ORIENT: восточная звезда
История Orient насчитывает более 100 лет и делится на три больших этапа. По какому-то стечению обстоятельств эти этапы связаны с цифрой 1. В 1901-м в Токио был открыт магазин Yoshida («Йошида»), позже давший начало всемирно известному бренду. В 1951-м производственные мощности были перезапущены новыми владельцами, а в 2001 году контрольный пакет компании приобрела Seiko Epson Corporation. Каждый из этих этапов был знаменателен своими событиями.
ПЕРВЫЕ 50
В 1901 году в токийском районе Уено предприниматель Щёгоро Йошида открыл часовой магазин. Не особенно мудрствуя, он дал ему свое имя — «Йошида». В начале ассортимент состоял исключительно из импортных моделей. Однако амбиции и растущий бизнес подтолкнули к развитию, и в 1920 году было основано производство Toyo Tokei («Тойо Токай»), которое выпускало настольные часы и механизмы к ним. Первое слово названия — Тойо — на японском означает восток, восточная область, восточная страна.
Первые наручные модели под маркой Yoshida появились в 1934 году, с открытием фабрики неподалеку от Токио в городе Агео (Ageo). Компания росла, и скоро производство было переведено на новую площадку, в город Хино (Hino). В 1943 году часовой магазин Йошида и Toyo Tokei преобразовались в Toyo Weapon Industries, которая работала на нужды военной промышленности. После окончания войны компания вернулась к мирному названию Toyo Tokei и стала фокусироваться на производстве наручных часов.
Послевоенные годы были крайне тяжелыми для экономики Японии. Спрос был не велик, и в 1946 году фабрику в Хино пришлось закрыть. Казалось, эпохе часового производства Йошида пришел конец. Однако интерес к предприятию проявила компания Tama Keiki («Тама Кейки»), которая в июле 1950 года арендовала его у налоговых органов. После завершения сделки в 1951-м предприятие сменило название. В качестве нового имени был взят английский перевод первого имени фабрики Тойо — Orient. Так на свет появился один из лидеров японской часовой промышленности — Orient Watch Co.
ВСЕМИРНЫЕ АМБИЦИИ
Переименование было неслучайным. В то время следы Второй мировой войны еще сильно ощущались в экономике Японии.Главные возможности развития бизнеса были связаны с выходом на рынки других стран, и новое название требовалось для удобства экспорта. Именно тогда была выбрана стратегия, которой бренд придерживается до сих пор: производство качественных, прежде всего надежных, но при этом недорогих часов. При однозначной привлекательности такой стратегии выдержать ее на практике смогли немногие. Orient сумел разработать модели, интересные по дизайну и разумные по себестоимости. Вместе с высоким уровнем качества это вывело Orient в число лидеров японского, а позже — и мирового часпрома. В 1955-м был заключен первый контракт на поставку часов в Китай, через три года — в Иран, а в 1959-м начались поставки в США и Канаду. В 1970-х сеть продаж Orient распространилась на большую часть мира: часы под этой маркой были представлены в 70-ти странах. Разумеется, такая экспансия потребовала расширения производственных возможностей. В 1986-м в префектуре
Акита появился будущий главный производственный центр компании — фабрика Akita Orient Seimitsu Co, Ltd.
ЯПОНСКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ
Подбирая место для производственной площадки, японская компания как будто хотела повторить путь и успех швейцарского часпрома. Горы, в которых зимой наметало двухметровые сугробы, отрезали Акита от основных промышленных центров страны и как бы заморозили эти края во времени. Здесь чистейший воздух и вода, растут первобытные буковые леса, сохранилось множество традиционных ремесел. Зато нет крупных производств, большинство жителей заняты сельским хозяйством. Согласитесь, максимально комфортные условия для часового завода!
Именно здесь, среди живописных вершин, ведется разработка всех моделей Orient и полностью собирается премиальная линейка Orient Star, а также ряд моделей Orient. Мастера используют принцип «Монозукири» (Monozukiri) — понятие, означающее сосредоточенность, внимание к деталям, спокойствие, медитацию.
На фабрике в Аките производятся 100% механизмов Orient для часов, которые собираются как в Японии, так и на втором заводе Orient в Китае. Поскольку и в Китае, и в Японии к продукции предъявляется одинаковый набор требований и тестов по японским стандартам — уровень качества сборки на заводах в разных странах не отличается и остается одинаково высоким. На каждом этапе производства японские специалисты ведут многоступенчатый контроль всех параметров в соответствие с японскими нормативами. В результате часы, произведенные в Японии или Китае, соответствуют единому стандарту качества Seiko Epson Corporation.
