Неизвестный рынок

<font color="#808080" face="Verdana">Особенности национальных часпромов</font> ЧасыСводная информация по мировому рынку в целом и особенностям часовой промышленности в отдельных странах.
Наш журнал регулярно публикует информацию о часовых рынках некоторых стран. В этом и следующем номерах мы попытаемся дать свод­ную информацию по мировому рынку часов в целом и особенностям часовой промышленнос­ти в отдельных странах.
Часовая промышленность отно­сится к высокотехнологичным отраслям и есть далеко не во всех странах мира. Часовые предприятия не могут функционировать изолировано, для их успешной работы необходимо наличие хорошо развитых смежных про­изводств: металлургии, станкостроения, химии, электроники, точной механики. Существование собственного часового производства говорит о высоком уровне развития экономики государства в целом.
Часы 
На мировом рынке существует несколько центров часовой промыш­ленности. Традиционно таковыми являются Европа (прежде всего Швей­цария, Франция, Англия и Германия), и Юго-Восточная Азия (Япония, Гон­конг, Китай и другие). Как правило, каждая страна в рамках сложившего­ся в мире разделения труда имеет собственную специализацию: в одних расположены штаб-квартиры фирм-производителей всемирно известных часовых марок, в друг их сосредото­чено масс овое производство недоро­гих часов и комплектующих.
2+2=5
Точных официальных данных о миро­вом рынке часов не существует. Основ­ными источниками сведений являются различные национальные организации часовщиков. Однако их информация часто носит отрывочный или оценочный характер. И если данные о часовом про­изводстве в своей стране или экспорте недалеки от ист ины, то попытки оцени­вать рынок в целом дают весьма проти­воречивые результаты.
 
Одна из основных сложностей в оценке часовой отрасли состоит в раз­личных методиках отчетности. Данные о производстве готовых часов часто объединены с данными о производстве механизмов. Некоторые страны произ­водят механизмы и часы сами, наряду с этим импортируют большое количество механизмов, часть которых устанавлива­ется в часы, а часть — реэкспортируется. В таких ситуациях простым арифметиче­скими сложением-вычитанием невоз­можно получить точное представление о состоянии дел в отрасли.
Проблемой является также опреде­ление страны происхождения готовых часов. В рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО) образовалось два лагеря с различными подходами к этой проблеме:
   Гонконг, США и Канада поддержи­вают идею, что страна происхождения часов должна определяться по месту изготовления их наиболее важной их части — механизма.
   Швейцария и Япония придержива­ются иной точки зрения - окончательная сборка и последующее тестирование готовой продукции должны определять место происхождения часов.
Эти две позиции ярко отражают кон­фликт коммерческих интересов стран, специализирующихся на производстве механизмов и стран, где преобладает окончательная сборка часов из импорт­ных комплектующих. Сложности также создает раст ущая интернационализация производства. Сегодня многие компании размещают свои фабрики не в стране нахождения штаб-квартиры, а там, где дешевле рабочая сила и меньше налоги. И ино­гда складывается ситуация, когда, например, данные о количестве часов, произведенных на территории Японии, оказываются смешанными с данными о производстве часов разбросанными по всему миру предп риятиями, принадле­жащими японским компаниям. В связи с вышесказанным мы приво­дим в этой статье данные сразу из нескольких источников. Это позволит читателю самому составить представле­ние о мировом рынке.
Таблицы
Мировой рынок наруч­ных часов
Взгляд Японской Ассоциации Часовых Производителей (JCWA) на мировое про­изводство наручных часов в целом приве­ден в таблице 1. При фактически неиз­менном общем уровне выпуска, в ней явно просматривается тенденция к сокра­щению производства механических часов и преобладание кварцевых аналоговых. Причем, если еще в 1997 году доля меха­ники составляла почти 4%, то к 2001 она сократилась более чем в 2 раза.
 
Швейцарская часовая федерация также считает, что мировой экспорт готовых наручных часов в 2001 году переживал незначительный спад. Осо­бенно сильно он был заметен в Японии и Гонтонге. Итотовые цифры экспорта готовых часов из крупнейших стран-про­изводителей представлены в таблице 2. Для сравнения добавим собственные данные по нашей стране: в 2001 году российские часовщики выпустили более 5 миллионов штук часов на общую сум­му около 47 миллионов долларов. А так как почт и все выпускаемые у нас часы — механические (около 4,7 миллиона штук), то в России выпускаются каждые четвертые механические часы в мире.
 
