Исторический центр Антверпена может скоро лишиться своего главного колорита: оттуда исчезнут торговцы бриллиантами. Как известно, большинство крупных сделок в этом городе по-прежнему заключаются на улице или в кафе и зачастую не сопровождаются официальными документами. Ведь круг торговцев алмазами очень узок и в нем практически все друг друга знают.
Гуляя по старому городу Антверпена легко увидеть сцену, где хасидский торговец в пейсах и шляпе передает пакетик с блестящим содержимым коллеге прямо посреди улицы, а в соседнем кафе двое мужчин что-то оживленно обсуждают, при этом на столе между чашками кофе рассыпана горсть бриллиантов. Но в последнее время камни в Антверпене, да и сами торговцы попадаются на глаза все реже и реже: многие уходят в подполье или покидают город. Торговля практически парализована.
За прошедшие 18 месяцев полицейские регулярно совершали набег на очередной офис торговой компании, изымая всю документацию, деньги и камни, по обвинению в уклонении от налогов. Кроме того, торговцев обвиняют в отмывании денег и даже в пособничестве терроризму. Один торговец даже скончался от сердечного приступа во время обыска у него дома в прошлом декабре. Естественно, действия полиции вызывают бурю возмущения в среде алмазных дилеров.
Конечно, рынок настолько огромен, что на первый взгляд кажется, будто полицейские рейды не причинили ему существенного вреда: обыски были проведены в 20 компаниях, в то время как в городе их зарегистрировано более 2000. Однако власти выбрали самые влиятельные: во время проведенных рейдов было захвачено ценностей на десятки миллионов долларов (естественно, точные суммы не разглашаются).
В результате импорт необработанных и сырьевых алмазов в Антверпен к апрелю этого года упал на 20%. Поставщики просто боятся привозить свои камни в Бельгию. Последней каплей стал недавний арест владельца торговой компании Monstrey, по обвинению в отмывании денег. Офис Monstrey тут же был закрыт, а вся документация вывезена, однако полицейским удалось изъять алмазы, принадлежащие как минимум 15 поставщикам компании. Теперь многие поставщики необработанных камней предпочитают продавать их компаниям, расположенным в более дружелюбных Дубае, Индии и Израиле.
За этими действиями антверпенские торговцы видят руку всемогущей De Beers, контролирующей 50% мирового рынка сырьевых и необработанных алмазов. Компания уже пригрозила прервать поставки на антверпенский рынок, поскольку местные торговцы перестали заслуживать доверия. Действительно, алмазный рынок совершенно непрозрачный и проследить движения денег в нем трудно, а De Beers легче контролировать более молодые и не такие закрытые сообщества.
"Хотя сегодня очень много компаний, занимающихся огранкой и полировкой камней, перемещаются в места с дешевой рабочей силой, например, в Китай или Индию, все равно Антверпен остается крупнейшей торговой площадкой торговли алмазами, через этот город проходит около 80% всех продуктов алмазодобычи, - говорит бельгиец Коэн Сметс, чей бизнес как раз и строится на закупке алмазов, которые он потом отсылает на фабрику в Китай и перепродает уже как бриллианты. – Если в город перестанут импортироваться необработанные камни, Антверпен умрет".
Действительно, город уже давно перестал быть производственным центром и превратился в посреднический торговый пункт между поставщиками и ювелирами. Поэтому полицейские рейды ударили по его самому уязвимому месту, уничтожив уверенность в безопасности и конфиденциальности торговли.
Конечно, антверпенские торговцы не собираются так просто сдаваться: противостоянии полиции объединило таких яростных противников как евреи и индусы. Но надолго ли?
"Ортодоксальные евреи веками были доминирующей общиной среди торговцев алмазами в Антверпене, - говорит торговец Зив Кноль. – Но в последние годы активные индусы вытеснили нас на вторые позиции. А теперь мы все в одной лодке. Сейчас мы помогаем друг другу, но если преследования будут продолжаться, исчезнет и сам предмет спора. Мои друзья уже перевели бизнес в Дубаи и Телль-Авив и очень довольны. Если ситуация не изменится, я последую их примеру".
А рынок в Антверпене, по мысли представителей городского Алмазного совета, поделят между собой несколько крупных компаний, среди которых De Beers станет практически монополистом. Конечно, сами по себе алмазы никуда не денутся, однако старым торговым схемам и, соответственно, гибкой ценовой политике наступит конец.
Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна