НИЧЕГО ЛИШНЕГО
Микеланджело говорил, что скульптура уже заключена в куске камня – надо просто отсечь все лишнее. С драгоценными камнями поступают так же: их красоту усиливают при помощи огранки, убирая ненужное и подчеркивая главное
Микеланджело говорил, что скульптура уже заключена в куске камня – надо просто отсечь все лишнее. С драгоценными камнями поступают так же: их красоту усиливают при помощи огранки, убирая ненужное и подчеркивая главное
Микеланджело говорил, что скульптура уже заключена в куске камня – надо просто отсечь все лишнее. С драгоценными камнями поступают так же: их красоту усиливают при помощи огранки, убирая ненужное и подчеркивая главное.
За последние годы мы настолько привыкли к ограненным драгоценным камням, что путаницу в терминах допускают даже хорошо образованные люди. В прошлом номере журнала мы рассказывали об алмазах. Это название природного драгоценного камня – такое же, как названия «изумруд», «рубин» и так далее. Бриллиантовая огранка – это технология, самая известная, но не единственная. Так что не каждый ограненный алмаз – это бриллиант.
Чтобы разобраться, отчего возникает путаница, придется обратиться к истории. Природные драгоценные камни, как правило, выглядят не слишком красиво, и в древности их ценили за прочность и цвет. Блеск и игра, которые создаются за счет преломления света внутри камня, в натуральных самородках заметны редко, поскольку они не обладают ярко выраженными гранями, которые и направляют световые лучи. В древности камни не гранили, их просто шлифовали, чтобы подчеркнуть цвет. Технологии обработки были далеки от нынешних, многое просто не умели делать. Самый старый из известных способов обработки драгоценных камней – «кабошон» (от латинского cabo – голова). По этой технологии камень разрезают и полируют, чтобы он приобрел круглую поверхность и выпуклую, простую или выпукло-вогнутую форму. Считалось, что обработанный подобным образом камень усиливает зрение. Самым знаменитым владельцем ограненного кабошоном камня был император Нерон – он, по утверждениям историков, страдал близорукостью и наблюдал за спортивными соревнованиями через изумруд-кабошон.
Chanel J12 Vendome
Обработка камней кабошоном встречается и сейчас, особенно когда речь идет о минерале, в котором главным является именно цвет или какие- то включения. Называть такую технологию огранкой не совсем правильно, поскольку как раз грани камня здесь отсутствуют.
Когда говорят об огранке, вспоминают в первую очередь обработку алмазов, хотя это не совсем верно – именно этот камень очень долго не поддавался обработке из-за чрезвычайно высокой твердости. На протяжении веков единственное, что умели делать мастера- ювелиры – шлифовать естественные грани алмаза. При такой обработке блеск возникал, но он был хаотичным. Симметричная обработка камней появилась примерно в XVI веке и была связана с разработкой технологии, которая применяется и сейчас: алмаз шлифуют при помощи его же собственной крошки, нанесенной на вращающийся подобно гончарному кругу металлический диск. Благодаря этому стало возможно делать фасетную обработку, то есть весь камень обрабатывается в виде плоских граней.
Graff MasterGraff Skeleton
Самые старые формы такой огранки – ступенчатые, для них характерна многоугольная плоская верхняя часть, фасеты расположены друг над другом. Огранка таблицей довольно проста, верхнюю часть делают очень плоской для зрительного увеличения площадки- «таблицы». Чаще всего камни, ограненные этим способом, применяют для печаток, так как плоская поверхность позволяет наносить гравировку.
Изобретение огранки розой приписывают жившему в XVI веке кардиналу Мазарини – это полусфера с плоской базой, на которую нанесены 24 правильно расположенные треугольные грани. Существует несколько видов такой огранки: голландская роза, антверпенская роза, полуголландская роза и так далее, но внешне все они похожи друг на друга.
Виды Огранки
Вообще, вариантов огранки достаточно много, и чтобы разбираться в них хорошо, надо стать профессионалом. Человеку, который сталкивается с драгоценными камнями только при случае, например продает часы, украшенные ими, достаточно иметь представление об основных видах.
Ювелиры любят создавать легенды о своем ремесле, придумывая мистические обоснования используемых технологий, но причина появления необходимых форм чаще всего проста. Природные камни редки, минералы правильной формы встречаются еще реже, а продавать изделия надо: вот и гранят самородки необычными формами, повышая цену. Кроме ювелиров, пользу от фантазийных форм огранки получают производители товаров, которые украшаются драгоценностями, тех же часов. Камни прямоугольной, треугольной и прочих форм можно красиво располагать на изделии, а стоят они дешевле, чем обработанные самым знаменитым способом – бриллиантовой огранкой.
