Потребность в формализации и стандартизации работы персонала в последнее время почувствовали многие владельцы магазинов. Это обусловлено двумя причинами. Первая — с развитием потребительского рынка растут стандарты обслуживания покупателей. Немалый вклад в это вносят западные и крупные российские торговые сети, ставшие для многих покупателей ориентирами того, каким должен быть магазин. Вторая причина — укрупнение сетей часовых магазинов. Когда количество торговых точек переваливает за 5—7, а численность персонала за 15—20 человек, для обеспечения функционирования компании просто необходимо, чтобы все ее звенья работали слаженно. Такую слаженность может обеспечить только должный уровень формализации работы каждого сотрудника. И по закону, и на практике работа сотрудника регламентируется несколькими документами: Правилами внутреннего распорядка, Трудовым договором и Должностной инструкцией. В плане формализации работы сотрудника важнейшим из них является Должностная инструкция.
Во-первых, она оказывает сильное психологическое воздействие на работника. Подписывая при устройстве на работу трудовой договор, сотрудник воспринимает его главным образом как обязательство организации вовремя выплачивать ему деньги. Подписывая же свою должностную инструкцию, новичок, по крайней мере, читает требования к должности и свои функциональные обязанности, что само по себе уже важно.Во-вторых, Должностная инструкция является мощным рычагом управления сотрудником, в том числе рычагом административным. Например, в случае невыполнения сотрудником определенных в ней требований его можно очень быстро и совершенно официально уволить, что удобнее, чем увольнять, используя неформальные методы воздействия. На практике огромное дисциплинирующее воздействие на сотрудника оказывает уже одно сознание того, что он может быть наказан и даже уволен за невыполнение прописанных в этом документе требований.
И, самое главное, Должностная инструкция позволяет работодателю самому четко понять и сформулировать свои требования к продавцу. В свою очередь, четкое определение задач и требований к работнику — первый шаг к созданию системы стандартов работы магазина, включая стандарты обслуживания покупателей. Именно четко прописанный порядок действий каждого сотрудника является отличительной чертой и основой успеха крупных торговых компаний. Большинство предпринимателей понимают перечисленные плюсы Должностной инструкции. Однако на пути ее внедрения встают две проблемы: психологическая неготовность работодателя формально описать полный спектр задач работника и сложности, возникающие в процессе разработки инструкций. Несмотря на наличие огромного количества типовых инструкций в литературе и Интернете, они являются именно типовыми и не подходят для реальной работы часового магазина. Сегодня мы приводим Должностную инструкцию продавца, разработанную одной из наиболее успешных сетей часовых салонов — «Московское Время».
Эта Должностная инструкция разработана и проверена на опыте сети, насчитывающей около 40 магазинов. Тем не менее рекомендуем откорректировать ее в соответствии со спецификой вашей работы. Какие-то пункты могут оказаться лишними, какие-то придется добавить самостоятельно. В Должностной инструкции следует отразить всю работу, которую на практике приходится выполнять продавцу, в т.ч. техническую (отправка факсов, разгрузка товара и т.п.). Это избавит вас от ненужных конфликтных ситуаций. При написании должностной инструкции также нужно учесть и специфику торговой точки. Очевидно, что работа продавца салона элитных часов отличается от работы продавца, торгующего массовыми марками.
И последнее. Должностная инструкция — не догма. Условия ведения бизнеса непрерывно меняются, внося изменения и в порядок работы торговой компании. Все изменения в обязанностях работника должны быть немедленно отражены в Должностной инструкции. Не бойтесь обновлять ее так часто, как того потребует жизнь. Только в этом случае Должностная инструкция станет не формальным документом, а реальным инструментом повышения эффективности работы компании.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПРОДАВЦА СЕТИ ЧАСОВЫХ МАГАЗИНОВ «МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, ответственность продавца, а также дополнительные положения.
1.Продавец назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом генерального директора.
2.Продавец является сотрудником магазина и подчиняется непосредственно менеджеру магазина и/или лицу, замещающему менеджера.
3. На должность продавца назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего и прошедшее профессиональное обучение в учебном центре «Московское Время».
ЦЕЛЬ
Цель работы продавца — обеспечение максимального объема продаж путем создания оптимальных условий покупателям для выбора товара и оформления покупки.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЕЦ ОБЯЗАН
1.Быстро, качественно и вежливо обслуживать покупателей, оказывая им помощь при выборе товара, контролировать отсутствие нарушений правил торговли.
2.Приходить на работу за 10 минут до начала рабочего дня для приведения рабочего места (магазина) и себя в порядок. После окончания рабочего дня закрыть, опечатать магазин, включить охранную сигнализацию.