При попытке сравнить данные, пре­доставляемые часовыми ассоциациями различных стран, начинают возникать противоречия. В таблице 2 бросается в глаза крайне маленькая доля Гонконга в мировом производстве часов и полное отсутствие в списке лидеров Китая. Но если мы обратимся к аналогичной таб­лице, но опубликованной уже консуль­ством по разв итию торг овли Гонк онга (таблица 3), то состав лидеров перед нами предстанет несколько иной. Дан­ные по Швейцарии и Германии похожи на приведенные в таблице 2. Однако на второе место по выручке выходит Гон­конг, третье и четвертое занимают мате­риковый Китай и Сингапур. Япония, Великобритания и Франция из "топ-5" исчезают совсем. К тому же, если сло­жить данные о количестве произведен­ных часов только в двух странах — Гон­конге и Китае (1 миллион 679 тысяч штук), то сумма превысит общемировое производство часов, приведенное япон­цами (1 миллион 270 тысяч штук). Воз­можные причины этих несоответствий обсуждались ранее.
В целом ситуация на рынке в послед­нее время характеризуется некоторым снижением количества выпускаемых часов и движением основных произво­дителей в направлении более дорогого сегмента рынка. В первую очередь это касается Швейцарии, но также верно для Японии, Гонконга и друг их основ­ных игроков.
Как уже говорилось, каждая страна имеет свою специализацию. Так, Швейцария — производитель наиболее дорогих часов, Китай — наиболее мас­совых и дешевых. По данным Швей­царской Федерации Часовой Промыш­ленности (диаграмма 1), средняя цена швейцарских часов находится далеко впереди конкурентов и продолжает быстро расти. С 2000 до 2001 года она выросла с 312 до 367 швейцар­ских франков (около 245 долларов). Средняя цена по всем остальным странам составляет 63 франка (около 40 долларов).
Таблица, Диаграмма
 
Большие часы -маленькие цифры
Рынок «больших» часов (напольных, настенных, настольных, будильников — тех, что по-английски называют clocks) гораздо меньше рынка их наручных собратьев. Причем это касается и коли­чества выпускаемых часов, и их стоимос­ти. Примечательно, что средняя цена крупных часов во мното раз ниже цены часов наручных. И без тото небольшой рынок непре­рывно сжимается. По данным Японской Ассоциации Часовых Производителей, мировое производство «больших» часов сокращается из года в год. Причем толь­ко с 1997 года это сокращение состави­ло более 20%.
Из таблицы 4 видно, что в производ­стве "больших" часов пальма первенства принадлежит азиатским часовщикам, которые специализируются на выпуске дешевой продукции и лидируют по пока­зателям количества и стоимости. Компа­нии из Германии и США работают в сегменте более дорогих товаров. Также, как и в случае с наручными часами, здесь мы можем наблюдать рас­хождение в данных, публикуемых ассо­циациями из разных стран (посмотрите на количество выпускаемых часов на диаграмме 2 и в таблице 4). Теперь немного подробнее рассмот­рим особенности крупнейших игроков мирового рынка часов.
Часовая промышлен­ность Швейцарии
Вопреки распространенному мне­нию, родиной часов является вовсе не Швейцария. История швейцарской часовой промышленности насчитывает около 250 лет, в то время как традиции часового дела в Англии и Франции на несколько веков старше. За два с поло­виной столетия своего существования часовая промышленность Швейцарии знала немало подъемов и спадов. Самый грандиозный из них произошел около 30 лет назад, когда на перв ые роли вышли японские компании с квар­цевыми часами.
Доля Японии в мировом производстве
Однако, вопреки пред­сказаниям о скорой гибели, промыш­ленность смогла восстановиться и после ряда структурных преобразований вот уже в течение ряда лет бьет собствен­ные рекорды по объему экспорта (с 4.3 млрд. швейцарских франков в 1986г. до 10.6 млрд. в 2001г.). Сегодня Швей­пор (39500 в 2001). В то же время число компаний уменьшилось с 1600 в 1970 до порядка 650 в настоящее время. Среднее число работников на предприя­тии оставалось практически неизменным с 1970 г. (менее 60 человек). Основу часовой промышленности составляют небольшие предприятия со штатом менее 100 человек, занимающиеся каким-либо одним видом деятельности: выпуск нескольких наименований ком­плектующих, выполнение операций по цария является ведущей час овой дер­жавой мира, а часовая промышлен­ность для нее является третьей по значимости отраслью экономики. В 70-х и в начале 80-х годов техноло­гические изменения (в том числе появле­ние кварцевых механизмов) и сложная экономическая ситуация привели к кри­зису в часовой промышленности. Коли­чество работающих в отрасли сократи­лось с 90000 в 1970 до 30000 в 1984г. и остается относительно стабильным с тех пор.
 
Деятельность Японии
Если швейцарские компании креп­ко держатся за маркировку SwissMade, и настаивают на том, что «пра­вильными» являются только часы, собранные на территории Швейцарии из швейцарских же комплектующих, у их основных конкурентов — японцев — подход несколько иной. Часов с маркировкой «MadeinJapan», т.е. собранных именно на территории Японии, выпускается мало. Особенно­стью японской часовой промышленно­сти является активное размещение производств комплектующих и гото­вых часов за пределами страны. При этом японские компании осуществля­ют строгий контроль за соблюдением технологий и качеством готовой про­дукции. Производители гарантируют качество часов вне зависимости от места, где они произведены. На этом основании компании включают в ста­тистику своих продаж всю продук­цию, изготовленную под данной мар­кой. Подобная разница в подходах является одной из причин отсутствия точных данных о мировом производ­стве часов.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 5-2002

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний 5-2002