Объединиться или уйти с рынка? Что выбираете вы?
Я очень хотел написать этот текст еще 28 декабря, срезу после «круглого стола» с Федеральной пробирной палатой по теме ГИС ДМДК. Еле сдержался, отложил на «потом», когда остыну. Потому что в тот момент цензурных слов у меня просто не было.
Напомню, о чем речь. В самом конце года, 28 декабря, Федеральная пробирная палата провела круглый стол по вопросам внедрения ГИС ДМДК в компаниях, торгующих часами. Провела в онлайн. Мероприятие важнейшее, поскольку новая система учета касается не только очевидно золотых часов, а всех часов, в которых есть хотя бы один камень. В том числе таких, как Anna Klein и подобных, хотя относить их к ювелирке – безумие очевидное. И вроде бы нужно сказать «спасибо» руководителю ФПП Юрию Зубареву: ГИС ДМДК вызывает массу вопросов, обсуждение с ведомством остро необходимо. Но круглый стол наглядно показал проблемы и в часовом сообществе, и в отношениях между часовщиками и государством.
Сегодня я разберу эти проблемы, касаться формата встречи и пересказывать содержание не буду. Желающие насладиться этим «шоу темных личностей» могут посмотреть запись на канале TimeSeller: https://youtu.be/SWg1Gwe83VQ
Почему по результатам этого шоу я не мог говорить цензурно? На часовом рынке работают целых две ассоциации, и было бы логично, чтобы они, как максимум, участвовали в принятии решений о введении регулирования масштаба ГИС ДМДК, а как минимум – были бы организаторами подобных встреч с ведомствами. Но если я понял правильно, инициатором встречи была сама Пробирная палата, а организатором – сайт uvelir.info. Ресурс не часовой, а ювелирный.
Именно там шла регистрация на онлайн-конференцию. Не удивительно, что в результате основную массу собравшихся составляли ювелиры, компании, у которых часы составляют лишь малую часть оборота, и которые в силу основного бизнеса обязаны внедрять ГИС ДМДК. Часовщиков, чисто часовщиков, почти не было. Соответственно, их вопросов и проблем представители государства не услышали.
А основная проблема – перечень товаров, попадающих под ГИС ДМДК. Потому что сейчас туда попадают едва ли не все часы с камнями, включая упомянутую мной Anna Klein. Это означает, что магазины стоят перед выбором: либо совсем отказаться от части ассортимента, либо потратить 300 000 рублей на точку (примерно столько стоит комплект оборудования), плюс обучить персонал. Есть, конечно, еще пара вариантов: закрыть бизнес и постричься в монахи, или игнорировать закон (но тогда могут постричь принудительно)…
Готовы потратить 300 000 для киоска в ТЦ с выручкой в 500-700 тысяч? Кстати, владельцам часовых мастерских расслабляться не стоит: внедрять ГИС ДМДК придется и вам, а отправлять часы просто почтой вы больше не сможете.
И возникает вопрос: а где были наши отраслевые объединения, почему организаторами были не они? Почему не было, как минимум, адекватной информации о формате конференции?
Еще больше вопросов к ведомству. Zoom-конференция, на которой представители государства прячутся за черным экраном, и ты не понимаешь кто тебе отвечает – это нонсенс! Равно как нонсенсом является и порядок приглашения участников. За день до этого прошла похожая zoom-конференция, на которую почему-то были приглашены представители избранных компаний-импортеров швейцарских часов. Исключительно швейцарских. И с которой руководителя Ассоциации участников часового рынка просто-напросто попросили удалиться.
Я знаю, что Ассоциация участников часового рынка пыталась донести до ФПП свои предложения, но сделать этого не получилось. Про одну из причин на выставке Moscow Watch Expo говорил сегодняшний гендиректор АУЧР Эдуард Уткин: обе часовые ассоциации суммарно объединяют всего три десятка компаний, и в глазах государства не являются представительными, значимыми. С ними не считают нужным считаться. Проблему понимаю, но хотя бы организовать адекватное участие часовщиков во встрече, наверное, было можно.
Теперь – к вопросу «что делать?», а после про позитив.
Ассоциациям – работать. Да, это сложно, у представителей государства свои интересы. Но практика АУЧР показала, что при желании добиться можно многого. Получалось же у нас снижать пошлины на часы и комплектующие для них, вносить изменения в законодательство, блокировать некоторые изменения.
Остальным – объединяться. В бытность директором АУЧР я устал звать в нее участников. Я полностью поддерживаю Уткина: 10 компаний – это действительно мало, не хватает веса. Но крупные говорят «мы будем решать вопросы через Швейцарию», а мелкие «нам жалко денег, пусть суетятся дистрибьюторы».
В итоге с 2018 года и численность, и финансирование обеих ассоциаций болтается около нуля. Отсюда и результаты. Хочу обратиться к владельцам магазинов: взаимодействие с государством – это работа, а работать бесплатно не будет никто. Спасибо десяти компаниям, которые создали АУЧР: если бы специфическая пошлина в 10 евро осталась и сегодня, никаких часов дешевле 9 000 рублей на рынке бы просто не было. Не было бы и значительной части ваших магазинов. Думаю, многие ощутили прошлогодние изменения в потребительском законодательстве, когда часы выпали из списка товаров, не подлежащих возврату. Причина та же: бедность ассоциаций. Я не понимаю ритейлеров, и совсем не понимаю «неприсоединившихся» дистрибьюторов, их откровенное желание въехать в рай на чужом горбу. Хотя, тут можно вспомнить еще и похожее отношение к выставке…
Неужели ваш бизнес не в состоянии платить 5-10 тысяч в месяц для поддержания отраслевой инфраструктуры, которая обеспечит приемлемые условия существования этого бизнеса? Хотя вопрос, наверное, риторический. Полтора года назад мы на TimeSeller попробовали внедрить что-то типа клубной системы. Это помогло бы сохранить качество единственного отраслевого ресурса. Результат известен. С тех пор нас каждый месяц спрашивают: где взять обучающие материалы, какую-то аналитику по рынку, информацию о компаниях и марках, ответы на юридические вопросы, и так далее. Поищите в ваших кошельках.
И под конец – о позитивном.
Судя по нашей перепалке с руководителем Пробирной палаты во время зума, ФПП готова провести еще одну встречу с часовщиками. То есть шанс на восстановление контактов и на то, чтобы донести до ведомства проблемы часовщиков, однозначно есть. Нужно, чтобы ассоциации проявили активность и договорились о встрече, качественно подготовив вопросы и аргументы. И нужно, чтобы ВСЕ компании сплотились вокруг них, чтобы они стали весомыми. TimeSeller готов оказывать любую информационную поддержку.
Знаю, что сейчас многие опять начнут скулить про падающий бизнес, проблемы, «а пусть они», и так далее. Но мне кажется, сейчас каждый владелец компании должен для себя решить, видит ли он будущее у своего бизнеса. Если да – значит изыскать возможности для обеспечения инфраструктуры. Нет – как можно скорее уйти с рынка. Не мешать остальным.
Вячеслав Медведев