Наш журнал регулярно публикует информацию о часовых рынках некоторых стран. В этом и следующем номерах мы попытаемся дать сводную информацию по мировому рынку часов в целом и особенностям часовой промышленности в отдельных странах.
Часовая промышленность относится к высокотехнологичным отраслям и есть далеко не во всех странах мира. Часовые предприятия не могут функционировать изолировано, для их успешной работы необходимо наличие хорошо развитых смежных производств: металлургии, станкостроения, химии, электроники, точной механики. Существование собственного часового производства говорит о высоком уровне развития экономики государства в целом.
На мировом рынке существует несколько центров часовой промышленности. Традиционно таковыми являются Европа (прежде всего Швейцария, Франция, Англия и Германия), и Юго-Восточная Азия (Япония, Гонконг, Китай и другие). Как правило, каждая страна в рамках сложившегося в мире разделения труда имеет собственную специализацию: в одних расположены штаб-квартиры фирм-производителей всемирно известных часовых марок, в друг их сосредоточено масс овое производство недорогих часов и комплектующих.
2+2=5
Точных официальных данных о мировом рынке часов не существует. Основными источниками сведений являются различные национальные организации часовщиков. Однако их информация часто носит отрывочный или оценочный характер. И если данные о часовом производстве в своей стране или экспорте недалеки от ист ины, то попытки оценивать рынок в целом дают весьма противоречивые результаты.
Одна из основных сложностей в оценке часовой отрасли состоит в различных методиках отчетности. Данные о производстве готовых часов часто объединены с данными о производстве механизмов. Некоторые страны производят механизмы и часы сами, наряду с этим импортируют большое количество механизмов, часть которых устанавливается в часы, а часть — реэкспортируется. В таких ситуациях простым арифметическими сложением-вычитанием невозможно получить точное представление о состоянии дел в отрасли.
Проблемой является также определение страны происхождения готовых часов. В рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО) образовалось два лагеря с различными подходами к этой проблеме:
• Гонконг, США и Канада поддерживают идею, что страна происхождения часов должна определяться по месту изготовления их наиболее важной их части — механизма.
• Швейцария и Япония придерживаются иной точки зрения - окончательная сборка и последующее тестирование готовой продукции должны определять место происхождения часов.
Эти две позиции ярко отражают конфликт коммерческих интересов стран, специализирующихся на производстве механизмов и стран, где преобладает окончательная сборка часов из импортных комплектующих. Сложности также создает раст ущая интернационализация производства. Сегодня многие компании размещают свои фабрики не в стране нахождения штаб-квартиры, а там, где дешевле рабочая сила и меньше налоги. И иногда складывается ситуация, когда, например, данные о количестве часов, произведенных на территории Японии, оказываются смешанными с данными о производстве часов разбросанными по всему миру предп риятиями, принадлежащими японским компаниям. В связи с вышесказанным мы приводим в этой статье данные сразу из нескольких источников. Это позволит читателю самому составить представление о мировом рынке.
Мировой рынок наручных часов
Взгляд Японской Ассоциации Часовых Производителей (JCWA) на мировое производство наручных часов в целом приведен в таблице 1. При фактически неизменном общем уровне выпуска, в ней явно просматривается тенденция к сокращению производства механических часов и преобладание кварцевых аналоговых. Причем, если еще в 1997 году доля механики составляла почти 4%, то к 2001 она сократилась более чем в 2 раза.
Швейцарская часовая федерация также считает, что мировой экспорт готовых наручных часов в 2001 году переживал незначительный спад. Особенно сильно он был заметен в Японии и Гонтонге. Итотовые цифры экспорта готовых часов из крупнейших стран-производителей представлены в таблице 2. Для сравнения добавим собственные данные по нашей стране: в 2001 году российские часовщики выпустили более 5 миллионов штук часов на общую сумму около 47 миллионов долларов. А так как почт и все выпускаемые у нас часы — механические (около 4,7 миллиона штук), то в России выпускаются каждые четвертые механические часы в мире.
При попытке сравнить данные, предоставляемые часовыми ассоциациями различных стран, начинают возникать противоречия. В таблице 2 бросается в глаза крайне маленькая доля Гонконга в мировом производстве часов и полное отсутствие в списке лидеров Китая. Но если мы обратимся к аналогичной таблице, но опубликованной уже консульством по разв итию торг овли Гонк онга (таблица 3), то состав лидеров перед нами предстанет несколько иной. Данные по Швейцарии и Германии похожи на приведенные в таблице 2. Однако на второе место по выручке выходит Гонконг, третье и четвертое занимают материковый Китай и Сингапур. Япония, Великобритания и Франция из "топ-5" исчезают совсем. К тому же, если сложить данные о количестве произведенных часов только в двух странах — Гонконге и Китае (1 миллион 679 тысяч штук), то сумма превысит общемировое производство часов, приведенное японцами (1 миллион 270 тысяч штук). Возможные причины этих несоответствий обсуждались ранее.
В целом ситуация на рынке в последнее время характеризуется некоторым снижением количества выпускаемых часов и движением основных производителей в направлении более дорогого сегмента рынка. В первую очередь это касается Швейцарии, но также верно для Японии, Гонконга и друг их основных игроков.
Как уже говорилось, каждая страна имеет свою специализацию. Так, Швейцария — производитель наиболее дорогих часов, Китай — наиболее массовых и дешевых. По данным Швейцарской Федерации Часовой Промышленности (диаграмма 1), средняя цена швейцарских часов находится далеко впереди конкурентов и продолжает быстро расти. С 2000 до 2001 года она выросла с 312 до 367 швейцарских франков (около 245 долларов). Средняя цена по всем остальным странам составляет 63 франка (около 40 долларов).
Большие часы -маленькие цифры
Рынок «больших» часов (напольных, настенных, настольных, будильников — тех, что по-английски называют clocks) гораздо меньше рынка их наручных собратьев. Причем это касается и количества выпускаемых часов, и их стоимости. Примечательно, что средняя цена крупных часов во мното раз ниже цены часов наручных. И без тото небольшой рынок непрерывно сжимается. По данным Японской Ассоциации Часовых Производителей, мировое производство «больших» часов сокращается из года в год. Причем только с 1997 года это сокращение составило более 20%.
Из таблицы 4 видно, что в производстве "больших" часов пальма первенства принадлежит азиатским часовщикам, которые специализируются на выпуске дешевой продукции и лидируют по показателям количества и стоимости. Компании из Германии и США работают в сегменте более дорогих товаров. Также, как и в случае с наручными часами, здесь мы можем наблюдать расхождение в данных, публикуемых ассоциациями из разных стран (посмотрите на количество выпускаемых часов на диаграмме 2 и в таблице 4). Теперь немного подробнее рассмотрим особенности крупнейших игроков мирового рынка часов.
Часовая промышленность Швейцарии
Вопреки распространенному мнению, родиной часов является вовсе не Швейцария. История швейцарской часовой промышленности насчитывает около 250 лет, в то время как традиции часового дела в Англии и Франции на несколько веков старше. За два с половиной столетия своего существования часовая промышленность Швейцарии знала немало подъемов и спадов. Самый грандиозный из них произошел около 30 лет назад, когда на перв ые роли вышли японские компании с кварцевыми часами.
Однако, вопреки предсказаниям о скорой гибели, промышленность смогла восстановиться и после ряда структурных преобразований вот уже в течение ряда лет бьет собственные рекорды по объему экспорта (с 4.3 млрд. швейцарских франков в 1986г. до 10.6 млрд. в 2001г.). Сегодня Швейпор (39500 в 2001). В то же время число компаний уменьшилось с 1600 в 1970 до порядка 650 в настоящее время. Среднее число работников на предприятии оставалось практически неизменным с 1970 г. (менее 60 человек). Основу часовой промышленности составляют небольшие предприятия со штатом менее 100 человек, занимающиеся каким-либо одним видом деятельности: выпуск нескольких наименований комплектующих, выполнение операций по цария является ведущей час овой державой мира, а часовая промышленность для нее является третьей по значимости отраслью экономики. В 70-х и в начале 80-х годов технологические изменения (в том числе появление кварцевых механизмов) и сложная экономическая ситуация привели к кризису в часовой промышленности. Количество работающих в отрасли сократилось с 90000 в 1970 до 30000 в 1984г. и остается относительно стабильным с тех пор.
Деятельность Японии
Если швейцарские компании крепко держатся за маркировку SwissMade, и настаивают на том, что «правильными» являются только часы, собранные на территории Швейцарии из швейцарских же комплектующих, у их основных конкурентов — японцев — подход несколько иной. Часов с маркировкой «MadeinJapan», т.е. собранных именно на территории Японии, выпускается мало. Особенностью японской часовой промышленности является активное размещение производств комплектующих и готовых часов за пределами страны. При этом японские компании осуществляют строгий контроль за соблюдением технологий и качеством готовой продукции. Производители гарантируют качество часов вне зависимости от места, где они произведены. На этом основании компании включают в статистику своих продаж всю продукцию, изготовленную под данной маркой. Подобная разница в подходах является одной из причин отсутствия точных данных о мировом производстве часов.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 5-2002
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: стратегии компаний 5-2002