Мнимые двойники

Детали механизмов ЕТА 2824 и Sellita SW200 внешне совершенно идентичны. Однако взаимозаменяемости между ними нет.

Намерение компании ЕТА сократить поставки механизмов для других марок, не входящих в Swatch Group, сначала вызвало настоящий переполох в стане швейцарских часовщиков, а затем вынудило их в срочном порядке искать замену. Но свято место пусто не бывает: другие швейцарские производители механизмов с азартом бросились заполнять освобождающуюся нишу. В частности, Sellita выпустила свой заменитель популярного механизма ЕТА 2824 – калибр SW200, эти калибры использует, например, Frederique Constant.


Посадочные размеры обоих механизмов совершенно идентичны: диаметр 11,5 французских линий (25,6 мм), высота 4,6 мм. Детали механизмов тоже на внешний вид совершенно одинаковы. Но это только на первый взгляд: 95% комплектующих SW200 для установки в ЕТА 2824 не пригодны. И что самое интересное, детали двух производителей различаются буквально на сотые доли миллиметра. На такую меру швейцарцы пошли не ради страсти к оригинальности, а для того чтобы избежать обвинения в плагиате и копировании технологий, за которыми неизбежно следуют патентные разборки в суде. Ведь любая самая крошечная деталь в законопослушной Альпийской федерации тщательно защищается авторским правом.

Если секторы автоподзавода SW200 и ЕТА 2824 визуально отличить еще можно (детали от Sellita – слева, ЕТА – справа), то реверсивные колеса выглядят как настоящие близнецы.

На доли микрона
Такая похожесть механизмов весьма коварна. Она означает, что мастер не сможет отличить комплектующие указанных калибров ЕТА и Sellita друг от друга, даже если вооружится самым сильным увеличительным стеклом. Риск перепутать детали и вставить шестеренку от Sellita в ЕТА или наоборот весьма велик. Более того, неправильная деталь проявит свой дурной характер не сразу – зубчатый механизм не потеряет подвижности, часы можно будет, например, завести вручную, они хоть и со скрипом, но будут ходить. Неприятности начнутся позже, когда из-за повышенного трения начнется износ и образование стружки, которая забьет механизм и выведет его из строя окончательно.
В число фальшивых близнецов входят детали ремонтуара, кулачковая муфта, заводной триб, суточное колесо. К ним же стоит отнести реверсивные колеса для механизма автоподзавода. Зато узлы баланса перепутать сложно. сам узел – мост, колесо, спираль – и у Sellita, и у ETA практически неотличимы. Зато их крепления принципиально разные. У Sellita посадочные штифты запрессовываются в платину, а в мосте баланса соответственно имеются для них отверстия. У ЕТА все сделано наоборот: штифты установлены на мосту, а платина имеет отверстия для них. Получается, что узел баланса ЕТА установить в механизм Sellita не получится даже при желании. Зато баланс Sellita на платину ЕТА поставить в принципе можно. Однако пользы от такой замены не будет никакой из-за того, что фиксации одним-единственным винтом без центровочных штифтов недостаточно. А малейшее отклонение баланса, даже на доли миллиметра, снижает точность хода.

Механизм SW200


Несовместимы друг с другом также такие детали ЕТА 2824 и SW200, как колесная система (ангренаж) и секундная ось. Со стрелками нужно быть особенно внимательными: стрелку, поставленную на неправильную ось, снять уже не получится, зато есть риск во время тщетных попыток разворотить весь механизм.
Единственное средство, позволяющее избежать описанных выше неприятностей, – держать детали от ETA и Sellita в разных коробках, поскольку никаких визуальных способов отличить комплектующие разных производителей не имеется. Редакция благодарит компанию «Руспарт» за помощь в подготовке статьи.

Механизм ЕТА 2824


Узел баланса SW200 и ЕТА 2824 перепутать не получится. У Sellita в мосте баланса для установки на платину вырезаны отверстия, а у ЕТА напротив – имеются штифты. Теоретически узел баланса от Sellita можно установить в механизм ЕТА, при этом часы даже будут работать. Однако требуемой точности хода добиться не получится – «гуляющий» баланс, зафиксированный единственным винтом, этому не способствует.

Памятка продавцу
Чтобы не доводить дело до замены заводных колес, которые, как было сказано выше, легко перепутать, нужно соблюдать меры предосторожности во время эксплуатации механизма. Заводные колеса легко повредить в результате небрежного обращения, когда владелец часов слишком часто и слишком энергично заводит пружину. как правило, такое происходит, когда запаса хода начинает хронически не хватать – часы, несмотря на механизм автоподзавода, останавливаются за ночь или за сутки. Причин возникновения такой неприятности две. В первом случае загустевает смазка, она в буквальном смысле прикипает к деталям, склеивает между собой витки пружины, в результате чего пружина не может развернуться до конца. При таком раскладе необходимо обратиться в мастерскую для чистки механизма и замены масла. Во втором случае причина кроется в малоподвижном образе жизни: если у человека преимущественно сидячая работа, более того, руки заняты главным образом компьютером, движений кисти может просто не хватить для полноценного завода. Разумеется, лучший совет в такой ситуации – двигаться как можно больше, это полезно не только для часов, но и для здоровья. На худой конец мастера рекомендуют носить часы на правой руке (для левшей – на левой) как на более подвижной.

Имейте под рукой
Механизмы ЕТА 2824 и SW200
1. Детали ремонтуара.
2. Диск календаря (могут замяться зубья, при неправильном обращении).
3. Заводной барабан (при неосторожном обращении могут быть сорваны зубцы).
4. Сектор автоподзавода.
5. Реверсивные колеса механизма автоподзавода (ломаются, если прикладывать слишком большое усилие при заводе).
6. Колесная система (полезно иметь в наличии, однако она ломается гораздо реже перечисленных выше элементов).

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №6-2012

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: ETA 6-2012 Sellita