение которого определяло течение времени, отразилось в создании солнечных часов самых разнообразных форм и конструкций на протяжении многих веков. Некоторые из них можно было увидеть в залах Третьяковки. Для отсчета времени кроме солнечного света применяли также огонь и воду. Египетские водяные часы (клепсидра) в виде алебастровой чаши с отверстиями - первый экспонат, который встречает посетителей выставки.
Христианство вобрало в себя, переосмыслило и освятило как предания античного мира, так и традиции проведения празднеств иудеев и язычников, сохраняя при этом основные, связанные с исчислением времени представления. Год и постоянные повторяющиеся даты привязаны к именам святых и годовщинам церковных праздников. Это отражено в церковных книгах, называемых Святцами. А для вычисления главного празднества христиан - Пасхи - до сих пор используются особые справочники, называемые Пасхалиями. В тщательно расписанных неспешными монахами календарях не столько цифры, сколько имена и зрительные образы усиливают впечатление времени, движущегося по кругу. Универсальное значение христианских праздников и общеевропейские традиции изобразительного искусства в экспозиции представлены произведениями станковой живописи, русскими иконами старой византийской школы, гравюрами Альбрехта Дюрера, церковными рукописными книгами.
Расцвет городов и укрепление торговых связей между ними потребовали выработки точного, одинакового для всех определения времени, что позволило устанавливать и намечать годовые сроки, и делить время более дробно - на часы. Изобретение часов с шестереночным механизмом (первым местом его применения были мельницы) и одновременное распространение их по всей Европе, а также вызванное этим новое отношение людей ко времени были великими технологическими новшествами средневековья. С появлением башенных часов, которые всегда мог не только видеть, но и слышать каждый горожанин, механические устройства стали регулировать будничную жизнь многих людей. Затем стали появляться не такие громоздкие, переносные часы, которые ставили на стол, камин, носили на шее, на поясе, в карманах, устанавливали на время путешествий в каретах…
В связи с этим все более актуальным становится вопрос определения точного времени. Астрономические наблюдения Коперника, Браге, Кеплера и Галилея, были первым объективным подходом к решению этой проблемы. Есть письменные свидетельства того, что в Касселе, где располагалась исключительная для своего времени научная обсерватория, были впервые созданы часы с указанием секунд, необходимые для научных исследований. Экспонаты выставки - небесный глобус, секстанты, астрономические приборы и сложного устройства солнечные часы - представляют немалую ценность с точки зрения революционных изменений представлений людей о времени.
Символы нашего времени - заводские, автомобильные, уличные, офисные, наручные и часы многих других видов - стали своего рода "оковами", привязывающими личность к ходу времени. Люди, "оседлавшие" время точными измерительными механизмами, на самом деле все так же далеки от понимания феномена времени, как и тысячи лет назад. Единственное, что по-прежнему властвует над всем сущим - бесконечное, ничему не подвластное, ВРЕМЯ.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №3-2000
Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: 3-2000 Технологии и материалы