О носках, почте и бесчеловечной торговле

Подготовка к 23 февраля вызвала традиционный всплеск шуток про «носки в подарок». Но помимо носков, как отчитался Ozon, в список ТОП-подарков попали фитнес-браслеты и умные часы.

Обе категории и без мужского праздника ставят рекорды: по данным «Связного»/ «Евросети», в прошлом году в России было продано порядка 2,5 млн носимых устройств на общую сумму около 17,2 млрд рублей. В сравнении с 2017 годом рост в натуральном выражении составил 200%, в деньгах 130%. Лидером роста стали треккеры (+228% до 1.3 млн штук, 2.9 млрд рублей), умные часы прибавили 140% (690 тыс штук на 12,9 млрд рублей).

Растет и рынок компьютеров: в прошлом году настольные аппараты прибавили 18,7%, что в 2 раза быстрее 2017. Обновили максимум продажи ноутбуков. Но если десктопы росли за счет закупок предприятий, то ноутбуки – благодаря частным лицам и покупкам в кредит.

Говоря о долгах, национальное бюро кредитных историй сообщило о сокращении просрочки по кредитам. В конце 2018 года долгов с просрочкой свыше 30 дней было 20.5% против 21.9% в начале.
Если бы деньжат у наших сограждан стало еще чуть-чуть больше, то ярким цветом расцвела бы предпринимательская активность. Исследование VK Business показало, что почти две трети россиян задумываются об открытии собственного бизнеса. Как говорят опрошенные, перейти от мечтаний к делу мешает только отсутствие стартового капитала. Самые популярные идеи для бизнес-старта — открытие магазина, кафе, парикмахерской. Наивцы, правда?

Помочь младопредпринимателям неожиданно решили власти. В Совфеде предложили ограничить работу крупных супермаркетов в выходные дни, цель – обеспечить выручку «магазинам у дома» и небольшим точкам. А Минпромторг поддержал возвращение ларьков и автолавок. По мнению Евтухова, это поможет обеспечить сбыт небольшим производителям. Правда есть и другое мнение о причинах появления этой идеи: злые языки говорят, по покупательной способности мы возвращаемся в 90-е, значит, и торговля придет туда же.

Но зубную пасту обратно в тюбик не загонишь, и поможет ли возвращение ларьков, неизвестно. С 1990-х ситуация и технологии на рынке изменились. Wildberries отчиталась о росте оборота в январе на 80%, а «Почта России» установила в отделениях 50 тысяч терминалов для безналичной оплаты и обещает сократить время ожидания в отделениях до 10 минут.

Следующий этап – полностью бесчеловечная, то есть безлюдная торговля. Технологическая компания AiFi и швейцарский ритейлер Valora (2800 точек в Европе) объявили о запуске сети полностью автоматизированных магазинов. Первый должен открыться в Швейцарии в конце года.

Представляете счастье: никаких проблем с персоналом, его обучением и больничными, снижение расходов... Правда, если заглянуть в будущее еще чуть дальше, возникает вопрос: кто будет делать покупки в безлюдных магазинах, тоже роботы?