Новые правила торговли – краткое содержание
2 марта Екатерина Лапидус, глава направления «Ритейл» международной юридической компании Heres Legal, провела вебинар для часовых компаний по изменениям в правилах розничной торговли. Здесь приведем основные моменты из ее рассказа, подробнее рекомендуем посмотреть запись на нашем канале www.youtube.com/TimeSellerTV
Рассказ Екатерины Лапидус был посвящен следующим темам:
- Новые правила онлайн-торговли (вступили в силу с 1 января 2021).
- Возврат товаров надлежащего качества при онлайн-торговле.
- Основные нарушения в сфере онлайн-торговли.
- Работа с персональными данными в сфере онлайн-торговли.
Напомним с 1 января этого года были отменены сразу 65 документов, относящихся к сфере торговли, и вместо них вступило в силу Постановление Правительства № 2463 «Об утверждении правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи…». Сегодня именно данное Постановление стало главным документом, регулирующим отношения в торговле, наряду с Законом о защите прав потребителя.
Большая часть нововведений регламентирует онлайн-торговлю, но есть и пункты, относящиеся к торговле обычной. Они касаются:
1. Особенностей продажи отдельных видов товаров. К данному разделу относятся в том числе ювелирные изделия, включая часы из драгоценных металлов, а также технически сложные товары бытового назначения. Продавать и возвращать дистанционно теперь можно и золото, и автомобили.
2. Фотографирования товаров покупателем. Теперь магазин не вправе запрещать фотографировать товар посетителем. Клиент однозначно может это сделать, даже если он не собирается приобретать товар. При этом владелец вправе определить места, не предназначенные для свободного доступа потребителей, в которых фотографировать запрещено. Например, это могут быть VIP-зона магазина, складские помещения или же пространства за витринами. Эти зоны должны быть указаны в «Правилах посещения магазина», - рекомендуем создать такой документ. Запретить фотографировать бирки с названием модели магазин не вправе.
3. Обязательных требований по информированию потребителя о товаре и своих правах. Новые правила продажи товаров должны доводиться до сведения потребителей. Самый простой способ – это распечатать копию Постановления №2463 и повесить ее в уголке потребителя.
Технически сложные товары должны сопровождаться краткими аннотациями с основными техническими характеристиками, бирочки с ценой теперь недостаточно.
4. Учета, хранения и обращения драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий. В данном пункте прописаны требования к ярлыкам и требования к размещению в торговом зале необходимой информации о регулировании учета хранения и обращения изделий из драгоценных материалов.
Гораздо больше изменений в области торговли дистанционной. Новые правила устанавливают правила возврата и обмена, реагирования на претензии, доставки товара. Из наиболее важного:
- законодательно закреплен факт, что оферта носит публичный характер;
- введено обязательное подтверждение продавцом заключения договора на условиях оферты, с указанием номера заказа или иного способа его идентификации;
- изменена формулировка моментов заключения договора и возникновения обязательства продавца по передаче товара;
- введено понятие «электронного кассового и товарного чека»;
- урегулированы вопросы, связанные с обменом и возвратом товаров;
- закреплено обязательство ответа продавца на претензии потребителей;
- напрямую закреплена возможность передачи товара любому лицу при доставке по адресу проживания покупателя (супругу, детям). Впрочем, в правилах работы вашего магазина можно прописать невозможность исполнения данного пункта.
- установлено, что новый срок повторной доставки устанавливается продавцом.
- четко закреплено, что расходы при возврате товаров ненадлежащего качества ложатся на плечи продавца;
Проблемными стали следующие зоны:
Реакция продавца на претензии потребителей. Если раньше магазин мог проигнорировать обращение покупателя, теперь он обязан реагировать на каждый чих. Чтобы минимизировать риски, необходимо прописать в документах способ предъявления претензий.
Возврат товара надлежащего качества. Покупатель вправе вернуть часы, приобретенные дистанционно (в т.ч. из драгметаллов), в течение 7 дней, а если вы не предоставили в письменном виде информацию о сроках возврата – в течение 90 дней. Очевидно, что возможны злоупотребления со стороны покупателей: подмена товара, возврат ношенных часов и т.д.
При этом отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Но если на часах, которые покупались, например, в подарок, содержится именная гравировка, то они возврату уже не подлежат. Также нельзя вернуть часы, созданные по индивидуальному заказу.
Вернуть деньги продавец обязан в течение 10 дней. В ваших документах необходимо указать, за чей счет производится доставка возвращаемого товара.
Часть выступления Екатерины Лапидус была посвящена нарушениям в сфере онлайн-торговли. Одним из наиболее частых являются нарушения в сфере обработки и хранения персональных данных. 24 февраля 2021 года был принят Федеральный закон, в котором прописаны значительно увеличенные санкции и штрафы за подобные нарушения. Данные поправки вступят в силу уже 27 марта. С учетом возрастающих штрафов рекомендуется провести аудит обработки персональных данных.
Подведем итоги. В связи с новыми правилами, каждая компания должна проделать несколько действий:
- Составить правила фотосъемки (где можно и нельзя снимать).
- Наладить отправку писем о подтверждении заказа (если такого не сделано ранее).
- Откорректировать правила доставки товара.
- Разработать и опубликовать на сайте "Политику обработки персональных данных" (а заодно обеспечить их хранение в России).
- Опубликовать правила предъявления претензий покупателями.
Посмотреть полную запись вебинара можно на нашем канале www.youtube.com/TimeSellerTV.
Юридическим вопросам будет посвящена одна из сессий на Russian Watch Week – онлайн выставке-конференции, которая пройдет с 12 по 16 апреля. Не откладывайте, регистрируйтесь уже сейчас: