О статусе золотых часов
Продолжаем обсуждать особенности продажи часов из драгметаллов, поднятую в статье «Жертвы терроризма» в прошлом номере «Часового бизнеса».
Продолжаем обсуждать особенности продажи часов из драгметаллов, поднятую в статье «Жертвы терроризма» в прошлом номере «Часового бизнеса».
Продолжаем обсуждать особенности продажи часов из драгметаллов, поднятую в статье «Жертвы терроризма» в прошлом номере «Часового бизнеса».
В прошлом номере журнала мы обсуждали влияние на наш бизнес Федерального закона 115 «О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем…». Этот закон вызывает у часовщиков массу вопросов, и прежде всего – являются ли часы ювелирным изделием? ФЗ 115 содержит массу положений, которые применительно к часам выглядят в лучшем случае странными и делает золотые часы «золотыми» в том смысле, что накладывает слишком много обязательств на компанию, которая с ними работает. Поэтому кажется, что часы не должны попадать под его действие.
Ответ на вопрос о классификации часов дает другой важнейший документ: федеральный закон 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Последние изменения в него вступили с силу 30 октября 2015 года. Закон стал более логичным, в нем появились более четкие определения.
Приведу несколько самых важных пунктов из данного закона. Начнем с определения:
«Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней – изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также – ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней». Для часовщиков важно понимать, что часы, содержащие драгоценные металлы и/ или со вставками из драгоценных камней, относятся к категории «ювелирные изделия» со всеми вытекающими последствиями. Чтобы внести в картину полную ясность, приведу также определения драгоценных металлов и камней из данного закона:
«Драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления». «Драгоценные камни – природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней».
Законом установлена система контроля со стороны регулятора. В области контроля регулятор наделяется большим объемом полномочий, а предприятия лишаются ряда прав и гарантий, предоставленных 294-ФЗ : – не установлен перечень обязательных требований, подлежащих контролю;
– угроза имуществу юридических и физических лиц рассматривается как основание для внеплановой проверки;
– внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой.
По сути поправки в законодательство отражают усиление регулирующих функций государства. Можно отметить, что условия ведения бизнеса усложняются, при этом законы и нормативные акты, хотя и становятся более логичными и гармонизированными, все еще далеки от совершенства, в них присутствуют нечеткие определения и остаются возможности для различных интерпретаций.
Все это подкрепляется притоком в органы государственной власти и управления молодых, энергичных, амбициозных, хорошо образованных и хорошо мотивированных специалистов. В связи с этим важно, с одной стороны, по крайней мере знать законы, с другой – усиливать роль отраслевых объединений для отстаивания интересов часовой индустрии.
Стоит обратить внимание еще на одно изменение законодательства, касающееся бирок для ювелирных изделий. Данное изменение изложено в Постановлении Правительства №994 от 19 сентября 2015 года:
«Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также цены изделия (цены за один грамм изделия без вставок)».
Применительно к нашему бизнесу это означает, что любые часы в золотом корпусе, а равно и стальные, но в которых есть хотя бы один крошечный бриллиант на циферблате, обязательно должны иметь опломбированную бирку (ярлык) с достаточно подробной информацией о них, включая массу и пробу драгоценного металла, количество, массу и качество драгоценных камней, информацию о производителе и т.д.
Продавцы часовых магазинов часто говорят, что они не знают веса золота в часах, так как поставщик ее якобы тоже не знает. Если поставщик утверждает такое, то он определенно вводит вас в заблуждение. Дело в том, что растаможить часы и пройти госконтроль можно, только указав массу драгоценного металла, массу, количество и качество драгоценных камней. Так что каждый легальный поставщик вес золота знает, просто по каким-то причинам не хочет ее вам говорить. Например, масса золота может быть такой низкой, что ее просто боятся вам сообщать.
При этом ответственность за отсутствие бирки или недостоверную информацию на ней несет магазин. Правительство в своем постановлении не конкретизирует, кто должен изготовить бирку: это может быть как поставщик, так и магазин (нигде в законодательстве нет требования о наличии ярлыков при оптовой торговле). Важно, чтобы она была сделана в соответствии с требованиями закона. При этом проверяющие органы иногда могут запросить какую-либо избыточную информацию на ярлыке, например номер ГОСТа или информацию о сертификации, поэтому вам следует твердо знать, что перечень обязательной информации на ярлыке четко описан, а все дополнительные вопросы являются неправомерными.
Коротко еще о нескольких особенностях торговли часами, содержащими драгоценные металлы или камни.
1. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней запрещено продавать вне стационарных мест торговли. При этом если сделка состоялась в офисе продавца дистанционно, с пробитием чека, а потом организована доставка, то это вроде бы не считается нарушением. А вот привезти десять золотых часов клиенту и предложить выбрать одни из них на месте нельзя – это будет нарушением закона. Кстати, недавно появился первый прецедент – судебное решение о блокировке сайта, продающего ювелирные изделия. Обоснование – Постановление Правительства №612 от 27.09.07 «Правила продаж товаров дистанционным способом» запрещают продажи ювелирных изделий через Интернет, т.к. они включены в перечень товаров, оборот которых запрещен или ограничен.
2. На часы надлежащего качества с драгоценными металлами и/или драгоценными камнями не распространяется право покупателя на обмен в течение 14 дней купленного товара на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
3. При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным.
4. По требованию покупателя в его присутствии обязательным является взвешивание приобретенного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней без ярлыка. Применительно к часам данное требование является очень странным, так как в них, даже в золотых, помимо корпуса есть еще держатель механизма, механизм, циферблат, ремень и т.д., а в стальных часах с бриллиантами масса бриллиантов вообще мизерная по отношению к массе часов. Тем не менее таково требование закона, и спорить с ним бессмысленно. Утешением может служить слово «приобретенного». То есть клиент обязан сперва оплатить часы, а после этого вы по его требованию можете раскурочить их, вынув механизм, стекло, и взвесить. Весы у вас, разумеется, должны быть в любом случае.
5. Обязательное требование к часам в корпусах из драгоценных металлов – наличие на них оттиска пробирного клейма (пробы), а на продукции российских предприятий – еще и именника производителя. При этом в силу межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Швейцарией российская проба не является обязательной при наличии на изделии швейцарской пробирного клейма, и наоборот. Я рекомендую посмотреть в интернете, как должна выглядеть швейцарская проба (да и российская, кстати, тоже), приобрести лупу и проверять наличие «правильного» клейма.
6. Организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются реализацией часов из драгоценных металлов и/или содержащих драгоценные камни, должны встать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию. Сделать это нужно перед началом работы с драгоценными металлами и камнями. После постановки на учет организации (предпринимателю) выдается свидетельство о постановке на специальный учет, а также карта постановки, заверенная в инспекции. С 30 октября 2015 года вступила в силу новая версия «Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями». Она сильно сократила перечень документов для постановки на учет.
Из этой статьи видно, что работа с часами из драгметаллов действительно накладывает обязательства на магазин. Однако если вы хотите иметь высокий оборот, то обойтись без таких изделий не получится. А значит, нужно как минимум знать требования, которые накладывает закон.
Автор: Михаил Каспаров
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: законодательство ФЗ 115