Мост в поднебесную

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Выставка Hong Kong Watch & Clock Fair </span></span></p>

5–9 сентября в финансовой столице Азии прошла выставка Hong Kong Watch & Clock Fair – главное событие часового мира восточного полушария.

31-я по счету Гонконгская часовая выставка (Hong Kong Watch & Clock Fair) заняла в этом году два этажа Гонконгского выставочного центра – первый и третий. Кроме того в «предбаннике» третьего этажа – Большом фойе – как и год назад, расположилась галерея брендов – главное изобретение последних лет. В целом количество участников сильно не изменилось. По заявлению одного из организаторов мероприятия, Совета по развитию торговли Гонконга (Hong Kong Trade Development Council – HKTDC), в этом году выставка насчитала 720 экспонентов из 12 стран – в прошлом году экспонентов было около 700.


Производители часов всего мира смотрят на Азию, и в первую очередь на Юго-Восточную ее часть, как на главного спасителя от кризиса и ведущего генератора продаж. А Гонконг – это ворота в регион, всеазиатский и всекитайский универмаг.
Действительно, часовые магазины в Гонконге встречаются едва ли не чаще, чем точки фаст-фуда в Нью-Йорке или винные ларьки в Москве времен окончательного развала СССР. Недаром приютившийся на крохотном клочке земли, зажатый со всех сторон горами город-«государство» обогнал по объемам поставок швейцарских часов огромные и богатые Соединенные Штаты. Достичь таких показателей удается благодаря тому, что за предметами роскоши, модным гардеробом и другими потребительскими товарами весь континентальный Китай и многие азиатские соседи предпочитают ездить в бывшую британскую колонию. Самое удивительное в том, что очень часто китайцы покупают в Гонконге то, что сделано у них же – в материковом Китае. Но такова политика китайской партии: вещи, произведенные в Китае, но предназначенные для мировых рынков, в самой Поднебесной можно купить, только заплатив огромные пошлины. Поэтому реэкспорт китайской продукции из беспошлинного Гонконга обратно в Китай стал обычным делом.


По данным Ассоциации часовых производителей Гонконга (Hong Kong Watch Manufacturers Associations Ltd.), в 2011 году местное потребление часов составило сумму в 228 млн гонконгских долларов (HK$), что соответствует 29,6 млн долларов американских (US$), в то время как реэкспорт на материковый Китай оказался в 70 раз больше – 68,65 млрд HK$ (US$8,9 млрд). В первом полугодии 2012 года эти цифры составили соответственно 95 млн HK$ (US$12,3 млн) и 34,6 млрд HK$ (US$4,5 млрд). Но «китайское чудо», как это и было давно предсказано, начинает постепенно сдуваться. Реэкспорт в Китай все еще растет, но темпы этого роста замедляются. Так, в 2010 году объем реэкспорта (в денежном выражении) увеличился на 32% по сравнению с 2009-м. В 2011 г. рост составил более скромные 20%, а по результатам 2012 г. – «всего» 13%.

 

ПРИВЫЧКА К ХОРОШЕМУ
Главная тенденция нынешнего года, которую наглядно продемонстрировала выставка, – китайский потребитель начинает привыкать к хорошему. Доля престижных и просто респектабельных брендов, представленных на Hong Kong Watch & Clock Fair, постоянно увеличивается. Еще в прошлом году под престижные марки отвели целый зал – Большое фойе. В этом году упомянутый зал был заполнен ничуть не меньше, при этом львиную долю составляли собственные китайские марки, вся швейцарская продукция уместилась на одной, хоть и очень богато оформленной галерее. Увеличивается также доля готовых часов – в этот раз собственные бренды заняли весь первый и часть третьего этажа, еще сильней потеснив производителей комплектующих, аксессуаров, инструментов и интерьерных часов.


Жители Китая, благосостояние которых медленно, но верно растет, постепенно приучаются к дорогим вещам, а на ловца и зверь бежит – крупные мировые бренды стараются оказаться поближе к потребителям. Более того, для азиатской публики проводится специальный ликбез. К примеру, главный редактор наиболее авторитетного местного журнала о часах Watch Report с типично китайской фамилией Н (именно так, без гласных и всего в одну букву) прочитал остальной медийной публике лекцию о том, что такое швейцарские часовые марки, каковы их главные достоинства, в чем различия между Женевским клеймом и клеймом Patek Philippe и т.д.


Но спрос на иностранные марки предъявляется не только со стороны жителей Поднебесной. «Сегодняшняя тенденция – все производство переезжает в Китай, поэтому даже с европейскими марками иногда проще работать через Гонконг, – поделился впечатлениями посетитель выставки из России Андрей Жидков. – Например, в этом году на выставке есть испанцы, ранее их никогда не было. А Гонконг хорош тем, что это универсальная переговорная площадка, где, кстати, можно общаться на английском языке, который европейцам, в том числе и русским, знаком гораздо лучше азиатских наречий».


Тем не менее завязшие в финансовых неурядицах европейцы в Гонконг ехали неохотно. Как отметили почти все участники и посетители выставки, визитеров из Европы и Америки в этом году было меньше, чем обычно. Возможно, отсутствие посетителей из этих регионов сказалось и на общей наполняемости выставочного центра. Также среди экспонентов стало меньше малых компаний, только начинающих делать шаги в бизнесе. Зато значительно больше стало крупных фирм и компаний из материкового Китая, которых ранее к выставочному центру не подпускали на пушечный выстрел. В предыдущие годы распределение ролей было очень четким – один (Китай) собирает, другой (Гонконг) – продает. Во многом это положение сохраняется и сегодня, фирмы с гонконгской «пропиской» занимали немногим менее 80% от всех стендов. Но быть на ролях «младшего брата» большому соседу нравится все меньше: китайцы постепенно выходят из-за спины своих гонконгских соотечественников и сами предлагают свои товары мировому рынку. А Hong Kong Watch & Clock Fair стала лучшей площадкой для их старта.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2012

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: выставка 5-2012 Hong Kong Watch & Clock Fair