DeLaneau Dome Rectangle 1608
Бриллиантовая огранка появилась на свет опытным путем, в результате проб и ошибок. Цель обработки камней – добиться, чтобы свет не проходил через камень насквозь, а преломлялся в гранях и разбивался на части спектра, создавая ту самую многоцветную игру, за которую так ценят именно алмазы. Именно при бриллиантовой огранке эта цель достигается в максимальной степени. Фактически бриллиант получается путем спиливания углов у камней более простой огранки таблицей. Считается, что впервые так обработали алмазы в XVII веке, но только в начале XX столетия Марсель Толковский математически обосновал то, что до него рождалось на практике. При полной бриллиантовой огранке на лицевую сторону (корону), на которой расположена площадка, наносятся три пояса граней таким образом, чтобы на лицевой стороне, вместе с площадкой, располагалось 33 грани. На тыльной стороне (павильоне) находятся 24 грани. Таким образом, полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. Впрочем, с целью сохранить как можно больше массы камня разработали и разновидности бриллиантовой огранки – овал, грушу, маркиз и так далее.
Бриллиантовая Огранка
Способ огранки и форма обязательно указывается в документах, которые сопровождают драгоценность. В случае с единичными камнями это сертификат, в случае с готовым изделием – ярлычок. Чаще всего встречается круглая огранка, тогда пишут Бр. Кр. Другие виды огранки шифруются иначе, например, СЕ-57 (сердце в 57 граней), Г-56 (груша в 56 граней), М-55 (маркиз в 55 граней), ОВ-57 (овал в 57 граней), П-73 (принцесса в 73 грани), И-65 (изумруд в 65 граней) и так далее. Иногда в этот пункт добавляется информация о качестве огранки: буквой А обозначают самое высокое качество огранки, Б, В, Г – более низкое качество огранки (в порядке убывания). Цифры после шифра огранки обозначают количество граней: 57 – бриллиант имеет 57 граней. Круглый камень может иметь и 33 и 17 граней, а у фантазийных и авторских огранок количество фасет может быть иное – 81, 77, 69 и так далее.
Backes & Strauss
Поговорив об истории и видах огранки, попробуем разобраться с терминологией. В бриллианте принято различать:
• Рундист – это край или оконечность камня, которая образует его периметр. Это та оконечность, где смыкаются верхняя и нижняя части камня, то есть, по сути, своего рода разделительная линия. Именно здесь обычно фиксируется оправа.
• Корона – это верхняя часть камня, находящаяся над рундистом.
• Павильон – это нижняя часть камня, иначе говоря, та часть камня, которая находится ниже рундиста вплоть до его нижней точки.
• Калетта – это самая нижняя точка камня.
В прошлом номере журнала мы уже писали, что ценообразование в случае с драгоценными камнями не подчиняется логике и рыночным законам – это весьма субъективный процесс. Если на алмазное сырье еще бывают оптовые цены, то обработанный, в частности ограненный, камень практически всегда оценивается индивидуально. И здесь возникает главное противоречие оценки ювелирных камней – борьба красоты и физических показателей.
Обработка неизбежно уменьшает массу камня, иногда в разы. Так, из само го большого в мире алмаза «Кулиннан» («Звезда Африки») массой 3106 карат в результате получилось 2 очень крупных монолитных блока, 7 средних бриллиантов, 96 мелких чистейшей воды голубовато-белого цвета, и один кусок в 69,5 карата оставили необработанным. Общая масса изготовленных бриллиантов составила 1063,65 карата, что почти в три раза меньше первоначальной. Сейчас качеству обработки придается все большее значение, и камень, который лучше огранен, может стоить дороже аналога большей массы, но худшего качества обработки.
Размер и масса обработанного камня также не всегда линейно взаимосвязаны. Круглый камень, обработанный по лучшей технологии, при одинаковом видимом размере может весить меньше, чем аналог, хуже исполненный – но выглядит он красивее и, соответственно, стоит дороже.
Piaget Limelight Garden Party
Наконец, необычные формы обработки, о которых говорилось выше, сильно снижают розничную цену. Бриллиантовая огранка признана идеальной для прозрачных камней, в частности алмазов, поэтому ее признают за эталон. Самоцвет большего размера и веса, ограненный другим способом, будет стоит дешевле бриллианта.
Кстати, для ценителей имеет значение и место, где был огранен камень. Центры обработки отнюдь не совпадают с местами добычи – так, например, наша страна является одним из крупнейших в мире источников природных алмазов, но репутация у российской огранки средняя. Традиционно ценятся камни, обработанные в Израиле и бельгийском Антверпене, а вот огранка, произведенная в Азии (например, в Индии), ценится низко.
Но в случае с изделиями, которые украшены драгоценностями, субъективные факторы часто играют положительную роль. Так, за цену среднего бриллианта можно купить изделие, покрытое камнями другой огранки, но их будет гораздо больше. Ювелиры не зря веками оттачивали не только технологии, но и методы торговли – при наличии определенных навыков и некотором знании предмета можно продать почти любой камень. И вы никого не обманете, сказав, что он уникален – иначе не бывает.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2011
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна