Эту статью мы целенаправленно подготовили перед Moscow Watch Expo, чтобы подтолкнуть руководителей компаний и владельцев бизнеса к более активной работе во время выставки. Общаясь со предпринимателями, иногда видно желание пересидеть сложные времена, заснуть до тех пор, пока все опять не станет хорошо, как было. Мы хотим поговорить о том, насколько реально «пересидеть» нынешнюю ситуацию, и что будет происходить, если пытаться переждать ее в состоянии анабиоза.
В феврале 2015 года, за месяц до выставки в Базеле, по эгидой Асоциации участников часового рынка мы проводили конференцию для руководителей компаний-дистрибьюторов, где предупреждали о том, что мировой часпром ждут нелегкие времена. Действительность превзошла ожидания. В силу закрытости и неорганизованности часового рынка, найти какую-либо реальную информацию о продажах часов крайне сложно. Чаще всего приходится оперировать либо отрывочными цифрами отдельных стран и компаний, либо косвенными показателями. Однако уже много месяцев экспорт часов из Швейцарии устойчиво падает. Например, в июле отгрузки сократились на 16%. Данные внешней торговли и отчеты крупных концернов сильно приукрашивают реальную картину: по отзывам местных ритейлеров, спрос во многих странах сократился не на 16%, а на 30-60%. Дело дошло до того, что в официальном полугодовом отчете Swatch Group упоминается об утилизации неликвидных товаров на двузначную сумму в миллионах франков, а ситуация в Гонконге стала настолько угрожающей, что производители вынуждены выкупать часы у ритейлеров.
Все надеются на скорое восстановление спроса, но реальных предпосылок для этого нет. Рост биржевых индексов никого не обманывает, финансовые рынки давно оторвались от жизни: реальный сектор везде уходит в минус. Падает спрос не только на часы, а на очень многие товары. Все сложнее найти покупателя даже культовым iPhone. Причина – в общих проблемах мировой экономики. Вливание колоссального объема денег властями США лишь отложило приход второй волны кризиса, но вовсе не отменило ее.
Иногда кажется, что самый защищенный сегмент – люксовый. Однако и здесь происходят серьезные изменения. Когда-то развитие финансового рынка привело к росту числа людей с высокими доходами. К тем, чье состояние и власть прирастали на протяжении поколений, прибавилось множество нуворишей, которые и создали опережающий спрос на товары роскоши. В 2008-м маятник качнулся в обратную сторону: во всем мире идет «сокращение элит», многие люди постепенно оказываются вытолкнутыми из системы. Поэтому падает само число клиентов, способных покупать дорогие вещи. Потребление оставшихся ограничивается осознанием ими неопределенности положения дел в мире. Этим летом ко многим нервирующим факторам добавился еще один, и очень серьезный: английский Brexit. В купе с терактами в Европе, тормозящими туризм, и продолжающимся сокращением международной торговли, это не сулит ничего хорошего продажам люкса. Взгляните на отчет LVMH: в перечне растущих упомянуты алкоголь и парфюмерия, т.е. товаров, чья цена редко превышает 100$, да и среди часов позитивные результаты показывает TAG Heuer, взявший курс на понижение цены. Кстати, не особо афишируя этот факт, одно из подразделений LVMH стало инвестором ILG, выпускающей демократичные Roamer и Swiss Military.
Практически у всех происходит сокращение и объемов выпуска, и персонала, режутся расходы на продвижение, а компании, еще недавно кичившиеся швейцарской надежностью, все чаще находят поводы не выполнить свои обязательства перед партнерами. Кто как сможет пережить ситуацию сокращающегося спроса, предсказать сложно. Размер компании здесь точно не имеет значения - у большой фирмы и проблемы большие. Одни тихо уходят с рынка, другие становятся объектом поглощений. Только из официально озвученного за последние годы поменяли владельцев Bulova, Girard Perragaux, Eterna, Corum, Ulysse Nardin, Frederique Constant. Вместе с хозяевами через какое-то время неизбежно меняется концепция бренда, персонал, и - отношения со старыми партнерами. Что это означает для дистрибьюторов и магазинов? Если 8-9 лет назад они могли полагаться на долгосрочную устойчивую работу с двумя-тремя поставщиками, то сегодня это стало очевидно опасно.
Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Новый мир