Мурман Кетиладзе, «Часовой завод «Полет»

<p><span style="color: rgb(128, 128, 128);"><strong><span style="font-family: Verdana;">«Дело не в выручке, а в мотивации»</span></strong></span></p>

Именно сегодняшний кризис и высокие проценты позволяют до сих пор существовать многим независимым операторам, считает руководитель компании «Хронолюкс» Мурман Кетиладзе

Именно сегодняшний кризис и высокие проценты позволяют до сих пор существовать многим независимым операторам, считает руководитель компании «Хронолюкс» Мурман Кетиладзе

Ваша компания отличатся от других тем, что комбинирует три сферы деятельности: вы выпускаете часы Sekonda, занимаетесь дистрибуцией Zeppelin, Junkers, «Восток-Европа», к тому же у вас 5 розничных магазинов. Как чувствуют себя эти направления сегодня?

Как и у всех, спад и проблемы есть во всех направлениях. Относительно оптовой торговли розница чувствует себя более стабильно. Мы провели перегруппировку точек. Закрыли один из магазинов, который был расположен в ТЦ «Город», где сильно упал трафик. В другом ТЦ – «Мега - Белая дача» - наоборот, недавно открыли магазин.

В наше время такие события происходят не часто. Поздравляю!

Это не совсем новый отдел, скорее мы провели «рокировку»: мы открыли его вместо киоска, который был у нас раньше. От этого формата мы уже полностью отказались, это был наш единственный киоск, просто раньше в ТЦ «Мега-Белая Дача» не было подходящего помещения. Сейчас во многих торговых центрах условия аренды изменились настолько, что месячная арендная плата за небольшой киоск и за полноценный магазин практически сравнялась, и стало выгоднее работать в формате магазина. После оптимизации состава затрат нам удалось вывести компанию «в ноль».

В «Мега – Белая дача» расположен едва ли не десяток часовых магазинов. Как удается работать в условиях такой конкуренции?

Там действительно представлены несколько операторов, это правда. Но «Мега – Белая дача» - большой торговый центр. Практически все остальные точки расположены во второй очереди молла, а мы – в первой. Отчасти это размещение не выглядит привлекательным, считается что покупатель в зоне входа в супермаркет не настроен на покупку часов. Но из-за того, что на этом трафике мы работаем одни, конкуренция оказывается слабой, а выручка – хорошей, да и наш ассортимент полностью отличается от ассортимента других операторов. К тому же у «Меги» очень грамотный менеджмент, они многое делают для поддержания качественного трафика.

А что происходит в других сферах?

В производстве и дистрибуции ситуация намного сложнее. Что касается сборочного проекта, мы были вынуждены повышать цены на свои часы, поскольку практически все комплектующие привозим из-за рубежа, и они подорожали. Но именно за счёт более льготного таможенного режима на комплектующие по сравнению с готовыми часами, наши цены намного ниже, чем у тех операторов кто импортирует готовые изделия и до кризиса находился в нашей ценовой нише. Если сюда добавить то, что дизайн часов разрабатываем полностью сами исходя из предпочтений российского покупателя, то мы реально с оптимизмом смотрим в завтрашний день. В этом сегменте у нас падения нет, наоборот продажи выросли.

Что касается брендов, которые мы дистрибутируем, то из за изменения курса рубля цены конечно же изменились, но меньше чем сам курс. Запас маржи у нас стал небольшой, и возможности компенсировать рост цен нет.

Очень сильно сократились оптовые продажи, в несколько раз сильнее, чем продажи в наших собственных магазинах.

Примерно то же говорят руководители других оптово-розничных компаний: их собственные точки продолжают генерировать более-менее приличный доход, а продажи независимого ритейла буксуют. Почему так происходит?

Я думаю дело даже не в выручках магазинов, а в мотивации. И сетевые, принадлежащие оптовикам, и независимые магазины работают примерно в одинаковых условиях, и спрос в них меняется одинаково. Они различаются подходом к работе, политикой инвестирования. Оптово-розничная компания имеет склад, и необходимость этот склад продавать. У нее более высокие финансовые обязательства: больше сотрудников, кредиты, взятые когда-то на развитие бизнеса, и т.д. Поэтому как оптовик ты не можешь остановить бизнес: возникнет сразу очень много проблем. Ты вынужден пополнять ассортимент в магазинах, поддерживая его на хорошем уровне. Вынужден прикладывать максимум усилий для формирования оборота, любыми способами, потому что как только упадут обороты – банк откажется пролонгировать кредит, а вернуть его ты не сможешь. У тебя просто нет других вариантов, кроме работать изо всех сил, независимо от твоего желания. Но в результате продолжается движение. Владельцу одного-двух магазинов проще, у него нет такого объема внешних обязательств, заставляющих его шевелиться. И многие из них действительно «притормозили» работу. Человек не понимает, что будет дальше, и в ситуации неопределенности перестает инвестировать, закупать товар, даже когда он продается. Это естественно. Не будем забывать и то, что за последние, сытые годы, мы расслабились, отучились работать с тем напряжением, как делали это в 90-х, когда создавали свой бизнес и стоял вопрос выживания. В результате очень быстро скудеет коллекция и продажи падают еще сильнее. Но пока у предпринимателя остается какой-то ручеек денег, которого хватает на жизнь, ему этого хватает.

И как будет развиваться ситуация дальше?

Думаю, все придет к тому же, к чему и в большинстве других стран: на рынке почти монопольно останутся 2-3-4 крупных федеральных сети. Причем не факт, что это будут те операторы, которых мы знаем сегодня. Возможно – кто-то из них, возможно, придет кто-то новый. Те независимые ритейлеры, которые сегодня проявляют пассивность, просто не выдержат конкуренции. Как только ситуация в экономике начнет успокаиваться, нас ждут большие изменения. Я скажу крамольную вещь, но именно сегодняшний кризис и высокие проценты позволяют до сих пор существовать многим независимым операторам.

Странное заявление. Каким образом?

Посмотрите на сети. Есть компании, у кого 20, 25, 40 магазинов, работающих в разных городах. Они могли бы открыть 100, 200 точек, во всех регионах. У них есть товар, команда, опыт, и нет никаких проблем увеличить количество магазинов. Для этого нужны только деньги, а кредиты слишком дорогие. Мы бы тоже легко могли открыть 50 магазинов, но при текущих ставках непонятно как ты будешь обслуживать кредит. Если стоимость заимствований упадет до 3% - сети вырастут моментально. К тому же к нашему рынку давно присматриваются иностранцы. От прихода в Россию их удерживает только сегодняшняя политическая ситуация. Вести бизнес во многих странах еще сложнее, чем в России, и они ищут новые возможности для сбыта.

Что собираетесь предпринимать вы?

То же, что и раньше: работать. Выручка в наших магазинах упала, но благодаря предпринятым мерам не в разы, а на несколько десятков процентов. После оптимизации в рознице нам удалось свести затраты на более-менее приемлемый уровень, перезаключить договора аренды. В результате мы вышли на уровень, который нам хоть и не нравится, но позволяет более-менее приемлемо существовать. При этом мы сохраняем ключевые места для розничной торговли, набор брендов, отношения с поставщиками, и, главное, команду. Появится возможность для развития – будем развиваться!

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Полет