Стремительное развитие привлекло к Orient внимание конкурентов. Чтобы обеспечить финансирование, еще в 1961-м компания вышла на Токийскую финансовую биржу. В 1997-м ими заинтересовалась корпорация Seiko Epson Corp., а через четыре года, в 2001-м, концерн выкупил уже 52% акций Orient. Это стало важным этапом в развитии бренда: марка сохранила самостоятельность в принятии решений, но получила доступ к ряду технологий и финансированию. Процесс интеграции продолжился, и в 2017 году Orient перешел под полное управление японского транснационального гиганта Epson.
ОТВЕТ НА КВАРЦ
Международный успех Orient напрямую связан с популярнейшим механизмом арки — калибром 46. Здесь мы опять видим магию цифры 1: это семейство было разработано в 1971 году, в самом начале кварцевого бума. Большинство швейцарских производителей механики тот период вспоминают с содроганием. Их механические калибры были не способны конкурировать с японскими электронными новинками ни по надежности, ни по цене. Однако семейство 46 Orient оказалось настолько удачным, что позволило компании расширить географию продаж даже в это время.
При создании семейства японские разработчики поставили перед собой несколько целей: обеспечить высокую точность, надежность механизма, удобство использования и возможность модификации. Вместо стандартных в то время 18 000 пк/час баланс новинки работал с частотой 21 600 пк/час, что позволило поднять точность до -15/+25 секунд в сутки, что было и остается великолепным показателем для моделей, выпускаемых огромными тиражами.
Сектор автоподзавода в Cal.46 заводил пружину при движении в обоих направлениях, что позволяло быстро обеспечить часы энергией. Эффективность автоподзавода оказалась настолько высокой, что от ручного завода было решено отказаться в пользу упрощения конструкции.
Очень хитрым решением стал двуязычный индикатор дня недели. Он давал возможность адаптировать часы к тому рынку, на который они поставлялись, чем серьезно поспособствовал международной экспансии Orient.
Но самое важное — простая конструкция обеспечила калибру надежность. Большинство мастеров именно это семейство считают эталоном неприхотливости для механики: часы способны сохранять высокие параметры даже после многих лет эксплуатации без замены смазки.
МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛЕГЕНДА
Говорят, что своим названием калибр 46 обязан японскому календарю. Отсчет лет в Японии ведется от начала года правления императора. Год выпуска калибра соответствует 46-му году правления императора Сёва.
Калибр 46 оказался для бренда счастливым. Благодаря беспримерной надежности он используется до сих пор. На его базе было разработано около 30 вариаций с разными функциями. Среди них различные виды календарей, GMT, индикатор запаса хода, скелетоны, открытые балансы и многое-многое другое.
Более того 46943 стал основой знаменитых «звезд» — моделей, на несколько десятилетий ставших хитом бренда. Модель «3 звезды» сыграла роль локомотива, превратившего Orient в народный бренд в России. Недорогая, но чрезвычайно надежная механика выступила противовесом кварцу и позволила японской компании захватить рынки Китая, многих стран Азии и Латинской Америки. Она была мечтой огромного числа наших сограждан, а для многих часовых магазинов — источником первого капитала.
ORIENT В РОССИИ
Сегодня Orient — уникальная мануфактура, обладающая производством полного цикла. Все часовые механизмы являются собственной разработкой и производятся на собственном заводе в Японии. Мощности компании позволяют выпускать до 2 000 000 часов в год. Помимо надежнейших мужских моделей компания предлагает широкую женскую линейку. Достаточно вспомнить, что в разные годы рекламными лицами бренда были Алсу и Жанна Фриске.
Эти имена появлялись не случайно: рынок России для Orient является приоритетным исторически, здесь опробуются и внедряются многие инновационные решения. Например, наша страна единственная, где Orient предоставляет двухлетнюю гарантию на свою продукцию, в то время как международная гарантия Orient составляет один год. Компания традиционно активно ведет как рекламную кампанию на федеральном уровне, так и поддерживает своих партнеров во всех регионах России. О серьезном отношении к нашему рынку говорит тот факт, что недавно у бренда появились специальные представители в каждом федеральном округе, призванные помогать магазинам в работе: поддерживать выкладку, обучать персонал.
Ставя во главу угла надежность, Orient инвестирует в сервисное обслуживание. В начале августа в Москве прошел уникальный сервисный тренинг для часовых мастеров. Уникальным он был прежде всего по числу участников: более 50 мастеров из разных городов страны. Это значит, что и покупатели, и магазины могут быть уверены: популярный бренд ответственно относится к своей продукции и клиентам.