Настроение потребителей в России улучшилось

По данным компании GfK, индекс потребительских настроений в России, падавший с 2014 года, во втором квартале 2016-го, наконец, вырос. Настроение потребителей улучшилось и в городах, и в сельской местности, а в столице индекс вырос до 102 пунктов с февральских 62, восстановившись почти до докризисного уровня.

По данным компании GfK, индекс потребительских настроений в России, падавший с 2014 года, во втором квартале 2016-го, наконец, вырос. Настроение потребителей улучшилось и в городах, и в сельской местности, а в столице индекс вырос до 102 пунктов с февральских 62, восстановившись почти до докризисного уровня.

По сравнению с первым кварталом индекс настроений потребителей вырос на 11 пунктов, что позволило экспертам говорить о том, что началось постепенное  восстановление доходов. По данным Росстата в январе-мае 2016-го средние денежные доходы выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,3%. Впрочем, реальные располагаемые денежные доходы  (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), в январе-мае 2016г. снизились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,9%.

Так что рост настроения потребителей скорее можно связывать с тем, что сложившаяся экономическая ситуация стала привычной. Новые цены и снижение доходов затронуло уже все слои населения, в том числе, состоятельных россиян.  Так, по данным исследования Russian Wealth Report 2016 снижение дохода россиян с годовым бюджетом от 15 млн до 100 млн рублей составило в среднем 45%. Результаты исследования PwC «Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России?» показали, что кризис повлиял на 79% опрошенных, а 84% респондентов начали принимать меры в целях сокращения своих расходов. 36% участников опроса сказали, что они могут позволить себе «намного меньше» товаров и услуг, а 52% респондентов стали покупать меньше или начали покупать более дешевые товары и продукты.

Потребители были вынуждены изменить свою стратегию покупок. В первую очередь, ритейлеры всех мастей отмечают, что покупатель теперь жаждет скидок и акций. Согласно исследованию Nielsen Promo Pressure, в первом квартале 2016 года 46% продаж проходило через промоакции.

Вторая тенденция – переход на более дешевые товары. Об этом свидетельствует и данные компании Nielsen, согласно которым за период с апреля 2015-го по март 2016 года продажи собственных торговых марок сетей (то есть товаров без бренда) увеличились на 11% в натуральном выражении и на 27% — в денежном.

Еще одна особенность нового поведения – исследования динамики среднего чека, проводимые «Ромиром». Средний чек снижается, а расходы только растут – это говорит о том, что «россияне ходят чаще и в большее количество торговых точек в поисках привлекательных продуктовых и ценовых предложений. В каждом магазине они оставляют на кассе более скромные суммы, чем, например,  еще в прошлом году».

По данным опроса PwC «Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России?»  большинство респондентов считают, что кризис завершится не ранее начала 2019 года. Но одновременно ряд исследований показывает улучшение настроений. Так, растет индекс потребительских настроений GfK, и в Росстате тоже говорят о небольших, но важных улучшениях. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале повысился по сравнению с I кварталом на 4 процентных пункта и составил (-26%).

Доля респондентов Росстата, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению с I кварталом 2016 увеличилась и составила 7% (в I квартале - 5%). В то же время доля отрицательных оценок сократилась до 63% против 75% в I квартале 2016 года. Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, составила 8% (в I квартале - 9%). Доля отрицательных оценок уменьшилась до 27% (в I квартале - 33%).

 

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Анализ рынка