НАЙТИ СВОЮ НИШУ

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Рентабельное производство</span></span></p>

Производство в России вполне может быть рентабельным – показывает опыт некогда оптовой фирмы, выросший в многопрофильный холдинг.

Производство в России вполне может быть рентабельным – показывает опыт некогда оптовой фирмы, выросший в многопрофильный холдинг. 
 
Несмотря на обилие отечественных марок, реально производственных компаний в России немного. Говорят, производить в России не выгодно: недешевая рабочая сила, ставки аренды и даже цены на энергоносители, плюс знакомые всем издержки, связанные с государством, делают неконкурентоспособным почти любое производство. Но некоторые производители, такие как «Группа компаний «Часпром», нашли возможности для работы.
 
Часы Zaritron
 
В середине 90-х «Часпром» начинался как оптовая компания, специализирующаяся на продукции российских заводов, и исторически был главным оператором в данном сегменте рынка. От других оптовиков его отличала тесная связь с производителями. В частности, благодаря наличию предприятия в Витебске (Беларусь), где находился один из крупнейших в СССР заводов по выпуску корпусов и браслетов часов, «Часпром» поставлял на заводы комплектующие, помогал с расшивкой долгов подрядчикам. Это предопределило близость компании к производственной тематике.
 
Настенные часы Тройка
 
Поэтому не удивительно, что в 2000-м холдинг открыл производство ремешков, а затем и настенных часов. Чуть позже, в 2003-м, «Часпром» стал основным акционером пензенской «зари», находившейся в состоянии банкротства. Чуть позже к восстановлению завода подключился ЧЗ «Мактайм». Вместе они дали мощный толчок для вывода производства на нужный уровень. И хотя восстановить былую мощь предприятия не получилось, удалось подарить ему несколько лет жизни. Сейчас Группа «Часпром» вышла из того проекта, однако интересы в Пензе остались: здесь на принадлежащих холдингу площадях собираются часы Zaritron.
 
Настенные часы Тройка
 
Эта марка была рождена в перестройку, когда «заря» создала совместное предприятие с Citizen. Идея состояла в производстве часов на основе импортных внешних оформлений. Проект просуществовал до 90-х и был воскрешен три года назад благодаря усилиям «Часпрома».
В качестве ниши для своей продукции здесь выбрали сегмент дешевых часов. Таможенные преграды вымыли с российского рынка легальные часы дешевле 1000 рублей: здесь остались практически одни вьетнамцы, доставляющие товар по лишь им ведомым каналам. Между тем, уровень жизни в большинстве регионов не позволяет массовому покупателю тратить на часы более значимые суммы.
«Часпром» возобновил сотрудничество с Citizen: именно механизмы Miyota являются сердцем этих часов. Корпуса также закупаются за рубежом, а вот сборка и контроль качества на 100% проходят в Пензе, на бывшем часовом заводе. «Только такая схема позволяет выдержать нашу ценовую категорию», — говорит финансовый директор холдинга Александр Сомов. Оптовые цены на Zaritron — 180 — 250 рублей, это на 20% ниже ближайших конкурентов. Поэтому проблем со сбытом нет: продукцию с радостью берут магазины из небольших городов, не избалованные вниманием дистрибьюторов престижных марок.
 
 
По сравнению с китайскими и псевдороссийскими часами, на деле также собираемыми в поднебесной, выбранная стратегия дает компании преимущество не только в цене, но и в виде более высокого качества и бесперебойной работы. Несмотря на использование азиатских комплектующих, собранные в Пензе часы оказываются на порядок надежнее китайских. «Китайцы грешат многочисленными недочетами при сборке. Например, там легко могут подложить бумажку под рычаг хронографа, чтобы часы хоть как-то работали на выходе с фабрики. Про пыль, которая присутствует в половине часов, можно не говорить. У нас же сохранились советские стандарты и отношение к работе, все часы обязательно проверяются в кис», — комментирует сомов. Много усилий компания прикладывает к выбору поставщиков и входному контролю комплектующих. Те же механизмы Miyota дороже китайских, но считаются самыми надежными в мире.
Однако главный плюс, очень значимый для партнеров «Часпрома», заключается в стабильности работы. Поскольку проект абсолютно легален, то он просуществует долго, и никто не придет в магазин с вопросами о происхождении товара. Одновременно только такая схема может гарантировать стабильные поставки, поскольку импортер комплектующих избавлен от таможенных проблем, тормозящих работу дистрибьюторов готовых часов. Поэтому «Часпром» может контролировать производственный цикл во времени и гарантировать постоянное наличие товара и востребованный ассортимент.
 
 
Два других производственных проекта «Часпрома» связаны с республикой Беларусь. Еще с начала 2000-х в Витебске работает цех по производству ремешков для часов. Пару лет назад холдинг выкупил оборудование у московской фирмы «Страпс», известной высококачественными и недорогими ремешками, что позволило расширить ассортимент продукции. Кстати, на этом направлении «Часпром» также стремится сочетать низкую цену с высоким качеством. Продукция холдинга делается только из натуральной кожи, в то время как китайские ремешки чаще всего производятся из прессованной. Внешне они похожи, но износостойкость и прочность в разы ниже. «Часпром» выпускает широкий диапазон моделей из кожи различной фактуры (в том числе под анаконду, аллигатора и т.д.), а размерный ряд включает как женские модели (от 8 мм), так и под популярные ушки 22 мм.
Еще более важным направлением стало производство настенных часов. Кроме механизмов, в этих моделях все произведено на мощностях холдинга. Здесь отливают корпуса и пластиковые стекла, в собственной типографии печатают циферблаты, на высокотехнологичном оборудовании корпусам придается окрас под дерево и мрамор. Сейчас планируется обновление оборудования: завод уже получил новую машину, которая позволит отливать корпуса размером до 50 см. Часов такого диаметра нет ни у одного российского производителя.
 
 
Имея собственное производство, торговое подразделение холдинга ООО «Часпром М» расширяет ассортимент за счет продукции сторонних производителей. Как ни странно, но ассортимент предлагаемой продукции пополняется благодаря сотрудничеству даже с прямыми конкурентами, в частности, новосибирской компанией «Вега». Зачем холдинг собирается помогать конкуренту со сбытом? Сомов отвечает: «По настенным часам мы не считаем «Вегу» конкурентом. Осенью-зимой нам традиционно не хватает мощностей, до магазинов доходит не более 10% выпуска. Практически всю продукцию забирают рекламные агентства». Дело в том, что 4 года назад «Часпром» предложил рекламщикам новый вид продукции: настенные часы с символикой заказчика. Сейчас, по собственным оценкам, холдинг контролирует около 70% этого рынка. «Иногда один и тот же заказ приходит к нам от 5 — 7 агентств», — делится Александр.
 
 
Другим важным клиентом для «Часпрома» стала IKEA. Помимо требований к качеству и срокам, шведы не менее критично относятся и ко всем вопросам, влияющим на репутацию поставщика. «Они могут в любой момент появиться на производстве и проверить все, включая чистоту около мусорного контейнера и наличие бумаги в туалете. Особое внимание уделяется безопасности и охране труда, — рассказывает Александр. — Работать с ними непросто, но если IKEA довольна, значит, у нас все неплохо».
О планах на будущее Сомов говорит неохотно: «Вот сделаем — расскажем». Между тем, уже свершившимся фактом можно считать выпуск будильников под маркой Zaritron и поставки их в «Ашан». Видимо, заниматься производством в России можно — нужно только найти свою нишу.  
 
 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №5-2010

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 5-2010