На стыке двух искусств

Рынки золотых и обычных часов практически не пересекаются. Золотые часы не найти в часовых магазинах, а в ювелирных магазинах очень редко можно встретить обычные. Как живут российские компании, производящие и продающие золотые часы?
Рынки золотых и обычных часов практически не пересекаются. Золотые часы не найти в часовых магазинах, а в ювелирных магазинах очень редко можно встретить обычные. Как живут российские компании, производящие и продающие золотые часы?
 
Особый статус золотых часов проявляется уже на стадии производства. Традиционные технологии изготовления часовых корпусов позволяют выпускать продукцию большими сериями, но в отходы летит до 50% металла. Если это сталь или латунь – не беда, но если золото… Поэтому традиционные часовые заводы золотые часы не производят. Обычно они передают права на использование своих марок другим компаниям, заодно поставляя им механизмы. К примеру, предприятий, выпускающих золотую «Чайку» - около пяти.
 
Но и не каждый ювелир может сделать часы, хотя его работа и считается самой тонкой и точной. Если при производстве колец и цепочек точность в четверть миллиметра вполне приемлема, то для корпуса часов требуются микронные точности, иначе будет болтаться механизм, не закроется задняя крышка, стекло будет пропускать воду.
 
Золотые часы – сплав искусства двух мастеров - ювелира и часовщика, а их производство – отдельный бизнес, которым в России занимаются около десятка компаний.
Товар и покупатель
Золотые часы бывают разные. На одном полюсе – часы с розничной ценой около 100$ - столько же, сколько стоит Romanson. Правда, ждать от них многого не приходится: 3-4 грамма золота, пластмассовое стекло, часто – отсутствие пыле - водозащиты. Но, несмотря на все это, благодаря доступной цене и принадлежности к золотым изделиям они пользуются устойчиво высоким спросом.
 
На другом полюсе – заказные часы. Иногда покупатель хочет иметь эксклюзивную вещь: с надписями на крышке, на циферблате, скелетон, часы с бриллиантами и т.п. Стоимость таких изделий может доходить до 10 000$, и сейчас число подобных заказчиков стремительно растет.
 
Между этими категориями можно выделить и еще одну – часы для среднего класса, ценой около 500$. Это часы высокого качества, с минеральным стеклом, пыле- и водозащитой, зачастую – с японским или швейцарским механизмом.
 
Каждая фирма-производитель имеет свою специализацию и своего покупателя. Так, у компании «Анлина» 50% объема выпуска приходится на дешевые модели (до 60$), 20 % - на модели с оптовой ценой от 400$. «Мактайм» ориентируется на людей со средними доходами и сосредоточил свои усилия в секторе массовых недорогих часов. В компании «Золотое время» своими покупателями называют людей с доходом от 1000$, это бизнесмены, крупные чиновники, средний класс. «Московский Монетный Двор» нацелен на клиентов с доходом средним или выше, соотношение покупок «для себя» и «в подарок» здесь оценивают 50% на 50%.
 
Почему покупатель выбирает российские золотые часы, отдавая предпочтение им, а не швейцарским маркам? Глеб Псарев, компания «Золотое время»: «Сохранился имидж российских часов как качественных. Покупатель часто считает уровень качества швейцарских и российских часов примерно одинаковым. Он нередко приводит в пример «Победу» или «Полет», прослужившие 15-20 лет. Получается, что цена наших часов – золотых, примерно соответствует цене обычных моделей известных швейцарских марок – около 1000$. Но в его сознании золотые часы - это вещь на века, он рассчитывает оставить их сыну, внуку. Для женщин золотые часы это еще и украшение, а не просто часы».
 
Маркетологи рисуют портрет покупателя золотых часов стоимостью от 500$ следующим. Это хорошо обеспеченный человек, немало поездивший по миру, уже имеющий все необходимое для жизни. Он, в какой-то степени, «наелся» импортными товарами и готов покупать российские, если они удовлетворяют его требованиям к качеству. Швейцарские часы у него есть, и, зачастую, не одни. Для счастья не хватает совсем чуть-чуть, и в поисках этого «чуть-чуть», а также оригинальности и независимости, человек приобретает золотые часы.
Меж двух огней
Золотые часы почти не пересекаются с обычными в торговле. В обычных часовых магазинах их продавать нельзя, т.к. те не имеют лицензии на торговлю золотом. Салоны, торгующие дорогими швейцарскими марками и имеющие лицензии, с отечественной продукцией работать не торопятся.
 
А для ювелирных магазинов часы – товар особый, технически сложный. С ним связаны понятия «гарантия», «ремонт», почти неизвестные при работе с украшениями. Продавцы не всегда знают специфику часов и могут обеспечить необходимый уровень обслуживания. Бывают и совсем анекдотические случаи. В одной компании рассказали такую историю. Их фирма заключила договор с магазином. Поставили первую партию часов, подписали товарные накладные. На следующий день звонит директор этого магазина: «Вы нам вчера часы привезли, мы их посчитали, количество сошлось. А сегодня товаровед стала перепроверять, прочитала паспорт, там написано – 17 камней. А где камни-то?!».
 
Так что проблемы есть и у «золотых» фирм. Но те из них, кто, как «Анлина», от обычных часов перешел к золотым, не жалеют. Тот же оборот достигается при меньшем количестве товара, а, значит, легче работать. Ювелирные магазины намного четче часовых расплачиваются с поставщиками, лучше умеют обслужить клиента «с деньгами». Да и продажи идут неплохо. В то время, как спрос на традиционные российские часы падает, рынок золотых часов, особенно массовых, растет.
 
В последнее время, почувствовав спрос на золотые часы, некоторые часовые магазины начали получать лицензии и включать их в ассортимент. В то же время ювелирные магазины постепенно осваивают часовую специфику, сегодня редкий ювелирный не имеет в продаже часов.
Взгляд торговли
Алевтина Соколова, коммерческий отдел компании «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ»:
 
«Наша компания в своей крупнейшей сети ювелирных магазинов торгует золотыми часами российского производства. Мы представляем продукцию предприятий «Русские самоцветы», «Анлина», «Московский Монетный Двор», «ОЦМ», «Мактайм», «Золотое время». Ассортимент большой: часы с золотым корпусом весом от 3 до 50 г, без вставок, с фианитами, с бриллиантами. Ценовые группы: от 1,6 до 50 тысяч рублей. Легкие часы (от 3 до 7 г) покупает в основном средний класс и оптовики; дорогие модели с бриллиантами ─ состоятельные покупатели. Эта же категория довольно часто делает специальные заказы, например, вставить бриллиант в циферблат.
 
Самые ходовые на сегодняшний день модели ─ это часы Екатеринбургского завода ОЦМ (вес 3 г) ценой от 1,6 до 1,8 тысяч рублей и мужские часы (вес корпуса 5 г) по цене 6,5 тысяч рублей. Хорошо продаются часы компании «Золотое время», хронографы с российским и швейцарским механизмом, по цене от 20 до 35 тысяч рублей. Эти модели пользуются спросом в наших ювелирных магазинах в Казани, Магнитогорске, Оренбурге, Уфе, Смоленске, Набережных Челнах. Вообще же в последнее время мы отмечаем резкий рост интереса покупателей ко всем видам золотых часов по сравнению с прошлым годом».
Все выше и выше
С ростом доходов населения спрос на золотые часы растет. «В ближайшем будущем перспективы рынка золотых часов в России огромны. Как показывает опыт работы, в отличие от ювелирных изделий, предложение которых сегодня превышает спрос, золотых часов в стране производится явно недостаточно» - говорит Лидия Святошова, компания «Мактайм». Не менее оптимистично оценивают перспективы и в других компаниях. Глеб Псарев: «Наши люди будут покупать золотые часы, это соответствует российскому менталитету. К тому же у нас все больше людей с хорошими доходами. А золотые часы – вещь ценная. Часы - знак престижа, и люди начинают понимать это. Можно быть одетым в джинсы и футболку, но иметь на руке хорошие часы – и тебя достойно примут в обществе. Число наших покупателей увеличивается».
 
Так что подумайте, не разбавить ли ваш ассортимент «золотом»?
Московский Монетный Двор
Предприятие Московский Монетный Двор (ММД) было создано в 1942 году. Золотые корпуса ММД производит с 1952 года, и до 1990 года поставлял их для всех часовых заводов СССР. Собственно производство золотых часов ММД начал три года назад, используя в них механизмы швейцарской фирмы ETA. Основное направление в дизайне часов принадлежащей ММД марке «Грифон» ─ классика. Самой продаваемой в настоящее время считается классическая модель, в которой оптимально сочетание дизайна, веса золота, характеристики механизма и цены.
 
Московский Монетный двор – единственное российское предприятие, уже второй год представляющее свои часы на крупнейшей всемирной часовой выставке в швейцарском городе Базеле.
Часовой завод «МАКТАЙМ»
В настоящее время часовой завод «Мактайм», начавший работу в 1996 году, является одним из ведущих производителей механических золотых часов. При изготовлении корпусов используется преимущественно золото 585 пробы, привычной отечественному потребителю. Часы комплектуются российскими механизмами «Полет», «Победа», «Чайка». Завод имеет полный технологический цикл производства от золотого слитка до готового изделия.
 
В ассортименте фирмы 55 моделей, ежемесячный выпуск составляет около 5000 штук. Производство легковесных часов (например, женских без браслета 4,2-4,5 г золота в корпусе, с браслетом от 12 до 18 г), а также ценовая политика завода «Мактайм» ориентированы на покупателя со средним уровнем доходов. При этом руководство завода не борется за высокий процент прибыли, делая ставку на большой объем продаж.
На стенде часового завода «Мактайм» на выставке «Ювелир-2001» будут представлены новые модели: кварцевых часов со швейцарским механизмом Ronda, механические часы с автоподзаводом, в корпусах из золота 750 пробы, из белого и желтого золота.
Компания «АНЛИНА»
Компания начала работать в 1992 году с оптовой продажи и обеспечения гарантийного обслуживания часов «Чайка» в Москве и Московской области. Сегодня компания «Анлина» поставляет на рынок часы марок «Чайка», «Полет», «Слава» и Royal Time.
 
Объем производства золотых часов компании Анлина ─ около 3 тысяч шт. в месяц, в среднем 24-28 тысяч шт. в год. В Москве объем реализации порядка 20%, остальные 80% реализуется в регионах. Кварцевые часы в общем объеме производства занимают 30-40%. В ассортименте есть часы из золота 585, 750 и даже 958 пробы. Генеральный директор «Анлины» Александр Андрияш говорит, что кроме «Анлины» на нашем рынке корпуса 958 пробы не делает никто. Инженеры компании разработали особо прочный сплав на основе золота этой пробы. Кроме того, «Анлина» первой начала выпуск часов из платины. В часах используются как отечественные механизмы, так и импортные – японские и швейцарские.
 
В готовящейся к выставке «Ювелир-2001» коллекции пять новых моделей актуальной сейчас прямоугольной или квадратной формы. С осени же намерены вывести на рынок новую модель в корпусе, толщина которого менее 5 мм.
Компания «Золотое время»
Часы «Золотое время» выпускаются с 1992 года и на сегодняшний день имеют устойчивый спрос как в России, так и в других странах. «Классикой» стали модели 05820 (хронограф с механизмом «Полет»). 05830 – хронограф с механизмом ЕТА, женские часы с золотым браслетом с бриллиантами. Компания была официальным поставщиком чемпионата мира по хоккею 2000-2001 года, в прошлом году модель 05820 заняла первое место в конкурсе «Российские часы года».
 
Все большей популярностью пользуются часы из золота 750 пробы, белого золота, часы с бриллиантами. Наиболее быстро растут продажи в двух категориях: часы на каждый день и заказные часы. В компании говорят, что несмотря на сложность работы с индивидуальными заказам, отвлекающими от плановой работы, это полезно для развития и имиджа фирмы.
 
На выставке в Сокольниках «Золотое время» будет представлять новинки - как часы из белого золота 585 пробы, так и более дешевые модели, часы на каждый день. В них, несмотря на уменьшение цены, осталось качество, присущее фирме. Они влагозащищены, имеют минеральное стекло и швейцарский механизм.
 
Агунда АЛБОРОВА
Вячеслав МЕДВЕДЕВ
«Часовой бизнес» №4 2001  совместно с журналом «Ювелирное обозрение»

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: техника продаж МакТайм Чайка 4-2001 Золотое время Анлина Русские самоцветы