Минус девять

Экспорт часов из Швейцарии и розничные продажи в России показывают одинаковую динамику

Экспорт часов из Швейцарии и розничные продажи в России показывают одинаковую динамику

Появившаяся в среду статистика об июльских розничных продажах в России показала усиление спада: -9% против чуть более 8% в прошлые месяцы. А сегодня вышли цифры по экспорту часов из Швейцарии : в июле они упали на 9.3%. Неделю назад на сайте швейцарского часового журнала Europastar появлялась информация о динамике американского рынка. Там за последний год розничные продажи часов просели на 14%, а в сегменте $100-150 – почти на четверть (24%). Часовщики кивают на Apple Watch – мол, все из-за них. Но любые расчеты показывают, что даже при самых благоприятных раскладах iWatch никак не могли «отъесть» такой кусок рынка. Продажи реально падают не только в России.

Экспорт часов из Швейцарии - скользящая средняя за 12 месяцев

(источник - fhs.ch)

Июльские цифры швейцарского экспорта подтверждают то, что оптовые и розничные склады заполнены до верху. Поставки в Гонконг сократились на 29%, в Китай – на 39.6% (в результате Поднебесная съехала с третьей на пятую строку среди крупнейших рынков), Тайвань – на 18%. Почти на 20% упали ОАЭ, на 43% - другой ближневосточный рай, Кувейт. Так что Россия с цифрой -39.8% перестала быть лидером падения. Знаковым событием стало снижение экспорта в Южную Корею (-19.7%), которая упрямо росла даже в кризис 2009-го. В минусе Япония, Великобритания, Сингапур, Саудовская Аравия, Канада, и далее со всеми остановками… Даже чудесные всплески отгрузок в Данию (+48.7%) и Францию (+53.4%) не спасают общую картину. Потребительский спрос снижается во всем мире.

И, кстати, не только на часы. Китай был вынужден опустить юань из-за того, что суммарный экспорт снизился на 8%. Китай – «всемирная фабрика», и падение китайского экспорта означает, что абсолютно во всем мире стали потреблять меньшее количество абсолютно всех товаров. Мировой спрос на золото упал на 14%, даже в традиционно любящих украшения ОАЭ продажи ювелирных изделий просели на 22%.

Динамика индекса Доу-Джонс за июль-август 2015.

 

Так что ничего удивительного в происходящем в России нет. Мы следуем «общим курсом», иногда отставая, иногда – опережая его. Еще неделю назад многие экономисты приводили пример Казахстана – мол, нашим властям нужно делать как Назарбаев, и все будет хорошо. «Хорошо» закончилось одномоментным снижением валюты на 30%.

А что касается розничных продаж в России, то у тренда как минимум 3 причины. Первая – объективное снижение располагаемых доходов. Падение уровня жизни наиболее экономически активной части россиян оценивается в 25%.

Второй фактор – субъективный: люди взволнованы происходящими событиями и не готовы к покупкам даже при наличии денег. К тому же произошла определенная смена приоритетов в сознании людей, они меньше склонны кичиться роскошными вещами. О том, что такая ситуация возникнет, мы предупреждали еще 2 года назад. Кстати, воздействовать на нее может каждый предприниматель. Рецепт известен: реклама. Однако по данным TNS за год число рекламируемых брендов в России снизилось на 10%. Что первично: падение продаж или сокращение рекламы?

Аналитики чаще всего оперируют только с финансовыми показателями и не любят говорить о третей причине падения продаж: оскудевшем ассортименте. Испугавшись курса валюты и снижающегося спроса, оптовая и розничная торговля сократили закупки, иногда до нуля. В результате востребованный товар оказался вымыт. Не только в часовых магазинах, но и в хозяйственных, продуктовых, обувных на витринах стоят либо самые дешевые товары, на которые переориентировались предприниматели, либо те из дорогих, которые не были никому нужны и до кризиса. Я не часто бываю в супермаркетах, и от того воспринимаю перемены более резко. На этой неделе в «Зеленом перекрестке» я не смог купить ни пива, ни рыбы, ни фруктов. Стеллаж с пивом визуально заполнен, но там не было моего любимого Paulaner’a. Отдел рыбы и полуфабрикатов оказался закрыт во время моего визита: теперь он работает с 9-00 утра. А единственная разновидность абрикосов выглядела настолько удручающе, что не вызывала никакого желания их потрогать. Интересно, там кто-то рассчитывает на рост продаж? Лично мне пришлось покинуть магазин с пустыми руками. Думаю что с аналогичной ситуации оказываются и посетители часовых салонов: многие дистрибьюторы практически прекратили импорт.

Следы экономии и скудость ассортимента невооруженным взглядом видны в любом магазине. Это не дает потребителю возможности выбора и дополнительно усиливает негативные настроения. Особенно критичное влияние такая экономия оказывает на товары, относящиеся к эмоциональным, «лишним». Часы входят в их число.

Между тем позитивные эмоции являются тем товаром, который сегодня в дефиците и за который люди готовы платить. В том же июле, когда торговля жаловалась на спад продаж, владельцы кинотеатров зафиксировали абсолютны рекорд своих доходов.

Кстати, за что я уважаю швейцарцев, так это за умение сохранять лицо в любой ситуации. Даже июльский пресс-релиз швейцарской часовой федерации начинается словами: «Июль не был хорошим месяцем для часовой индустрии».  Всего лишь одно короткое негативное слово на целое предложение, и это при рекордном падении!

Все в порядке, бывает, продолжаем работать!

 

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: экспорт