На пороге нового мира. Часть 6. Покупатели

Произошедшие на рынке перемены настолько велики, что глупо рассчитывать работать по-старому или ждать, когда жизнь вернется в привычное русло. Нужно не выживать, а приспосабливаться к новым условиям.

Эту статью мы целенаправленно подготовили перед Moscow Watch Expo, чтобы подтолкнуть руководителей компаний и владельцев бизнеса к более активной работе во время выставки. Общаясь со предпринимателями, иногда видно желание пересидеть сложные времена, заснуть до тех пор, пока все опять не станет хорошо, как было. Мы хотим поговорить о том, насколько реально «пересидеть» нынешнюю ситуацию, и что будет происходить, если пытаться переждать ее в состоянии анабиоза.

<< Читать часть 5

Самое явное изменение среды, которое чувствует торговля – сокращение доходов покупателей. Но если бы продажи часов менялись просто пропорционально этой цифре! В реальности на содержимое кошельков претендуют не только часовщики, и наш рынок пока оказывается в «середнячках». Потому что есть товары, продажи которых упали гораздо сильнее, а есть рынки, продолжающие развитие. Например, во втором квартале продажи бытовой техники выросли на 14%, объем платежей за скачанные из сети игры прибавил 25% (крайне нужный товар, верно?). А согласно отчету Центробанка, в мае в России был поставлен абсолютный рекорд по объему рублевых депозитов физических лиц. Вместо того, чтобы покупать часы и другие товары, люди несут деньги в банки. Это – следствие как общей неуверенности и изменения мотивации, так и того, что банкиры лучше нас с вами освоили технологию привлечения клиентов.

Падение доходов – явление не временное, нужно привыкать к новой реальности. А она состоит в том, что по размерам зарплат Россия откатилась на уровень Бразилий-Конго-Аргентин. Соответственно, меняется набор марок, имеющих шансы на популярность. Бессмысленно вспоминать начало 2000-х, когда зарплаты в валюте формально были сопоставимы с сегодняшними: с тех пор кардинально поменялись и производимые товары, и приоритеты покупателей. Придется искать что-то новое. Почитайте интервью в этом номере: именно новые марки оказали поддержку «Авенте» и Time&Technologies, изменение спроса помогло брендам «ТБН Тайма». Вышли на рынок и успешно развиваются Ball, Titan, Traser… Интересно, что если производители пытаются найти новых клиентов, предлагая товар в необычных для себя нишах, то торговля проявляет удивительную консервативность, не желая пробовать ни новые бренды, ни непривычные модели старых компаний. Что это: инертность или вера в вечную стабильность?

Помимо доходов, меняются набор взглядов и мотивация покупателя. Сегодня мало кто станет кичиться дороговизной приобретенной вещи, люди ищут товары с высокой воспринимаемой ценностью, более надежные (что никак не противоречит краткости жизненного цикла) – и мы удивляемся хорошим продажам экстрадорогих Casio. Меняется и сам состав покупателей. Шумные аресты коррупционеров обнулили спрос со стороны чиновников. После зимы 2014-го в ряде городов значительная доля покупок приходилась на иностранцев, прежде всего китайцев, однако этот тренд продержался менее двух лет. Сейчас ждем внедрения Tax Free, которая поможет стимулировать спрос со стороны гостей России. Но их интересуют узкие группы товаров: либо марки, популярные у них на родине, либо часы с явно выраженной российской символикой. Кстати, кто еще 3 года назад мог представить, что русские часы станут культовыми у китайцев и итальянцев?

Читать часть 7 >>

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Новый мир