Мост в Поднебесную

5 – 9 сентября в финансовой столице Азии прошла Hong Kong Watch & Clock Fair (HKWCF) – главное событие часового мира восточного полушария

31-я по счету HKWCF заняла два этажа Гонконгского выставочного центра (Hong Kong Convention and Exhibition Center) – первый и третий. Кроме того в «предбаннике» третьего этажа – Большом фойе – как и год назад расположилась галерея брендов, главное изобретение последних лет. Количество участников сильно не изменилось, по заявлению одного из организаторов мероприятия, Совета по развитию торговли Гонконга (Hong Kong Trade Development Council – HKTDC) в этом году выставка насчитала 720 экспонентов из 12 стран (для сравнения в прошлом году их было «около 700»).

31-я выставка Часовая выставка прошла в Гонконге

31-я выставка Часовая выставка прошла в Гонконге

Производители часов всего мира смотрят на Азию и в первую очередь на Юго-Восточную как на главного спасителя от кризиса и ведущего генератора продаж. А Гонконг – это ворота в регион, всеазиатский и всекитайский универмаг.

Часовые магазины в Гонконге встречаются едва ли не чаще, чем точки фаст-фуда в Нью-Йорке или винные ларьки в Москве времен окончательного развала СССР. Недаром приютившийся на крохотном клочке земли, зажатый со всех сторон горами город-государство обогнал по объемам поставок швейцарских часов огромные и богатые Соединенные Штаты. Такие цифры получаются благодаря тому, что за предметами роскоши, модным гардеробом и т.д. весь континентальный Китай и многие азиатские соседи предпочитают ездить в бывшую британскую колонию. Самое удивительное в том, что очень часто китайцы покупают в Гонконге то, что сделано у них же – в материковом Китае. Но такова политика китайской партии: вещи, произведенные в Китае, но предназначенные для мировых рынков, в самой Поднебесной можно купить только, заплатив огромные пошлины. Поэтому реэкспорт китайской продукции из беспошлинного Гонконга обратно в Китай – обычное дело.
По данным Ассоциации часовых производителей Гонконга (Hong Kong Watch Manufacturers Associations Ltd.) в 2011 году местное потребление часов составило сумму в 228 млн гонконгских долларов (HK$) что соответствует 29,6 млн долларов американских (US$), в то время как реэкспорт на материковый Китай оказался в 70 раз больше - 68,65 млрд HK$ (US$8,9 млрд). В первом полугодии 2012 года эти цифры составили соответственно 95 млн HK$ (US$12,3 млн)  и 34,6 млрд HK$ (US$4,5 млрд). Но «китайское чудо», как это и было давно предсказано, начинает постепенно сдуваться. Реэкспорт в Китай все еще растет, но темпы этого роста все время замедляются. Так в 2010 году объем реэкспорта (в денежном выражении) увеличился на 32% по сравнению с годом ранее. В 2011 г. рост составил более скромные 20%, а по результатам 2012 г. – «всего» 13%.

Огромные мосты – визитная карточка Гонконга, а сам город – деловой и финансовый мост в материковый Китай

Огромные мосты – визитная карточка Гонконга, а сам город – деловой и финансовый мост в материковый Китай

Привычка к хорошему

Главная тенденция нынешнего года, которую наглядно продемонстрировала выставка, – китайский потребитель начинает привыкать к хорошему. Доля престижных и просто респектабельных брендов, представленных на HKWCF, постоянно увеличивается. Еще в прошлом году под престижные марки отвели целый зал – Большое фойе. В этом году упомянутый зал был заполнен ничуть не меньше, при этом львиную долю составляли собственные китайские марки, вся швейцарская продукция уместилась на одной, хоть и очень богато оформленной галерее. Увеличивается также доля готовых часов – в этот раз собственные бренды заняли весь первый и часть третьего этажа, еще больше потеснив производителей комплектующих, аксессуаров, инструментов и интерьерных часов.

Китайский потребитель привыкает к хорошему, а китайские бренды учатся делать качественные часы

Китайский потребитель привыкает к хорошему, а китайские бренды учатся делать качественные часы

Китайский потребитель привыкает к хорошему, а китайские бренды учатся делать качественные часы

Жителей Китая, благосостояние которых медленно, но верно растет, постепенно приучают к дорогим вещам, а на ловца и зверь бежит – крупные мировые бренды стараются оказаться поближе к потребителям. Более того, для азиатской публики проводится специальный ликбез. К примеру, главный редактор наиболее авторитетного местного журнала о часах с типично китайской фамилией Н (именно так, без гласных и всего в одну букву) прочитал другой медийной публике лекцию о том, что такое швейцарские марки, каковы их главные достоинства, в чем различия между женевским клеймом и клеймом Patek Philip и т.д.
Но спрос на международные марки предъявляется не только со стороны жителей Поднебесной. «Сегодняшняя тенденция – все производство переезжает в Китай, поэтому иногда даже с европейскими марками иногда проще работать через Гонконг, – поделился впечатлениями посетитель выставки из России Андрей Жидков. – Например, в этом году на выставке есть испанцы, ранее их никогда не было. А Гонконг хорош тем, что это универсальная переговорная площадка,  где, кстати, можно общаться на английском языке, который европейцам, в том числе и русским, знаком гораздо лучше азиатских наречий».

Но россыпи дешевой и яркой продукции – по-прежнему, главная статья часового экспорта Поднебесной

Но россыпи дешевой и яркой продукции – по-прежнему, главная статья часового экспорта Поднебесной

Но россыпи дешевой и яркой продукции – по-прежнему, главная статья часового экспорта Поднебесной

Тем не менее, завязшие в финансовых неурядицах европейцы в Гонконг ехали неохотно. Как отметили почти все участники и посетители выставки, визитеров из Европы и из Америки в этом году было меньше, чем обычно. Возможно, отсутствие посетителей из этих регионов сказалось и на общей наполняемости выставочного центра. Также среди экспонентов стало меньше малых компаний, только начинающих делать шаги в бизнесе. Зато значительно больше стало крупных фирм и компаний из самого материкового Китая, которых ранее к выставочному центру не подпускали на пушечный выстрел. В предыдущие годы распределение ролей было очень четким – один (Китай) собирает, другой (Гонконг) – продает. Во многом это положение сохраняется и сегодня, фирмы с гонконгской «пропиской» занимали немногим менее 80% от всех стендов. Но положение «младшего брата» все меньше устраивает большого соседа – китайцы постепенно выходят из-за спины своих гонконгских соотечественников и сами предлагают свои товары мировому рынку.

Тучи сгущаются – «китайское чудо» постепенно сходит на нет

Тучи сгущаются – «китайское чудо» постепенно сходит на нет

 

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Гонконг