Странная штука Московский часовой салон. Иногда кажется, что он существует по каким-то своим зеркальным законам, под действием которых все получается наоборот.
В самом деле: в умных книжках написано что усиление рекламы и ориентации на клиента должно вести к увеличению числа этих самых клиентов. Но в случае с часовым салоном все происходит наоборот. Чем больше усилий «Росинэкс » прикладывает к рекламе и продвижению выставки, тем меньше на ней участников и посетителей. В свою очередь, чем меньше стендов на выставке, тем больше интересных вещей можно на них увидеть. А чем более интересными и оригинальными являются экспонаты, тем громче слышны заявления в духе «посмотреть здесь нечего ». Недюжинная прошлогодняя рекламная активность «Росинэкса » и попытки сделать отдельную галерею швейцарских брэндов дали результат в виде сокращения числа посетителей и почти полного исхода статусных участников. Посетители жаловались, что им не на что посмотреть: еще бы, выставка впервые проходила без Tissot и Romanson’a! Между тем на салоне были представлены не известные до этого в России индийская Titan и китайская Sea Gull.
То, что обе компании не на слуху, по идее должно было сподвигнуть профессиональных часовщиков на более близкое знакомство с ними. Ведь Titan занимает пятое место в мире по количеству выпускаемых часов, а Sea Gull во многом определяет облик и тенденции на рынке часов среднего ценового диапазона: ее механизмы россияне охотно покупают в виде сложной начинки часов самых разных марок. Примерно то же произошло и с МЧС-2005. Такой рекламной активности, как в этом году, «Росинэкс » не проявлял с самого основания часового салона. Причем огонь велся по всем направлениям: от рекламы в метро до раздачи VIP-пригласительных на многих светских мероприятиях. Про рекламу в прессе самой различной направленности и говорить не приходится. Лично я как покупатель на протяжении лета - осени столкнулся с рекламой салона раз семь-восемь и ожидал увидеть на выставке чуть ли не толпы конечных покупателей. Однако все вышло наоборот.
Посетителей — что профессионалов, что покупателей — было еще меньше, чем год назад. Если отсутствие часовщиков можно объяснить тем, что у них не вызвал интереса состав участников, то среди причин неявки конечных покупателей на ум приходит в первую очередь удаленность «Крокус-Экспо ». Однако эта удаленность совершенно не мешала аншлагу на тех же автомобильных выставках. Видимо, дело не только в площадке, но еще и в общем интересе к часовой теме. Так или иначе, но количество посетителей было столь мало, что отдельные участники стали сворачивать стенды еще утром 29 октября, за два дня до окончания салона. Зависимость количества участников от активности «Росинэкса » также является скорее обратной, чем прямой. Чтобы сделать салон привлекательным для фирм, представляющих швейцарские часы, организаторы предлагали самые различные решения. Предлагали сделать визуально отдельный зал, отгородить дорогие марки от более дешевых. Пригласили антикваров, провели онлайн-аукцион и дефиле, были запланированы семинары подолее чем актуальным темам. Все напрасно: несколько присутствовавших брэндов оказались в «Крокусе » скорее случайно.
А компании, представляющие в России марки верхнего ценового сегмента, предпочли проходившую в том же «Крокусе » месяцем раньше Millionaire Fair. Однако словно в подтверждение «зеркальных » законов, по которым живет салон, сокращение числа участников удивительным образом сочеталось с ростом уникальности представленных изделий. Несмотря на недовольное ворчание посетителей, посмотреть на выставке было на что. Впервые за историю МЧС на ней были представлены часы с турбийоном. Да не одни, а четверо, и не простые, а такие, например, как модель Антуана Прециузо с тремя планетарными турбийонами или часы Константина Чайкина с календарем православной пасхи. Новую концепцию часов показала компания Voltime, была масса очень интересных интерьерных марок и несколько отечественных проектов с оригинальными идеями. Множество эксклюзивных вещей можно было увидеть на стенде антикварного интернет-магазина «Империал », прошел аукцион «Гелоса ». Что еще нужно показать, чтобы выставку сочли интересной? Опять Omega, вершину мирового часостроения?
ВДНХ-2005
Прошлогодний часовой салон многие называли «выставкой достижений китайской промышленности ». Действительно, едва ли не половину стендов украшали или китайские часы, или те же китайские часы, но с российскими названиями на циферблате. Салон этого года с полным правом можно назвать выставкой достижений российских часовщиков. Во-первых, потому что отечественные марки составляли значительную часть участников. Во-вторых, потому что товары, представленные нашими производителями в этот раз, кардинально отличались от всего, что мы видели в прошлом. Еще 3–4 года назад в качестве вершины своих достижений российские производители показывали чуть обновленные версии моделей 70-х годов. Два года назад все как по команде выставили на витрины модифицированные или декорированные версии механизмов. Прошлый год был годом китайских часов с российскими названиями: редкая компания не имела их на своем стенде. А поскольку большинство российских предприятий закупают комплектующие и часы на одних и тех же фабриках, то временами на разных стендах можно было встретить абсолютно одинаковые модели, различающиеся только надписями на циферблатах.
В этом году российских компаний было так же много, как в прошлом. Но продукция, представленная на выставке, кардинально отличалась от прошлогодней. Модели класса «Спутник » еще можно было встретить на стендах, но погоду делали другие. Глядя на стенды российских часовщиков, можно сказать, что этап косметических доработок моделей 30-летней давности, равно как и этап копирования дизайна зарубежных фирм, уже прошел. Те марки, которые были наиболее заметными в этом году, представляют собой новое лицо отечественного часпрома. Российская марка сегодня — это прежде всего оригинальный дизайн и собственная идея. Первый российские наручные часы с турбийоном и очень интересную модель «Инь и Янь» представила компания «Верный ход». «Мактайм » с гордостью продемонстрировал механизмы хронографа 3133, выпуск которых недавно наладил холдинг. Гвоздем программы на стенде «Рекорда » были модели совсем иного, чем «Неон », качества и уровня цен.
Думаю, многие обратили внимание на стенды и продукцию двух дебютантов выставки: «Денисов » и владимирской фирмы «Успех ». Часы от «Денисова », «Восток -Европа », Максима Назарова не являются копиями зарубежных моделей. Это полностью самостоятельные разработки. Генеральные идеи каждой из этих марок разработаны нашими специалистами, облик моделей создан российскими дизайнерами, внутри используются российские механизмы. При этом с точки зрения дизайна и качества исполнения они ничем не уступают продукции европейских компаний того же ценового диапазона, а иногда и превосходят их. Но основное, чем интересны эти марки, — не дизайн отдельных моделей, а наличие четкой и интересной идеологии брэнда в целом. До сих пор наши часовщики похвастаться этим не могли. Если прибавить к российским брэндам множество марок с иностранными названиями, которые в реальности производятся и продвигаются на рынке нашими компаниями, то можно сказать, что в отрасли произошел перелом. Московский часовой салон-2005 показал, что отечественные компании наконец-то сместили акцент с производства на маркетинг. Они накопили достаточно сил и опыта для эффективного вывода на рынок собственных брэндов. Здесь речь идет именно о брэндах, то есть марках, за которые покупатель готов платить дополнительные деньги.
Лаборатория времени
Совершенно отдельным проектом является «Центр реставрации часов », созданный Константином Чайкиным и Виктором Латанским. Это первое в России предприятие, сделавшее своей специализацией разработку различных усложнений. Звездой выставки стала модель с турбийоном, вечным календарем и календарем православной пасхи. Мало того, что подобная функция появилась в часах впервые в истории. Полный цикл пасхи составляет 532 года, то есть эти часы в разы сложнее любого из известных «вечников », которые имеют период «всего» 100 лет. Пока модели питерских часовщиков серьезно уступают швейцарским по качеству декорирования, но лиха беда начало.
МЧС-2006
Каким будет салон 2006 года? Вот этого не знает никто. С одной стороны, людей, критиковавших салон, гораздо больше, чем довольных его результатами. С другой стороны, все — и те, кто участвовал или посещал МЧС, и те, кто проигнорировал выставку — сходятся в одном: какое-то «место встречи » часового сообщества быть должно. Уже 7 лет таким местом является выставка. И будет очень обидно, если процесс «усыхания » салона пойдет дальше. К тому же сильная шумная выставка — это еще и существенный вклад в популяризацию часов как предмета потребления. К сожалению, часовщики, озабоченные проблемами собственных магазинов и компаний, очень часто забывают о том, что наряду с конкуренцией между марками идет и жесточайшая конкуренция между часами и другими товарами. Любое более-менее значимое событие в нашей сфере, получающее огласку в СМИ, это вклад в общий успех. Что нужно сделать, чтобы вернуть часовому салону популярность? Если отталкиваться от «зеркального » эффекта, то, может быть, ничего. Раз усилия по продвижению приводят к противоположному результату, то стоит попробовать не предпринимать никаких усилий вообще. Может, тогда все образуется…
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 6-2005
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна