Мини-сервис в деталях

<font color="#808080" face="Verdana">Об организации мелкого ремонта на «точке»</font> Специалист компании «Мастер-Тайм»На самые распространенные вопросы по организации сервисного обслуживания при магазине отвечает специалист компании «Мастер-Тайм» Александр Федичкин.
Появилась необходимость создания мини-сервиса при крупном часовом отделе - одном из эффективных способов конкурентной борьбы за покупателя - в журнале уже упоми­налось не раз. Мы не хотим касаться экономической стороны вопроса, поскольку он очень сложен, и не вся выгода от сервиса является прямой, скажем только, что для нормальной продажи швейцарских часов высо­кий уровень сервисного обслужива­ния при магазине просто обязате­лен.
Итак, вы решили создать сервис для ваших продаж. Скорее всего, у вас возникла потребность в про­ведении мелкого ремонта часов прямо в торговой точке, а именно: подгонке браслетов «по руке» при покупке, замене элементов пита­ния в гарантийный период, под­водке точности и дефектации бра­кованных часов при обращении клиентов в течение гарантийного периода. С чего начать и как поставить дело в целом?
Мастер сервисного центра
Прежде всего, надо организо­вать рабочее место мастера. Иде­альным выглядит изолированное помещение, но если нет планов найма суперпрофессионала, то нужно организовать удобное место для продавца, который будет сов­мещать продажу часов с их обслу­живанием. Не надо пытаться эконо­мить и делать «скатерть-самобран­ку», когда все необходимое достает­ся из-под прилавка и на нем же раскладывается. Здесь есть несколь­ко минусов. Во-первых, как прави­ло, прилавок является одновремен­но и витриной, а почти все обору­дование для ремонта сделано из стали, и шанс разбить прилавок из-за одного неаккуратного движе­ния очень велик, не говоря уже о том, что очень часто для элементар­ных операций необходимо прикла­дывать значительные усилия, орудуя часовым молотком. Во-вторых, на время ремонта около 0,5 м прилавка «выпадают» из вашей торговой пло­щади и приносят значительные неудобства остальным продавцам. В-третьих, работа «на коленке» никогда не отличалась высоким качеством. В общем, необходимо отделить какое-то пространство с обратной стороны прилавка или прямо на нем для проведения ремонта, чтобы оно служило в каче­стве специализированного рабочего места.
Следующий вопрос, возникаю­щий при организации сервиса -какое оборудование необходимо для ремонта часов? Здесь выбор определяется тем, что именно вы предполагаете делать, сколько мес­та под сервис вы можете выделить и на какую сумму вы рассчитываете. Диапазон ремонтного и диагности­ческого оборудования очень широк, и полный комплект может обойтись вам в сумму, сравнимую с ценой нового автомобиля среднего класса. По нашему опыту, цена полного комплекта для замены батареек и подгонки брасле­тов, используемого в мини-сервисе на торговой точке, составляет от 100 до 700 долларов в зависимости от «фирменности» инструмента. Безус­ловно, титановый волосковый пин­цет от Bergeon качественнее и лучше пинцета «Чайка» из стали, однако необходимость приобретения фир­менного мелкого оборудования для торговой точки спорна, поскольку продавец вряд ли будет перебирать механические часы в условиях тор­гового зала. Достаточно полный ассортимент оборудования для ремонта приведен в нашем катало­ге. Остановлюсь на предназначении основных мелких инструментов.
Открывалка крышек-хлопушек (около 10 долларов). Да, эта вещь незатейлива, но она позволит не царапать задние крышки часов при замене батареек.
Пресс для закрывания часов (от 40 до 200 долларов, в зависимости от фирмы и опций - набор дисков, конструкция и т.п). В большинстве японских часов задняя крышка не может быть закрыта с помощью силы одних только пальцев мастера, а закрывание крышек с помощью ножки стула несовместимо (с моей точки зрения) с понятием «сервис».
Открывалка (ключ) для винто­вых крышек (от 25 до 80 долла­ров). Альтернатива этому нехитро­му устройству - штангенциркуль, но сохраненные от царапин задние крышки стоят дороже. Если вы занимаетесь нестандартными часами (например, с задней крыш­кой типа Rolex или с крышкой с нечетным числом насечек на зад­ней крышке), то расходы на набор ключей для всех типов часов резко возрастут.
Силикон и подушечка для силикона (комплект - около 15 долларов). Как правило, сейчас все импортные часы, как минимум, водозащищенные. Необходимо при каждом вскрытии часов сма­зывать резиновую прокладку зад­ней крышки силиконом.
Выбивалка шпилек (с набором насадок), подставка для браслетов, часовой молоток, выдавливатель шпилек (от 15 до 150 долларов). Безусловно, это самые используе­мые инструменты для работы масте­ра в торговой точке. Не стоит эко­номить и покупать только что-то одно, чего, на ваш взгляд, вполне достаточно для работы. Очень часто браслеты оказываются довольно сложно устроены, и чем больше возможностей у мастера, тем выше шанс, что покупка не сорвется из-за того, что продавец не сможет подо­гнать браслет «по руке». Столь высо­кая максимальная цена обусловлена наличием в полном комплекте потанса, который необходим для аккуратной работы с браслетами дорогих часов.
Устройство для проверки гер­метичности часов (от 350 до 4300 долларов). Прибор, нужный прак­тически при любой операции с герметичными часами. Данные приборы взяты на вооружение в основном швейцарскими сервис­ными центрами, для которых цена ошибки мастера, результатом кото­рой может стать нарушение герме­тичности корпуса после ремонта, наиболее высока. Фактически, обо­рудование данного класса использует­ся только в специализированных мас­терских и не применяется в обычных пунктах замены батареек и мелкого ремонта.
Leak Checker 2000
Устройство проверки точности хода (от 200 до 2500 долларов). Проверка точности часов и их гер­метичности разграничивает так называемый «квик-сервис» и мастер­скую. С подобным оборудованием можно уже выполнять серьезные работы с механическими часами и проводить входную диагностику.
Какие основные вопросы возни­кают при создании мини-сервиса?
Чаще всего встает вопрос о лицен­зировании и сертификации. Хочу сказать сразу: ремонт наручных, настольных, настенных и напольных часов и будильников не является ни лицензируемой, ни сертифицируе­мой деятельностью. Исключение составляет только сертификация услуг для ремонта настольных часов (как правило, с постоянной под­светкой), питающихся напрямую, без низковольтного блока питания, от сети переменного тока напряже­нием 220 вольт.
Второй вопрос, задаваемый нам оптовиками: отразится ли ремонт, произведенный их мастером, на сроке гарантии часов, которые он безуспешно пытался починить? Зачастую к нам обращаются люди, которые сначала попытались отре­монтировать часы в торговой точ­ке, а после того, как им не смогли там помочь, пришедшие в гаран­тийный сервис-центр. Ответ на этот вопрос - самый сложный и неоднозначный. Как правило, решение его в каждом случае индивидуально. Зачастую мы предлагаем мастеру из магазина пройти стажировку в нашем сер­висном центре, чтобы у нас не воз­никало претензий по поводу про­веденной попытки ремонта. Луч­ше заручиться от гарантийного сервис-центра официальной бума­гой на право вскрытия и первич­ной дефектации часов. Однако следует иметь в виду, что гаран­тийная мастерская не выдаст подобный документ, если не будет уверена в качестве выполняемых работ. Например, Casio позволяет производить вскрытие и ремонт часов только в авторизованных сервис-центрах, имеющих аппарат «сухой» проверки герметичности.
Третьим обычно бывает вопрос об используемых для ремонта материалах. В данной статье я бы ограничился разговором о фир­мах-производителях батареек (элементов питания). На сего­дняшний день немногие фирмы поставляют на российский рынок полный их ассортимент: Energizer, Gold Peak (GP), Golden Power, Maxell и Renata.
Очень хочется сказать несколько слов по поводу Golden Power. Да, эти батарейки самые дешевые и по цене установки они идеальны для китай­ского ширпотреба. Это объясняется низким качеством этих батареек и их химических реагентов - они используют устаревшие составы на основе цинка, в то время как осталь­ные «приличные» фирмы полно­стью переключились на оксид сереб­ра, что резко увеличивает емкость и удлиняет срок хранения. Не надо ставить батарейки GP в более доро­гие часы (ценой выше 10-15 долла­ров). Дело в том, что Golden Power «любят» протекать после разрядки. Если это происходит, то обычно щелочь растекается по всему меха­низму, нанося ему невосполнимый ущерб, и дальнейший ремонт сво­дится к его полной замене.
Seiko 7T32
Несколько слов о Energizer. У любого элемента питания есть стандартный допуск для каждого размера, например, батарейка SR920 может иметь диаметр от 9,0 до 9,5 мм. В часах все посадочные места рассчитаны на батарейки мак­симально допустимого размера, однако почти все производители немного перестраховываются (или экономят?) и делают «батарейки-минимум». Кроме Energizer - эти делают все «по максимуму», а это приводит к тому, что в некоторые механизмы элементы питания устанавливаются только с усилием. В практике нашего сервиса наибо­лее типична проблема с механиз­мом Seiko 7T32 (самый распростра­ненный хронограф Seiko с вторым временем и будильником) - после установки в него батарейки Energizer происходит небольшая деформация верхнего моста, что в дальнейшем приводит к выходу из строя механизма календаря (обычно требуется замена 2-3 колес).
Наш сервисный центр работает только с оригинальными батарейка­ми Maxell, поскольку за всю нашу историю не было встречено ни одно­го бракованного элемента питания этой марки.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2002

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Сервис 3-2002