О проверках и проверяющих

В трудные времена число желающих поживиться деньгами за чужой счет возрастает. Поэтому сегодня с новой силой вспыхнула тема «общественных контролеров». Как бороться с ними?

В трудные времена число желающих поживиться деньгами за чужой счет возрастает. Поэтому сегодня с новой силой вспыхнула тема «общественных контролеров». Как бороться с ними?

Текст: Михаил Степкин, адвокат

Рекордно быстрая проверка

Недавно в торговое предприятие N прибыла «группа товарищей» и предъявила некую бумагу, именуемую «Направление №...», согласно которой для проведения проверки этого предприятия направлены два инспектора (ФИО указаны). Бумага имела официальный и грозный вид, была оформлена на фирменном бланке Межрегиональной общественной организации «Центр содействия защите прав потребителей и предпринимателей» с указанием адреса, телефона, ОГРН, ИНН и проч., подписана Председателем Правления и заверена печатью сей конторы. Но больше всего продавца смутило выделенное жирным примечание, текст которого следует привести полностью (стиль и орфография оригинала сохранены без изменения):

«В случае противодействия проведению общественного контроля со стороны хозяйствующего субъекта, в отношении виновного будут приняты меры по привлечению его к ответственности согласно ст. 10 ФЗ РФ от 07.02.2011 № 3 «О полиции, других нормативных правовых актов РФ меры по прекращению действий, препятствующих осуществлению полномочий представителей общественных организаций и привлечению виновного лица к ответственности по всей строгости закона».

О как! По всей строгости закона, ни больше и не меньше! Не хватает малого: «вплоть до применения смертной казни».

Приведенная нами грозная фраза не только неграмотна в части названия закона «О полиции», но и пустая по смыслу, т.к. статья 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» никакой ответственности «за противодействие проведению общественного контроля» не предусматривает. Речь в ней идет лишь о взаимодействии и сотрудничестве полиции с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Однако расчет общественников психологически точен, поскольку многие не подготовленные продавцы второпях начнут лихорадочно соображать, за что могут быть привлечены к ответственности «по всей строгости закона». И главное – что нужно сделать, чтобы хоть как-то смягчить свою участь. А там, глядишь, рука сама потянется к сейфу с деньгами, чтобы отвести праведный гнев карающего меча…

В данном конкретном случае директор магазина оказался калачом тертым, и послал «инспекторов» куда следует. Быстренько сообразив, что халява не пройдет, именно в указанном направлении проверяющие и убрались восвояси.

Но всё же, как вести себя при встрече с «общественниками»? Какие у них права, и каковы их полномочия? А главное, как не отдать больше, чем это определено законом? Об этом и пойдёт речь далее.

Общественные права

Права общественных объединений потребителей определены в ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.05.2014) «О защите прав потребителей».

На первый взгляд перечень прав общественников огромный. Но на деле многие из них носят лишь декларативный характер.

Можно, конечно, предположить, что найдётся некоторое количество активных граждан, которые пожелают добровольно и бескорыстно объединиться для достижения благой цели – улучшить взаимоотношения между продавцом и покупателем. То есть, в соответствии со ст. 45 Закона:

а) участвовать в разработке обязательных требований к товарам

Но обязательные требования к товарам установлены в технических регламентах, ГОСТах, прочих нормативных документах.

За разработку ГОСТ и прочих подзаконных актов денежки получают соответствующие НИИ, которые в рыночную эпоху только и существуют за счёт этого. А посему делиться своим хлебом с какими-то общественниками они не будут. Так что на практике этот пункт нежизнеспособен.

б) распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров и т. д.

Иными словами, заниматься просветительской работой.

Сразу возникает вопрос: кто захочет профинансировать газету районного масштаба, посвящённую проблемам защиты прав потребителей?

в) вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров, по приостановлению производства и реализации товаров, по отзыву товаров с внутреннего рынка.

Цель благая, и органы исполнительной власти очень нуждаются в таких предложениях. Вот только обращаются в эти органы не общественники, а сами нуждающиеся в защите граждане. Общественники же предпочитают обращаться напрямую к продавцу (или исполнителю), потому что именно у него касса, в которой хранятся денежные знаки – истинная цель деятельности общественников…

г) обращаться в органы прокуратуры

нет сомнения в том, что уважаемые прокурорские работники, вплоть до секретаря канцелярии, зорко стоят на страже закона! Но всё же зададимся вопросом: а доходят ли руки у ока государева до благородного дела защиты прав потребителей? Да у них сейфы ломятся от папок с делами по особо тяжким преступлениям! А тут какие-то потребители со своими правами… В лучшем случае, общественники, а скорее сами граждане, которым общественники за их же денежку составят жалобу в прокуратуру, получат ответ-отписку на официальном бланке с советом разрешить спор в гражданско-правовом порядке, т.е. в суде.

Таким образом, анализ установленных Законом прав общественников показывает, что большая часть из них носит чисто декларативный характер. Но все же, с какой целью граждане объединяются в подобные общества?

Реальные цели

Если откинуть мертворожденные права общественных объединений потребителей, останется то, что позволяет многим участникам этих контор с громкими и броскими названиями иметь вполне приличный доход: право проверять работу торговых организаций и право обращаться в суды с заявлениями в защиту прав как отдельных потребителей, так и неопределенного круга потребителей.

Российский продавец уже привык к тому, что к нему в любой момент может заявиться какой-нибудь проверяющий и потребовать предоставления всех мыслимых и немыслимых документов. Многие предприниматели считают, что с проверяющими лучше «договариваться», в противном случае будет наложен немалый штраф.

Поскольку мздоимство и взяточничество стали частью менталитета среднестатистического россиянина, этим нередко пользуются недобросовестные проверяющие-общественники. Их цель – склонить предпринимателей к «сотрудничеству», т. е. к небольшим, но регулярным денежным взносам. Тот, кто «сотрудничает», работает спокойно. А не желающие кормить нахлебников вынуждены тратить свои денежные и время на защиту своих прав в суде.

Другой способ обогащения общественников за счёт продавца – «заваливание» судебными исками. Суммы исков относительно небольшие, так что продавцу порой невыгодно тратить время на участие в суде. А если помощь юриста – это существенные затраты.

В свою очередь, общественники обращаются в суд с иском на основании ст. 45 Закона. При этом они требуют признать неправомерными действия продавца и возместить затраты на проведение экспертизы товаров, а также затраты на юридические услуги, оказанные при подаче искового заявления, и участие в судебном заседании юриста.

Юрист независим только на бумаге, но фактически содержится на средства общественной организации. Исковые заявления у таких юристов написаны по шаблону и ставки невысоки. А цель – собирание значительных сумм с продавцов, достигается за счёт количества заявлений.

Что же касается судей, особенно мировых, то они, как правило, стараются помочь не продавцам, а потребителям или тем, кто, по идее, должен защищать их интересы. Но в том-то и дело, что цель у таких общественников – не изжить недостатки, а банально набить кошелёк. Именно поэтому профилактический эффект всех проводимых ими мероприятий равен нулю. Да и продавцы прекрасно понимают, что даже если они и исправят выявленные недостатки, то в следующий раз найдутся другие. Ведь соблюсти в точности все требования, предъявляемые к торговой организации очень сложно.

Однако продавцы уже перестают безропотно отдавать свои деньги тем, кто под видом общественного блага печётся о личном интересе.

Далее – о некоторых приемах противостояния вымогателям.

Продолжение следует...

Автор: Михаил Степкин, адвокат
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Закон