На пороге нового мира. Часть 1. Ледниковый период

Произошедшие на рынке перемены настолько велики, что глупо рассчитывать работать по-старому или ждать, когда жизнь вернется в привычное русло. Нужно не выживать, а приспосабливаться к новым условиям.

Скажу сразу: эту статью мы целенаправленно подготовили перед Moscow Watch Expo, чтобы подтолкнуть руководителей компаний и владельцев бизнеса к более активной работе во время выставки. Общаясь со предпринимателями, я иногда вижу желание пересидеть сложные времена, заснуть до тех пор, пока все опять не станет хорошо, как было. Засыпают же на зиму лягушки, вмерзая в лед на дне озера, чтобы весной, когда солнышко отогреет воду и среда вернется в свое прежнее состояние, тоже вернуться к жизни… Поскольку совсем остановить бизнес нельзя, многие выбирают промежуточный путь: уменьшить количество прикладываемых усилий, сократить набор марок, работать только с самыми лояльными и крупными клиентами. Сегодня я хочу поговорить о том, насколько реально «пересидеть» нынешнюю ситуацию, и что будет происходить, если пытаться переждать ее в состоянии анабиоза.


 

Поведение лягушки оправдано при двух условиях: 1) вместе с тобой засыпает вся окружающая среда, рядом не остается активных субъектов, и 2) через какое-то время среда гарантированно вернется в прежнее, комфортное состояние. Если лето не наступит, лягушку, как неудачливого мамонта, через тысячи лет найдут в виде окаменелых остатков. А если во время ее сна в болоте продолжат резвиться выдры и цапли, велик шанс стать «холодной закуской».

В реальной рыночной ситуации из двух условий анабиоза не выполняется ни одного. Во-первых, засыпают не все. Во-вторых, если два год назад у многих предпринимателей еще было ощущение, что и этот кризис можно «пересидеть», как это было в 2008-м и 1998-м, то сегодня уже очевидно, что перед нами не кратко- или среднесрочное похолодание в экономике, а в новый период в ее истории. Соответственно, от выживания, которое подразумевает сохранение себя в период кратковременных трудностей, нужно переходить к умению жить в изменившихся условиях.

Эта статья о том, что именно меняется и будет меняться на нашем рынке. Вряд ли мы дадим в ней ответы на все вопросы о том, что и как будет происходить в будущем. Скорее покажем, чего в этом будущем точно не будет.

Читать часть 2 >>

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Новый мир