О штрафах и проверках

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Торгинспекция, часть II</span></span></p>

Вначале выясним, что, собственно, считается правонарушением в сфере часового бизнеса, и какие для правонарушителей предусмотрены наказания.

Что почем?
Вначале выясним, что, собственно, считается правонарушением в сфере часового бизнеса, и какие для правонарушителей предусмотрены наказания.
Правонарушения, по которым санкции могут быть наложены непосредственно ГТИ, содержатся в Кодексе об административных правонарушениях РСФСР (нового КоАП в нашей стране еще не приняли) и предусматриваются статьями 146, 1463 - 1467, 147, 1503, 156, 1562, 1659. Мы не будем акцентировать внимание на статьях типа «Нарушение государственной дисциплины цен» или «Нарушение правил торговли спиртными напитками», так как они далеки от сферы часового бизнеса. Остаются следующие виды правонарушений и соответствующие им статьи Кодекса:
• ст. 146 КоАП РСФСР «Нарушение правил торговли». Наиболее широко применимая статья. Включает сведения о нарушениях всевозможных правил торговли, а также правил продажи отдельных видов товаров. В связи с этим любому уважающему себя часовщику нужно знать, прежде всего. Закон «О защите прав потребителей» и Постановление Правительства РФ от 19.01.98 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров...». Штраф по этой статье составляет от трех до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
• ст. 1464 КоАП РСФСР «Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил». Штраф - от 3 до 25 МРОТ;
• ст. 1465 КоАП РСФСР «Продажа товаров без документов» (в том числе и без применения контрольно-кассовых машин). Под продажей товаров без документов подразумевается реализация товаров без сопровождающей документации, содержащей сведения об изготовителе, поставщике или продавце. Применение кассовых аппаратов регулируется Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при расчетах с населением», а также принятыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми документами. Применение контрольно-кассовых машин (ККМ) обязательно для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, кроме тех, которые в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения могут осуществлять расчеты с населением без применения ККМ. Перечень таких организаций утверждается Правительством РФ. Штраф - от 50 до 100 МРОТ;
• ст. 1503 КоАП РСФСР «Обман потребителей в небольшом размере». Обманом потребителей признается обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара и иные подобные действия. Перечень действий, считающихся обманом потребителей, является открытым (в формулировке статьи используется оборот «и иной обман потребителей»), поэтому инспектор имеет определенную свободу при квалификации деяния продавца по этой статье. Штраф - от 1 до 30 МРОТ;
• ст. 1659 КоАП РСФСР «Невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, выданных органами государственного контроля в пределах их компетенции». Здесь имеется в виду, что довольно часто, находя нарушения в деятельности предпринимателя, ГТИ сначала выдает обязательное предписание (например, об устранении нарушений), а уж если это предписание не выполняется в установленный срок, штрафует по этой статье в размере от 50 до 100 МРОТ.
Вот так выглядят основные штрафы, которые могут грозить предпринимателю-часовщику. Однако не стоит забывать, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное право относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Это означает, что отдельные субъекты могут принимать свои законы в этой области. Самое главное, чтобы эти законы не противоречили федеральным, например, размер штрафов не превышал цифр, установленных федеральным законодательством. В частности, в Москве действует Закон г. Москвы от 29.06.94 № 11-51 «О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг в г. Москве». Подобные законы могут существовать и на территориях других субъектов РФ, и на это следует обращать внимание.
Штрафы могут устанавливаться только Законами. Поэтому, если на территории какого-нибудь субъекта РФ в подзаконном акте (постановлении Правительства и т.п.) определены размеры штрафов, то данный акт недействителен, и его можно обжаловать в судебном порядке. То же относится и к законам субъектов РФ, противоречащим федеральному законодательству.

Порядок проведения проверок
Теперь поговорим о том, как инспекторы ГТИ должны проводить сами проверки, на основании материалов которых и налагаются упомянутые штрафы.
Как мы уже писали, сейчас в Министерстве юстиции РФ проходит регистрацию (и, соответственно, пока не действует) инструкция ГТИ «О порядке инспектирования предприятий торговли, общественного питания и промышленности». С большой долей вероятности можно предположить, что регистрацию она пройдет и станет основной инструкцией ГТИ по порядку проведения проверок.
Эта инструкция устанавливает классификацию проверок: проверки по соблюдению правил торговли, по качеству товаров, комплексные, совместные с участием представителей других органов или организаций. Проверки проводятся внезапно, без предварительного оповещения, в присутствии представителей проверяемого объекта. Результаты проверки при выявленных нарушениях оформляются актом (его форма приводится в той же инструкции), а если нарушений выявлено не было - справкой.
Помните: составление акта инспектором еще не означает наложение штрафа. Решение о наложении административного взыскания (ст. 2246 КоАП РСФСР) вправе принимать только начальники территориальных управлений ГТИ и их заместители. Поэтому сам инспектор не может взыскивать штраф, а составление акта - это только начало административного производства.
Акт составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр остается у инспектора, второй - на предприятии. К этому акту прилагаются документы, подтверждающие факт нарушения. Они бывают разными в зависимости от вида обнаруженных нарушений, а полный их перечень приводится в инструкции.
Помимо документов, подтверждающих нарушения правил торговли и других правовых норм, инспектор должен получить от работников предприятия (руководителя, материально-ответственных лиц) объяснения по всем фактам нарушений. Запомните: он-то должен, но вы вовсе не обязаны давать какие-либо объяснения! Вы можете не давать их вообще или отсрочить это событие на некоторое время. Второй вариант представляется наиболее правильным. При этом не нужно идти на конфликт с проверяющими. Сошлитесь на то, что вы взволнованы. не можете собраться с мыслями, и с милой улыбкой попросите инспектора позволить вам дать объяснение позже. Тогда у вас будет время еще раз почитать акт о проверке, подумать о том, что предпринимать дальше. Все экземпляры акта и вкладные листы к ним подписываются госинспекторами, лицами, допустившими нарушение, представителями администрации или материально-ответственными лицами, а также другими лицами, участвующими в проверке. Лучше всего акт подписать, но подпись сопроводить словами: «С актом (протоколом) не согласен». В чем именно вы не согласны с актом, объясните потом (при желании, проконсультировавшись с юристами), а во время проверки снова сошлитесь на душевное волнение.
При выявлении нарушений, подпадающих под действие КоАП, составляется Протокол об административном правонарушении. Содержание Протокола должно соответствовать требованиям ст. 235 КоАП РСФСР. Протокол в порядке, предусмотренном ст. 236 КоАП РСФСР, передается начальнику (заместителю начальника) территориального управления ГТИ для рассмотрения и наложения на виновных лиц административного взыскания Протокол может составляться как в день проведения проверки одновременно с составлением акта, так и при вызове правонарушителя в управление.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях происходит в соответствии с процедурой, предусмотренной КоАП. ГТИ активно контактирует с другими контролирующими органами, МВД, прокуратурой. Федеральной службой налоговой полиции.
При выявлении неоднократных грубых нарушений правил торговли каким-либо хозяйствующим субъектом ГТИ вносит предложения в лицензионные органы о приостановлении действия лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности или об ее досрочном аннулировании.

Вопросы без ответов
Порядок осуществления проверок достаточно подробно освещен в упоминавшейся инструкции. Тем не менее, ряд вопросов все же остается. Первый вопрос связан с направлениями на проверку. Дело в том, что проверки должны проводиться только уполномоченными должностными лицами. Если инспектор ГТИ приходит на какое-либо предприятие, он должен доказать, что его полномочия соответствуют предмету проверки, предъявив распоряжение руководителя (например, начальника территориального управления ГТИ). До сих пор инспекторы зачастую отказывались подобный документ предъявлять. Но вновь принятый Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» прямо предусматривает такую обязанность.
Второй вопрос, который остается пока без ответа, это вопрос о разграничении компетенции между контролирующими государственными органами. Например, проверки соблюдения правил торговли (продажи товаров) - это один из видов проверок, проводимых ГТИ, - включают в себя (цитата документа):
• «Соблюдение санитарных правил. Их соответствие требованиям, установленным Госсанэпиднадзором;
• Наличие сертификатов на товары (услуги), подлежащие сертификации».
И это при том, что проверка санитарных правил входит в компетенцию Госсанэпиднадзора, а проверка наличия сертификатов, по идее, должна относиться к компетенции органов Госстандарта. Хорошо хоть проверку правил пожарной безопасности ГТИ не отписали!
Вышеупомянутый закон запрещает инспекторам проводить проверки вне сферы своей компетенции и предоставляет предпринимателю право обжаловать незаконные действия государственных контролеров. Но насколько будет применяться данная норма, зависит теперь от инициативы самих предпринимателей, не убоявшихся тягот судебных разбирательств.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2001

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 5-2001