Традиционная сентябрьская поездка в Гонконг в этом году была интересна мне не столько выставкой (ну что там может быть нового?), сколько возможностью пообщаться с людьми, работающими в
Азии — уголке планеты, на который, как на спасительную соломинку, возлагает антикризисные надежды весь капиталистический мир. Биржевые цены на нефть и другие сырьевые товары во многом определяются спросом, который предъявляет на них Китай, а от цен на сырье зависят курсы акций компаний и валюты множества стран, включая Россию. Да и положение доллара тоже связано с политикой Китая как крупнейшего держателя госдолга США. Поэтому если выстоит экономика Китая — все будет в порядке и в других странах. Тем интереснее было посетить «перекресток миров», которым является Гонконг.
Увы, Гонконг — не Сочи, и «прикуп» здесь, похоже, не знают. Разговоры и встречи с разными людьми дают совершенно противоположную картину. У кого-то все прекрасно, а кого-то из компаний уже нет. Если попытаться обобщить все рассказы, вырисовывается примерно следующая ситуация. В целом экономика Китая скорее жива, чем мертва. Но жизнь поддерживается во многом за счет «кислородной подушки» в виде огромного объема выданных кредитов. Внешний спрос падает, программа по формированию внутреннего спроса, бывшая последние годы приоритетной у властей, похоже, не сработала. В итоге сделать какие-либо определенные прогнозы по дальнейшему развитию событий сложно.
В стане часовщиков царит такой же разнобой. Экспорт и заказы иностранных фирм упали процентов на 30. Половина компаний-производителей при этом разорилась, и 70% прошлого объема работ распределились среди половины оставшихся фирм. В результате у «выживших» наблюдается превышение объема заказов над производственными возможностями со всеми вытекающими проблемами: удлинение сроков, рост цен, снижение качества.
Повальные банкротства мелких фабрик не могли не отразиться на выставке: она стала меньше. Согласно отчету организаторов, число участников изменилось незначительно — примерно со 760 в прошлом году до «около семисот» в этом. На деле перемены были масштабнее. Визуально площадь выставки сократилась на добрую треть. Стало меньше не только часовых компаний: совсем исчезла ювелирка, индусы с жемчугами и россыпями драгоценных камней, почти не стало производителей заводных головок, заготовок для браслетов и прочих комплектующих.
Судя по отсутствию в залах гонконгского выставочного центра стендов с промышленным оборудованием, оно также перестало пользоваться спросом. Организаторы тоже старались экономить на чем могли: большинство посетителей отметили исчезновение коврового покрытия в залах. Однако при этом уровень сервиса был, как и раньше, высок. Остались традиционные для выставки бесплатный Интернет, звонки по городу, VIP-приглашения для многих клиентов. Организаторы продумали все вплоть до такой мелочи, как бесплатная услуга по зарядке телефонных аккумуляторов. В итоге уменьшения состава участников
и изменения компоновки стендов выставка не только не потеряла, а даже прибавила в имидже.
ГЛАМУРНЫЙ ГОНКОНГ
Традиционное коктейль-шоу, посвященное открытию Гонконгской часовой выставки, в этом году называлось «Гламурный Бродвей». Еще пару лет назад слова «Гонконгская выставка» и «гламур» были антонимами. Но в этом году и само представление, и выставка в целом стали действительно почти гламурными.
Мероприятие стремительно преобразилось. Наиболее заметным стало перерождение «галереи брендов». Этот проект родился лет 6—7 назад и первоначально представлял собой расположенный в одном из переходов набор мини-витрин, на которых отдельные производители выставляли свою продукцию. В этот раз он полностью занял «Гранд-холл» — один из залов третьего этажа, вытеснив оттуда его традиционных «жителей» — производителей механизмов, торговцев оборудованием и комплектующими.
Те тоже не остались обиженными — их экспозиции переехали в зал национальных павильонов. Традиционно он был самым скучным и бестолковым местом на всей выставке, где в одинаковых бело-красных клетушках были собраны в основном стенды китайских фирм. С приходом производителей механизмов и продавцов упаковки зал стал неожиданно ярким и интересным. В результате таких перестановок произошло чудо: мало того что выставка стала гораздо боле зрелищной и гламурной, но и самое престижное место оказалось вовсе не у входа, на первом этаже, а на самом верху, под крышей. Примерно как в небоскребах, где чем выше офис фирмы, тем он престижнее. И это далеко не единственные отличия выставки 2009 года.
Радикально поменялись сами стенды и представленные на них товары. Гонконг всегда был местом для демонстрации производственных возможностей, собственно брендов, в отличие от Базеля, здесь никогда не было. Поэтому отношение к появившимся 3—4 года назад заявлениям боссов гонконгской часовой отрасли о том, что местная промышленность будет развивать свои бренды, было весьма скептическим: мол, не в этом столетии.
Но гонконгцы и китайцы очень быстро учатся. И выставка этого года представляет собой уже не набор безликих стендов с одинаковым товаром, а экспозицию, собравшую несколько сотен пусть маленьких и еще не очень известных в мире, но брендов, каждый из которых имеет свою концепцию, идею. Получился эдакий мини-Базель с небольшим восточным налетом.
Среди стендов с часами нередко можно было встретить стенды копаний, предлагающих комплексные маркетинговые решения по продвижению торговых марок. Это благодаря их усилиям произошли преобразования у местных производителей. Подтверждением изменившейся ситуации стали швейцарские фирмы. Во-первых, несколько из них приехали в Гонконг как участники. А во-вторых, главным докладчиком на проходящей здесь Азиатской часовой конференции стал руководитель китайского подразделения A.Lange&Sohne.
Еще 3 года назад никто бы не поверил, что Richemont в лице одной из своих самых дорогих и специфических марок может снизойти до каких-либо контактов со здешней выставкой. Если дело так пойдет и дальше, через год-другой организаторам предстоит провести еще одну перепланировку: нужно же куда-то интегрировать стенд Rolex…
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 5-2009
Автор: Вячеслав МЕДВЕДЕВ
При перепечатке активная ссылка обязательна