Во время презентации Omega Co-Axial в Москве президент компании Omega Стивен Уркхарт и изобретатель коаксиального хода доктор Джордж Дэниэлс дали интервью журналу Часовой бизнес».
Выпуском часов с ходом Co-Axial Omega позиционирует себя в качестве компании-новатора, производителя нестандартных механических часов. Будет ли Omega двигаться в сторону создания сложных механических часов?
С.У. Новаторство и техническая сложность ─ не одно и тоже. Многие делают репетиры, турбийоны, сложные календари. Наша задача была сделать что-то новое. Основным направлением движения будет, скорее, внесение изменений в спуск Co-Axial, его улучшение и стандартизация.
Когда готовые модели часов показали Дэниэлсу, они ему понравились, за исключением того, что на них написано «Chronometer» и не написано «Co-Axial». Потому что Co-Axial стоит по уровню технологий намного выше, чем традиционные хронометры, и обеспечивает гораздо более высокие показатели. Это уже другой стандарт, и под одну гребенку с хронометрами его причесывать нельзя. Мы хотим ввести новый уровень в понимании механических часов, и стремимся попасть на этот, следующий уровень.
Будут ли другие фирмы выпускать часы с таким ходом?
С.У. Omega согласилась приложить определенные усилия для того, чтобы наладить серийное производство часов с коаксиальным ходом, и пока имеет эксклюзивные права на его использование. Но, как любое другое изобретение, через некоторое время оно станет доступным для всеобщего использования. Мне трудно сказать, что будут делать другие марки, но, принимая во внимание те сложности, с которыми мы столкнулись и которые удалось преодолеть благодаря мощи Swatch Group в целом, маловероятно, что кто-то другой решится на такой шаг в ближайшем будущем.
Планирует ли Omega отказаться от выпуска часов с обычным ходом?
С.У. С того момента, как наши мощности будут это позволять, все механические часы Omega будут коаксиальными. Этот ход поднимет марку Omega еще на одну ступеньку выше.
На воплощение идеи в жизнь ушло несколько лет. В чем заключались трудности?
С.У. Причин задержек несколько. Мы решили сделать сначала ограниченную серию, тестовую ─ 3000 штук часов в золотых корпусах, чтобы посмотреть, какие нужно будет внести изменения. В целом мы остались довольны первой серией. Она позволила нам улучшить новый калибр: механизм был увеличен на 0,1 мм и немного изменены углы палет. Прежде чем выпустить эти модели на рынок, их в течение 9 месяцев тестировали внутри компании.
Какие рынки вы считаете основными для новых моделей?
С.У. Мы рассчитываем, что они везде будут пользоваться большой популярностью. И, прежде всего, в тех странах, где традиционно популярны механические часы: Италии, Германии, Франции, а также России. Мы связываем большие надежды с российским рынком, особенно по механическим часам. Важно отметить также азиатский рынок, который сейчас изменился и где много знатоков и любителей механических часов.
Omega планирует изменить подход к представлению своих часов в магазинах. В чем будет заключаться изменение?
С.У. Если говорить в мировом масштабе, то примерно половина магазинов, в которых продается Omega, не соответствует уровню нашей марки. Магазины во Франции, в США никуда не годятся: цыплята-гриль, гамбургеры, Omega – все вместе. Мы хотим сделать дистрибьюцию более избирательной, уменьшить количество магазинов и улучшить их качество. Но в России, в Москве уже сегодня все в порядке.
Как к вам пришла идея нового хода?
Д.Д. Механические часы в определенный момент стали вытесняться кварцевыми. Основным и единственным элементом, который в механических часах требовал улучшений, являлся ход, и я занялся этой проблемой. Первый прототип спуска Co-Axial был создан в 1975 году. У меня до сих пор есть часы Omega, в которые я поставил этот спуск. В 1982-м был получен патент на изобретение. Прошло 25 лет изменений и улучшений, в результате которых появился тот ход, который мы имеем сейчас. Все эти годы я пытался убедить руководителей часовых компаний использовать новый спуск в часах, но, к сожалению, безуспешно. До тех пор, пока президент Swatch Group мистер Хайек не принял решение инвестировать средства в развитие этого механизма специально для часов Omega. Я хотел бы выразить свое признательность марке Omega за участие в доработке изобретения.
Каким компаниям, кроме Omega, вы предлагали сделать часы с новым ходом?
Д.Д. Некоторым…
Это были компании, выпускающие сложные часы или массовую продукцию?
Д.Д. Производители стандартных часов. Нет смысла компаниям, делающим что-то эксклюзивное, предлагать вещь, которую необходимо сделать доступной для всех.
То, что новый ход изобрел именно англичанин, мне кажется символичным. Ведь Англия когда-то была великой часовой державой. Может ли эта слава вернуться к вашей стране вновь?
Д.Д. Нет.Англия никогда не будет великой часовой державой. Традиции английского часового дела связаны с индивидуальной ручной работой. Современная промышленность ориентирована на индустриальные методы производства: чтобы сделать одни часы или тысячу требуются примерно одинаковые трудозатраты. В Англии нет часовой промышленности, фабрик, скорее ─ часовое искусство. К тому же англичане не пойдут работать на часовые фабрики. Они с удовольствием будут делать что-то вручную, но в жестком режиме на станке работать не станут. Часовой промышленности в Англии нет и не будет.
Как вы пришли в часовое дело? Ваши родители были как-то связаны с часами?
Д.Д. Мои родители никогда не были связаны с часами. Первые свои часы я открыл, когда мне было 5 лет. Увиденное там заворожило меня. Я никогда в жизни нигде не учился часовому делу специально. Но, будучи еще ребенком, я выбрал себе дело и остался верен ему навсегда.
С чего начиналась ваша работа как часовщика?
Д.Д. Когда мне было 22 года, я вернулся из армии и начал зарабатывать на жизнь ремонтом часов.Проработав 10 лет, занялся реставрацией старинных часов. И уже после этого пришел к изготовлению собственных.
Вы коллекционируете часы. Какую модель из вашей коллекции вы считаете наиболее ценной?
Д.Д. Да, у меня дома большая коллекция. Трудно сказать, какая модель самая лучшая, т.к. каждая из них несет в себе часть личности их создателя. Но больше всего, пожалуй, я люблю часы, которые внесли какой-то вклад в английское часовое искусство, в его величие. И самой интересной для меня моделью можно назвать часы, сделанные Томасом Маджем и Арвидом Хорвудом.
Чем они примечательны?
Д.Д. Это простые карманные часы, в них нет каких-либо сложных функций. Но их создал Томас Мадж ─ изобретатель анкерного хода. Каждый часовой мастер имеет свой собственный, индивидуальный стиль. Часы Томаса Маджа замечательны, элегантны. Карманные часы намного более интересны, чем наручные. В наручных все скрыто, все очень компактно, очень мало места для механизма. В карманных все по-другому. Красота больших карманных часов ни с чем не сравнима.
Какое событие и какое изобретение, на ваш взгляд, можно считать наиболее важными в часовом деле за последние 10-20 лет?
Д.Д. Последними значительными новшествами в часовом деле были наручные часы с автоподзаводом и материалы для спирали, но эти изобретения были сделаны очень давно. Надеюсь, что коаксиальный ход станет таковым по вкладу, который он может внести в развитие часового дела.
Ваш идеал механических часов. Какими функциями, какими свойствами они должны обладать?
Д.Д. Для повседневного пользования это должны быть просто часы с автоподзаводом и спуском Co-Axial. Возможно, с календарем.
Какими, по вашему мнению, будут часы 2100 года?
Д.Д. Если говорить о механических часах, то это будут абсолютно те же часы, что и сейчас. Изменять и доделывать в них, по сути дела, нечего.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №3-2001
Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Omega 1-2006 Джордж Дэниэлс