3.Обеспечивать бесперебойную работу магазина, находиться на рабочем месте в течение всего рабочего времени и может покидать магазин только в случае замены его другим продавцом с согласия менеджера магазина или лица, его замещающего, а также не нарушать другие правила внутреннего трудового распорядка.
4.Заранее оповещать менеджера магазина об опозданиях, неявке на работу или изменениях графика работы по тем или иным причинам.
5.Безоговорочно выполнять распоряжения менеджера магазина, главного бухгалтера и генерального директора предприятия.
6.Производить приемку товара, оказывая содействие погрузочно-разгрузочным работам.
7. Производить полную предпродажную подготовку товара (проверку наименования, количества, комплектности, цены, соответствия приходным документам и маркировке, распаковку, осмотр внешнего вида и прочее).
8.Сообщать менеджеру магазина, а, в необходимых случаях, и администрации предприятия, о случаях обнаружения товаров или документов, не соответствующих требованиям предпродажной подготовки.
9.Производить размещение и выкладку товара в соответствии с требованиями, осуществлять все работы по перестановке товара и оформлению витрин.
10.Контролировать наличие товара в магазине, его состояние, проверять его качество, наличие и соответствие маркировок и ценников, следить за своевременным пополнением товарных запасов.
11.Осуществлять контроль за сохранностью товара, торгового, технического оборудования, рекламного материала и прочих материальных ценностей.
12.Участвовать в инвентаризациях, составлении товарных отчетов, актов о передаче материальных ценностей, актов о браке и возврате товара. Аккуратно и правильно заполнять все необходимые для ведения торговой, отчетной деятельности документы.
13.Предлагать и показывать товар покупателям, демонстрируя его в действии, консультировать покупателей по вопросам назначения, свойств, технических характеристик, качества товара,о правилах ухода за товаром и его правильной эксплуатации, а также об условиях гарантии.
14.Знакомить покупателей с новыми поступлениями товара.
15.Своевременно и правильно информировать покупателя о действии и правилах дисконтной системы.
16.Осуществлять подсчет стоимости товара, выписку чека, оформление необходимых при продаже документов, производить прием денег от покупателя с выдачей кассового чека.
17.Производить упаковку товара.
18.Уметь работать на контрольно-кассовой машине, вести книгу кассира-операциониста, в соответствии с Правилами торговли, подсчитывать выручку, правильно производить инкассацию, производить Z-отчет на ККМ.
19.Ежедневно производить поштучный подсчет товара.
20.Обеспечивать чистоту и порядок в магазине, в торговом оборудовании, в подсобных помещениях.
21.Приступая к работе, иметь опрятный внешний вид: чистую спецодежду и обувь, аккуратные прическу и руки.
22.Носить форменную одежду, бейджик с указанием должности, фамилии и имени.
23.При обслуживании покупателей продавец должен приветливо встречать каждого покупателя, быть одинаково внимательным с каждым из них, быть корректным, спокойным, доброжелательным, избегать фамильярности, резкости, нетерпеливости, раздражения, многословия. Продавец обязан начинать общение с покупателем с приветствия. Выяснять потребности покупателя нужно, не дожидаясь от него вопросов, заинтересованно выслушивая его пожелания. Нельзя показывать товар молча, без объяснений. Недопустимо отдавать предпочтение одному покупателю перед другим. При выборе товара продавец должен быть терпеливым и вежливым. При вручении покупки покупателю следует поблагодарить его. Когда покупатель покидает магазин, продавец обязан попрощаться с ним.
24.Принимать активное участие во всех акциях по стимулированию продаж, запланированных администрацией или согласованных с ней. Следить за неукоснительным соблюдением всех условий проведения акций, наличием всех оповещающих покупателей табличек, плакатов и др.
25.Своевременно информировать администрацию о конфликтных ситуациях между продавцом и покупателем, а также внутри коллектива.
26. Принимать меры по предотвращению и ликвидации конфликтных и нештатных ситуаций, решать спорные вопросы.
27.Немедленно извещать руководство о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве.
28.Знать и исполнять статьи Закона «О защите прав потребителей», а также «Правил торговли»
29.Знать весь пакет документов, находящихся в магазине, необходимых для ведения торговой деятельности.
30.Знать, как продавцу следует вести себя во время проведения проверок контролирующими органами, немедленно сообщать руководству о факте проверки.
31.Знать и соблюдать нормы трудовой и производственной дисциплины, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, правила техники безопасности.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 1-2005
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна